В основном россияне используют интернет для досуга. Фото Романа Пименова/PhotoXPress.ru
Далеко не каждый интернет-пользователь становится «цифровой элитой», способной с помощью IT-технологий менять свой и даже чужой образ жизни, повышать социальный и материальный статус. По оценкам Высшей школы экономики (ВШЭ), к «цифровой элите» относятся 15% российских интернет-пользователей. А больше всего в стране обнаружено так называемых «отстающих». Деление может показаться безапелляционным, а слова «элита» и «неэлита» отпугнуть отрицательными коннотациями. Но это не отменяет вывода, что для повышения качества жизни важен цифровой капитал.
Цифровое неравенство не определяется только доступностью устройств, позволяющих выйти в Сеть, бесперебойно работающего интернета или наличием цифровых навыков.
Важен еще один аспект – те выгоды, которые извлекают пользователи из современных технологий. Одно дело – потреблять через интернет развлекательный контент или решать с его помощью в основном насущные бытовые проблемы, что тоже важно, но одним этим потенциал цифровизации не ограничивается. Другое дело – получать от современных технологий ощутимую отдачу (образовательную, финансовую, какую-либо еще) и за счет этого повышать свой социальный и материальный статус, более того – воздействовать уже на окружающих.
Научный сотрудник Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ Евгений Попов представил результаты исследования, в ходе которого выявлено, что российских интернет-пользователей можно разделить на четыре кластера (в основе анализа регулярные опросы, которые проводятся по репрезентативной выборке среди примерно 10 тыс. человек). Кластеры получили такие наименования: «отстающие», «цифровые середняки», «конвертаторы» и «цифровая элита».
«Отстающих», как показали оценки ВШЭ, больше всего: на их долю приходится около 43%. Обычно они владеют одним, максимум двумя устройствами, позволяющими выйти в сеть. В основном они используют интернет с целью досуга или же облегчения быта (фактически это две основные «выгоды» для них). Для таких пользователей характерен относительно низкий уровень цифровой грамотности. Попадающие в кластер респонденты, как правило, старше 50 лет (их около 40%), но сюда же входят и подростки 14–17 лет.
Доля «цифровых середняков» составляет почти 25%. Они обладают тремя или более гаджетами, необходимыми для выхода в интернет, современные технологии они используют уже не только для досуга, но и для работы. Они извлекают чуть больше выгод из цифровизации, чем «отстающие» (максимум три выгоды). Это, как можно судить, возможность уже не только решить бытовые проблемы, отдохнуть, но и быстро уладить рабочие вопросы. Среди «середняков» около 40% – респонденты в возрасте до 30 лет.
«Конвертаторы», на долю которых приходится почти 18%, – довольно противоречивая, как можно судить по презентации Евгения Попова, группа: у них цель использования интернета – это «либо только работа, либо только досуг». При этом они обладают уже чуть более высоким уровнем цифровой грамотности, чем предыдущие группы пользователей, и тоже извлекают чуть больше выгод из цифровизации, чем «отстающие» (три выгоды). Внутри этого кластера почти 60% – респонденты старше 45 лет.
Наконец, самая малочисленная группа – «цифровая элита» с долей 15%. В их распоряжении находится больше трех устройств, позволяющих выйти в сеть, им свойственен очень высокий уровень цифровой грамотности, они используют IT-технологии и для досуга, и для работы, но извлекают из этого процесса максимальное число выгод – в презентации упоминается пять разных выгод. Более половины входящих в этот кластер респондентов – моложе 30 лет.
О выгодах стоит сказать особо. В презентации не дается полного описания, какую именно пользу извлекают из современных технологий конкретные представители каждого упомянутого кластера. Однако если описывать ситуацию в целом, то, по данным исследования, самым распространенным преимуществом цифровизации, на которое ссылаются большинство пользователей (67% респондентов), становится улучшение жизни за счет упрощения связи с родственниками и друзьями. Каждый четвертый при этом уточнил, что благодаря интернету ему удалось найти в принципе новых друзей, а почти каждый десятый смог еще и завязать романтические отношения.
Помимо этого часто пользователи указывают на возможность приобретения какого-либо товара в интернете дешевле, чем в ближайшем магазине (44% ответов).
Каждый пятый сослался на возможность наладить через интернет профессиональные контакты. Еще около 18% респондентов повысили благодаря IT-технологиям свои профессиональные навыки. Кроме того, 12% отметили, что начали вести более здоровый образ жизни с опорой на узнанную в интернете информацию. Около 7% респондентов прошли в интернете образовательный курс, который не получилось бы пройти очно. И примерно 5% нашли благодаря интернету более высокооплачиваемую работу.
Как видим, варианты выгод разнообразны. Тем более что для определенных категорий работников, непосредственно для IT-специалистов, современные технологии – это в принципе их хлеб, причем, как правило, очень дорогой. Не говоря, наконец, о том, что за рамками проведенного исследования, видимо, остались еще и те единицы цифровых предпринимателей, которые уже сейчас обладают цифровыми активами или в каком-либо виде занимаются криптовалютой.
Хотя считаем, что вопрос о том, насколько уместно относить некоторых столь продвинутых и хорошо зарабатывающих пользователей именно к «элите» и что все-таки стоит понимать под определениями «элита» или «неэлита» с учетом в том числе отрицательных коннотаций этих терминов, остается открытым.
Например, как пояснила «НГ» менеджер по развитию инновационных IT-продуктов аналитического центра НАФИ Екатерина Галашева, говорить о существовании «цифровой элиты» пока рано, но можно выделить отдельную группу людей, которые используют современные технологии для достижения финансового успеха.
«И она включает не только тех, кто зарабатывает больше, но и граждан, выстраивающих свой образ жизни в соответствии с требованиями цифрового мира. Это проявляется в подходе к досугу, образованию и самообразованию: они постоянно обновляют знания, активно используют цифровые ресурсы для личного и профессионального роста», – перечислила она. Таким образом, речь идет не столько о каких-то привилегиях, сколько о способности адаптироваться к стремительно развивающимся технологиям.
По уточнению эксперта, сегодня умение автоматизировать процессы и адаптироваться к современным технологиям действительно становится важнейшим навыком, необходимым для сохранения конкурентоспособности на рынке труда. По данным НАФИ, около 26% занятых россиян считают, что хорошие IT-навыки нужны им для работы, и опасаются потерять свои должности, если не будут развиваться в этой области. Одновременно 36% россиян выражают желание пройти обучение в IT-сфере, чтобы повысить свою востребованность на рынке труда. Это особенно актуально для мужчин (82%), руководителей (96%) и тех, кто оценивает свое материальное положение как отличное (84%).
Опрошенные «НГ» эксперты действительно очень по-разному восприняли предложенный вариант классификации интернет-пользователей.
Один взгляд. Как считает вице-президент по консалтингу компании «Борлас» Дмитрий Кичко, представитель условной «цифровой элиты» – тот, кто может получать сверхдоход благодаря компетенциям или активам в IT-области: «Это и высококвалифицированные специалисты, и опытные руководители, и владельцы криптовалюты, и правообладатели программного обеспечения».«Считается, что умение программировать – уже не высшая математика, а условно базовая грамотность, как русский язык. На мой взгляд, именно умение использовать языки программирования для взаимодействия с цифровыми устройствами и есть критерий цифровой элиты, – пояснил руководитель отдела изучения и развития ИИ в сфере государственного управления Центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ Президентской академии Петр Отоцкий. – Элита создает будущее и инновационные технологии, а не только потребляет цифровые продукты».
По его уточнению, безусловно, в России очень сильная школа математики, информатики и одни из лучших программистов в мире. «Цифровая элита постоянно учится. Как сказал Константин Воронцов (Институт ИИ МГУ), важно каждый день прочитывать по одной научной статье, чтобы не отставать от развития цифровой среды, – добавил Отоцкий. – И кстати, очень часто разработка программ – не только работа, но и отдых. Многие ведут свои «проекты выходного дня», на которых оттачивают новые знания и отдыхают таким образом».
Другой взгляд. Гендиректор Национального центра компетенций по информационным системам управления холдингом Кирилл Семион отметил, что сейчас и «Госуслуги», и иные мобильные услуги для граждан только расширяются – и уже это в предложенной терминологии делает всех граждан «цифровой элитой». То есть многие начинают осознанно пользоваться технологиями.
Но, как настаивает эксперт, то, что кому-то в силу объективных причин (возраста, здоровья) тяжело осваивать такие сервисы и технологии, «не делает их людьми второго цифрового сорта». «Слово «элита» не совсем корректное. Есть пользователи с высокой цифровой грамотностью. И это не обязательно работающие в IT, а просто люди с хорошим образованием, потому что IT проникает во все сферы», – обратил внимание гендиректор компании CorpSoft24 Константин Рензяев.
Между тем, судя по комментарию Семиона, именно о цифровом капитале все же уместно говорить – «это способность использовать или придумывать цифровые инструменты для получения эффектов, причем любых: личных, общественных или корпоративных».
При этом, как считает менеджер продуктов компании Innostage Евгений Сурков, речь чаще всего будет идти не о перемещении между стратами («из грязи в князи»), а о соревновании внутри уже имеющихся страт: «То есть обладающий большим цифровым капиталом менеджер может при прочих равных превзойти другого менеджера». Но даже в этом случае, по мнению эксперта, результат не гарантирован на 100%.