Интерес россиян к слабоалкогольным напиткам уверенно растет. Фото PhotoXPress.ru
Чиновники и социологи называю сенсационные данные о сокращении потребления алкоголя в России. Доля непьющих россиян выросла вдвое за последние два десятилетия, утверждает ВЦИОМ, который уже объявил о наступлении в России «новой эпохи трезвости». Минздрав РФ также объявил о падении душевого потребления более чем в полтора раза за последние 15 лет. Правда, наша официальная статистика пока не фиксирует столь масштабного падения производства спиртного. А специалисты указывают на солидные объемы домашнего производства и большой теневой рынок алкоголя. Часть экспертов называют объявление «новой эпохи трезвости» элементом государственной антиалкогольной кампании.
ВЦИОМ сообщает о том, что за последние 20 лет существенно сократилась доля употребляющих алкоголь россиян. Сегодня спиртную продукцию потребляет половина опрошенных против 73% в 2004 году, рассказывают социологи. Доля вовсе непьющих россиян увеличилась с 27% в 2004 году до 48% в 2024-м.
Больше всего приверженцев трезвого образа жизни в двух самых младших поколениях, это зумеры и младшие миллениалы, то есть это молодые люди в возрасте 20–32 лет. Среди них доля непьющих составляет 56 и 61% соответственно. Также довольно высока доля трезвенников в самой старшей возрастной группе (старше 77 лет). Здесь непьющих около 56%, следует из результатов опроса. Обнаружили социологи и большую долю непьющих среди бюджетников – 51% против 39% среди работников коммерческого сектора.
В связи с такими данными опросов специалисты ВЦИОМ делают вывод о «сдвиге в культуре потребления алкоголя». «Сегодня в российском обществе еще сильнее прослеживается переход к южному типу потребления алкоголя, характеризующемуся преобладанием легких алкогольных напитков, как правило пива и вина», – сообщают исследователи.
При этом доля потребляющих вино сократилась, судя по опросу, до 19%, тогда как 20 лет назад его выбирал каждый третий потребитель спиртного. Доля предпочитающих пиво сократилась до 18% с 47% в 2004 году. Водку 20 лет назад выбирал каждый третий респондент, тогда как сегодня – только каждый 10-й, рассказывает ВЦИОМ.
Потребление алкоголя в России за последние 15 лет сократилось почти в два раза – с 15,7 л этанола на душу населения в 2008 году до 8,4 л в 2023-м, рассказывала ранее директор Национального научного центра наркологии – филиала НМИЦ психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского Татьяна Клименко.
В Минздраве при этом ставят цель по снижению потребления этанола на душу населения до 7,8 л к 2030 году. В ведомстве напоминают, что в стране с 2009 года действовала концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения РФ на период до 2020 года.
Удивительно, но статистика производства алкогольной продукции и динамика ее продаж совершенно не подтверждают выводы о снижении потребления спиртного в стране.
Как следует из данных Росалкогольтабакконтроля, по итогам девяти месяцев этого года вся алкогольная отрасль произвела 132,8 млн декалитров (дал, 10 л. – «НГ») спиртосодержащей и алкогольной продукции (кроме пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи), что на 0,6% больше, чем в прошлом году.
При этом производство игристых (шампанских) вин за год увеличилось на 27,6%, до 11,1 млн дал. Производство тихих вин выросло на 8%, до 24 млн дал. Водочные предприятия нарастили производство на 1,6%, до 55,7 млн дал. Розлив коньяка вырос на 16,9%, до 6,9 млн дал. Всего спиртных напитков крепостью выше 9 градусов за 9 месяцев было выработано 81,9 млн дал, что на 7,5% больше прошлогоднего.
Единственная категория, где производство снизилось, это слабоалкогольные напитки. Здесь выпуск по итогам девяти месяцев упал в 1,7 раза, до 9,3 млн дал. Считается, что на их производство повлияло изменение акциза с 1 мая. Ставка акциза на этот вид продукции увеличилась до 141 руб. за литр, что могло сделать производство таких напитков малорентабельным.
Никакой долгосрочной тенденции по снижению производства алкоголя в России также не наблюдается. Так, по итогам 2022 года в стране было произведено почти 200 млн дал алкогольной продукции, тогда как по итогам 2017 года легальное производство алкоголя было на уровне 186 млн дал, показывают данные Росстата.
Официальные объемы продажа алкоголя также увеличиваются. По данным Росалкотабакконтроля, по итогам восьми месяцев этого года розничные продажи спиртных напитков (без учета пива, сидра и медовухи) в России увеличились на 2,4% в годовом выражении и составили почти 150 млн дал. При этом продажи алкоголя крепостью выше 9 градусов выросли почти на 5%, до 78,16 млн дал. Продажи игристых вин увеличились на 11,6%, до 13,5 млн дал, ликерных – на 11,5%, до 875 тыс. дал, тихих вин – на 1,4%, до 37,8 млн дал, коньяка – на 5,5%, до 9 млн дал. Продажи водки за тот же период выросли на 0,9% и почти достигли 50 млн дал. В то же время продажи слабоалкогольной продукции снизились почти на 7%, до 10,6 млн дал, следовало из данных Росалкотабакконтроля.
«Продажи водки стабильны с 2017 года, даже наблюдается небольшой рост. Значит, никакого замещения водки нет. А есть в России с 2021 года устойчивый рост потребления крепкой алкогольной продукции в целом, который в основном поддержан ростом продаж виски, коньяка, ликеро-водочных напитков при сохранении абсолютного лидерства водки», – замечал директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз.
Аналитики из компании FinExpertiza ранее также приходили к выводу, что в последние годы в стране растет потребление именно крепкого алкоголя, то есть продукции крепостью выше 25%. Они подсчитывали, что в 2023 году был продан рекордный за последние семь лет объем крепкого алкоголя – 7,2 л на душу населения. Это на 3,6% больше объема реализации водки, коньяка и ликеро-водочной продукции, чем в 2022 году. Однако и в 2022 году продажи росли. Тогда потребление крепкого спиртного – водки, коньяка и ликеро-водочной продукции крепче 25 градусов – в стране составило 6,8 л на человека, что оказалось на 7,5% больше, чем годом ранее (см. «НГ» от 11.04.24).
Некоторые исследования, впрочем, говорят о снижении потребления россиянами спиртных напитков. Так, в Роспотребнадзоре сообщали о снижении на 20% продаж алкоголя за последние 10 лет, до 6,5 л этанола на человека в год.
Нужно также учитывать, что речь в данном случае только о легальном рынке реализации спиртной продукции. Центр развития потребительского рынка МГУ в своем обзоре алкогольного рынка за 2023 год оценивал долю теневого сегмента в 20%. «В литрах готовой продукции нелегальный рынок алкоголя занимает от 15,8 до 22,6% всего рынка, а в литрах чистого спирта – 17–25,4%», – сообщали эксперты.
Там же сообщали и о росте нелегальных интернет-продаж алкогольной продукции. Если в 2019 году он оценивался в 8,4–14,5 млрд руб., то в 2022-м – в 14,6–25,1 млрд руб. Интернет-продажи алкоголя составляют менее 1% общих продаж алкогольной продукции и около 2–4% теневого рынка.
Важным индикатором уровня потребления алкоголя являются также опросы населения относительно уровня потребления самогона, поскольку для многих социальных групп покупка водки или коньяка в магазине является исключительным событием. Удельный вес респондентов, которые регулярно употребляют самогон, увеличивается после минимума, достигнутого в 2012–2013 годы. С тех пор доля регулярных потребителей самогона в городах выросла почти вдвое – с 5 до 10%. Доля постоянных потребителей самогона на селе приближается сегодня к 15%. Такие данные приводились в исследовании социологов Виктории Брюно и Маргариты Поздняковой из Института социологии РАН (см. «НГ» от 14.01.24).
Как считают эксперты, статистически данные по производству и потреблению алкоголя вполне могут противоречить результатам соцопросов.
«Важно помнить, что ответы респондентов имеют заметную психологическую и субъективную составляющую, часто зависят от настроения респондента, поэтому отклонения возможны. Но в целом население все чаще задумывается о здоровом образе жизни», – рассуждает доцент кафедры статистики РЭУ им. Плеханова Ольга Лебединская.
Существуют как российские, так и международные исследования, которые демонстрируют, что зумеры, да и молодежь в целом, снижают потребление спиртных напитков, отмечает эксперт компании «Полилог» Александр Хазариди.