Представители ретейлеров уверяют, что магазины иногда продают товары себе в убыток. Фото Алексея Круглова/PhotoXPress.ru
Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) представила свой взгляд на инфляцию. По ее расчетам, в сентябре в сетевой рознице социально значимые продукты подешевели на 1,2% к августу. По данным же Росстата, на которые ссылаются в АКОРТ, такие цены снизились лишь на 0,7%. Разница примерно в два раза. В ассоциации раскрыли структуру торговой наценки: только 4% приходятся на чистую прибыль, остальное обусловлено издержками. Поводов, чтобы столь громко ворваться в новостную повестку, у ретейлеров достаточно. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) ранее затребовала у торговых сетей сведения о ценообразовании на важнейшие товары. Минсельхоз же сообщил о растущих объемах производства продуктов – правда, министерство сделало это тоже в ответ на данные все того же Росстата, зафиксировавшего в сельском хозяйстве сильнейший спад.
Вопрос о том, почему в стране растут цены на продукты питания, все острее. Со стороны может показаться, что каждый связанный с этим процессом участник экономической деятельности пытается если и не перекинуть на кого-то другого вину за дорожающие продукты, то хотя бы несколько перераспределить ответственность. Тем более что многое зависит от того, какие именно продукты и какой конкретно период мы рассматриваем, и самое главное – чьи именно цены мы в принципе пытаемся отследить.
АКОРТ, объединяющая 26 крупнейших торговых компаний, на которые суммарно приходится более 30% рынка розничной торговли России, обнародовала альтернативные расчеты изменения цен на базовые продукты питания. Альтернативная система мониторинга основана на совместной экспертизе аналитиков АКОРТ и Центра развития потребительского рынка экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
«Торговые сети зафиксировали ускорение снижения цен на социально значимые продукты в сентябре: цены на товары «первой цены» из линейки продовольственных товаров первой необходимости снизились в сетевой рознице на 1,2%. По сравнению с августом темпы снижения цен ускорились почти втрое. В среднем по стране за тот же период, по данным Росстата, социально значимые продукты подешевели на 0,7%», – сообщается в материалах ассоциации (есть в распоряжении «НГ»).
Уточним: речь идет о помесячном сопоставлении цен – сентябрь к августу, август к июлю и т.д. Продукцией «первой цены» принято называть самый дешевый товар на полке в каждой товарной категории или группу товаров с самыми низкими ценами. Правительством определен перечень из 24 социально значимых продовольственных категорий. В частности, это разные виды мяса, определенный вид рыбы, сливочное и подсолнечное масло, молоко, яйца, сахар, соль, чай, мука, разные виды хлеба, некоторые виды круп, вермишель, картофель, капуста, лук, морковь, яблоки. Как пояснили аналитики АКОРТ, в своем мониторинге они учитывают 25 категорий, включая еще свеклу, необходимую для анализа цен «борщевого набора».
Росстат на своем официальном сайте пока не обнародовал собственную оценку индекса потребительских цен за сентябрь 2024-го, выход отчета запланирован на 11 октября. Однако в уже опубликованных на его сайте материалах можно найти информацию о динамике цен на отдельные продукты питания по состоянию на 30 сентября в сравнении с концом августа.
Итак, если брать конкретный показатель – за сентябрь, то видно, что разница между расчетами АКОРТ и Росстата составила почти два раза. Получается, в крупных торговых сетях цены на базовые продукты снизились сильнее, чем видит официальная статистика в среднем по стране.
Разница объяснима, ведь, как пояснил «НГ», комментируя ситуацию, аналитик Института комплексных стратегических исследований Дмитрий Плеханов, «Росстат собирает информацию о ценах по более широкому кругу торговых организаций, включая не только торговые сети, но и отдельные продовольственные магазины, а также рынки».
Впрочем, в АКОРТ вовсе не настаивают на том, что абсолютно каждый товар на полках торговых сетей дорожает медленнее или дешевеет быстрее, чем считает Росстат. Есть и обратные примеры.
Допустим, аналитики ассоциации сообщили, что сейчас одним из лидеров роста цен оказалось сливочное масло. По данным Росстата, которые приводят в АКОРТ, оно подорожало за сентябрь примерно на 4,5%, тогда как, по оценкам членов торговой ассоциации, в сетевой рознице сливочное масло выросло в цене сразу на 8,4%.
Или хлеб пшеничный: по Росстату, он подорожал за сентябрь примерно на 1,6%, а по сведениям АКОРТ – на 4,7%.
Динамика цен на социально значимые продукты питания, в помесячном сопоставлении, в процентах. Источник: Ассоциация компаний розничной торговли |
Кроме того, сентябрь сам по себе месяц, сильно подверженный сезонным факторам, и если брать для анализа более продолжительный период, то различия несколько сглаживаются. Судя по материалам АКОРТ, «инфляция социально значимых товаров» в целом за девять месяцев составила 8,6%, если опираться на Росстат, и около 7%, если ориентироваться на расчеты самих торговых сетей.
Представители розницы упоминают еще одну тонкость: важен и сам уровень цен в абсолютном выражении. Аналитики упомянули ситуацию со сливочным маслом. Как сообщили в АКОРТ, в сентябре закупочные оптовые цены на масло выросли почти на 8%. Но торговые сети «удерживают минимальные цены на сливочное масло на уровне 854 руб. за кг – это на 16% ниже, чем в среднем по стране, по данным Росстата».
И здесь возникает самый болезненный вопрос – о наценке. «Торговая наценка не есть маржа», – сообщил на пресс-брифинге во вторник председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев. Подробно этот тезис раскрыла директор АКОРТ по взаимодействию с органами государственной власти Елена Чо, рассказав об индексе, который рассчитывается ассоциацией: он отражает соотношение средней розничной и средневзвешенной закупочной цены.
По ее данным, в структуре торговой наценки около 30% занимает фонд оплаты труда, примерно 29% – это затраты торговых сетей на логистику и на утилизацию нераспроданных остатков продукции, 21% – налоговые и социальные отчисления, коммунальные платежи, оплата банковского эквайринга, 16% – расходы на аренду, а также эксплуатацию и покупку торгового оборудования. «И оставшиеся 4% – это, по сути, чистая прибыль компании, которая включает в себя средства, направляемые на возвратные инвестиции», – сообщила Чо.
Также, по ее словам, «в ряде высококонсолидированных категорий – таких как масло, сахар, мясо, яйца, молоко – рыночная власть производителей превышает рыночную власть торговых сетей». «На наш взгляд, законодательное вмешательство в ценообразование, особенно на конечном участке товаропроводящей цепи, нецелесообразно», – уточнила Чо. Поскольку в ценообразовании участвует каждое звено, начиная с производителя. Этот вывод отчасти подтвердила на брифинге директор Центра агропродовольственной политики РАНХиГС Наталья Шагайда: «Лучше поддерживать конкуренцию производителей, чем ограничивать цену, допустим, на всю продовольственную категорию».
Как можно судить, у представителей розничной торговли появилось несколько веских поводов выйти в информационное поле со столь подробными разъяснениями своей позиции. В конце сентября ФАС объявила о решении проанализировать ценообразование на социально значимые продукты в 14 федеральных торговых сетях.
«Речь идет о хлебобулочных изделиях, молочной и мясной продукции, а также овощах «борщевого» набора, – сообщало ведомство. – На основе полученных данных служба проведет анализ обоснованности розничных цен на перечисленные товары. Необоснованное повышение цен станет основанием для применения мер антимонопольного реагирования».
Ответ от АКОРТ тогда последовал быстро: «Ретейлеры ограничивают наценки на 350 позиций социально значимых товаров в пределах 10%, а в зависимости от ситуации на рынке применяют гибкий механизм сдерживания роста цен, устанавливая на отдельные товары «первой цены» нулевую или отрицательную торговую наценку». Но, видимо, этой информации оказалось недостаточно.
Так что теперь в ассоциации сообщили, что «средняя наценка на товары «первой цены» в крупных торговых сетях в сентябре составила 6,6%». Это больше, чем было в августе (около 5%), но значительно меньше, чем, например, в 2021 году – около 16%.
Впрочем, на некоторых отечественных производителей ФАС тоже обратила внимание – например, на производителей молочной продукции, отпускные цены которых вызвали не меньше вопросов.
Пришлось отчитываться и Минсельхозу. По данным Росстата, в августе производство продукции сельского хозяйства обвалилось в стране сразу на 14,7% к тому же месяцу 2023-го. За январь–август падение составило 3% в годовом сопоставлении.
В Минсельхозе, комментируя такую статистику, уверили, что в настоящее время в сельском хозяйстве наблюдается рост производства по большинству направлений. «За восемь месяцев текущего года на 4,4% увеличился выпуск продуктов питания: мяса и субпродуктов, колбасных изделий, молока и сыров, муки и круп, растительных масел, кондитерской и другой продукции. Высокие темпы производства в животноводстве, где вырос выпуск скота и птицы, куриных яиц и сырого молока», – цитируют информагентства сообщение министерства. Ценовая динамика, по заверению Минсельхоза, отвечает сезонным трендам. В министерстве перечислили множество продуктов питания, на которые отпускные цены, то есть цены производителей, снизились.
Альтернативные расчеты обычно полезны тем, что они добавляют дополнительные оттенки в экономическую картину, позволяют анализировать ситуацию с учетом тех деталей, которые могут быть незаметны, если слишком обобщать тенденции. Главное, чтобы альтернативные расчеты не превращались в истину в последней инстанции и не становились инструментом лоббистской игры, продвигающей интересы отдельных представителей отрасли.