Главу Минфина Антона Силуанова беспокоит высокий уровень долговой нагрузки в мире. Фото РИА Новости
В ближайшее время Международный валютный фонд (МВФ) объявит об опасности новой бомбы замедленного действия для мировой экономики. В этом году суммарный размер государственного долга достигнет 100 трлн долл. на фоне повышения уровня задолженности в США и Китае. В МВФ призывают правительства по всему миру принять меры для снижения своей долговой нагрузки и увеличивать фискальные «подушки безопасности» на случай возможных экономических шоков. У некоторых стран высокий госдолг может загнать их экономики в глубокий штопор. В связи с этим может быть поднят вопрос о списании части государственных займов.
Министры финансов большинства стран прилетят в Вашингтон, чтобы услышать от главы МВФ рекомендации снизить свои бюджетные аппетиты, так как «гора заимствований» давит на мировую экономику.
Мировая экономика в ближайшие годы вот-вот столкнется со слабыми темпами роста на фоне повышенного уровня государственной задолженности, заявляет директор-распорядитель МВФ Кристалина Георгиева. «Наши прогнозы указывают на суровое сочетание слабого роста и большого долга. Это трудное будущее», – объясняет она. По словам Георгиевой, страны столкнулись с высоким и продолжающим рост государственным долгом, который сейчас значительно выше, чем в период до пандемии коронавируса.
Заявление Георгиевой было сделано в преддверии ежегодного заседания МВФ и Всемирного банка, которое состоится на неделе. Тогда же фонд представит новые экономические прогнозы. Июльский прогноз предусматривает рост мировой экономики на 3,2% в 2024 году и на 3,3% в 2025 году.
В преддверии заседания эксперты МВФ опубликовали мониторинг, посвященный уровню мирового госдолга. Согласно их расчетам, мировой госдолг в конце этого года превысит 100 трлн долл., что соответствует 93% глобального ВВП. А к 2030 году показатель может подняться до 100% ВВП. В случае же реализации самого неблагоприятного сценария мировой долг может достичь 115% ВВП уже в 2026 году, не исключают в фонде.
В МВФ заявляют, что госдолг продолжит расти в таких странах, как США, Великобритания, Бразилия, Франция, Италия и ЮАР. По подсчетам, уровень долговой нагрузки в США составляет 97,4%, в Китае – 62,1%, в Японии – 254%, во Франции – 111,3%, а в Великобритании – 103,2%. В целом в странах G7 уровень долга составил 125,9%, а к 2050 году он может вырасти до 188%. При этом в странах с развитой экономикой долговые риски связаны с высоким исходным уровнем долга и дефицитом в таких системно значимых странах, как США и Китай. В развивающихся странах долговые риски усиливаются финансовыми условиями.
Помимо наращивания госзаимствований в Китае и США, еще более пугающей тенденцией в МВФ называют рост госдолга развивающихся и бедных стран, где все большая доля государственных доходов тратится на обслуживание долга. И страны, у которых уровень госдолга в ближайшее время не стабилизируется, составляют более половины мирового долга и около двух третей ВВП, добавляют эксперты.
В фонде также не исключают, что реальные уровни государственного долга могут оказаться выше, чем прогнозируется сейчас, из-за того, что политические лидеры все чаще обсуждают и принимают решения, которые предполагают увеличение государственных расходов, связанных с переходом на зеленую экономику, старением населения и безопасностью. «Как показывает прошлый опыт, в прогнозах, как правило, систематически занижаются уровни долга: фактическое отношение долга к ВВП три года спустя в среднем выше прогнозируемого на 6 процентных пунктов (п.п.) ВВП», – указывают авторы доклада. В то же время высокий текущий уровень долга делает экономику более уязвимой, что может привести к замедлению темпов экономического роста и ухудшению финансовых условий, подчеркивают в фонде.
По мнению МВФ, для стабилизации госдолга необходимы более существенные бюджетные корректировки, чем планируется сейчас (в среднем на 3,0–4,5% ВВП, что почти в два раза превышает размеры прошлых корректировок), страны также должны восстанавливать резервные фонды, особенно на фоне замедления инфляции и возможного смягчения денежно-кредитной политики.
«Промедление обойдется дорого: в странах, в которых прогнозируется дальнейший рост долга, таких как Бразилия, Италия, Франция, Великобритания, США и ЮАР, отсрочка в принятии мер приведет к необходимости еще большей корректировки», – заявляют в МВФ. Выжидание также сопряжено с риском. «Опыт стран показывает, что высокий уровень долга может спровоцировать негативную реакцию рынка и ограничивает пространство для бюджетного маневра перед лицом негативных потрясений», – отмечают эксперты. Они также считают важными элементами необходимых бюджетных корректировок оптимизацию расходов, налоговые реформы и эффективное управление долгом.
Ранее, в апреле специалисты МВФ также сообщали об увеличении государственного долга всех стран. Он увеличился в 2023 году «примерно на два процентных пункта, до 93,2% ВВП». Лидерами роста тогда стали две крупнейшие экономики – США и Китай, где долг вырос более чем на 2 и 6 п.п. от ВВП соответственно. Тогда же в МВФ ожидали роста госдолга РФ в 2024 году до 20,8% от российского ВВП и дальнейшего увеличения до 24% в 2029 году.
Сейчас же экономисты МВФ не исключают, что на фоне повышения уровня задолженности и неопределенности в системно значимых США и Китае свою ключевую ставку на следующем заседании может повысить в том числе Центробанк России.
Напомним, в сентябре ЦБ РФ повысил ключевую ставку с 18 до 19% годовых. При этом регулятор отметил, что для снижения инфляционных рисков требуется дополнительное ужесточение денежно-кредитной политики. На среднесрочном горизонте «баланс рисков для инфляции существенно смещен в сторону проинфляционных», добавили в ЦБ. Следующее заседание намечено на 25 октября.
Российских чиновников также беспокоил растущий уровень госдолга в мире. «Беспрецедентные уровни дефицитов бюджета и госдолга угрожают среднесрочным перспективам роста (в мировой экономике. – «НГ»). Накопленные финансовые и структурные дисбалансы создают риски для финансовой стабильности», – подчеркивал глава Минфина Антон Силуанов.
МВФ не единственные, кто указывает на проблему растущего госдолга. Ранее международное рейтинговое агентство S&P обнародовало отчет, в котором сообщило, что прогнозирует рост числа дефолтов по суверенным долгам в ближайшие 10 лет. По мнению агентства, сочетание высокой долговой нагрузки, роста затрат на заимствования, уменьшения доступа к капиталу и структурных экономических проблем ведет к тому, что в будущем дефолты по внешним долгам могут стать более частым явлением. «Дефолты по суверенным долгам оказывают значительное влияние на экономический рост, инфляцию, обменные курсы и на финансовую устойчивость государственного сектора», – указывают аналитики.
К примеру, в этом году такие страны как Кения и Пакистан избежали дефолтов благодаря новым займам от МВФ и другим кредитам. Однако они по-прежнему фактически исключены с рынков облигаций для рефинансирования своих долгов из-за двузначных ставок заимствований. Ранее, в октябре текущего года Гана вышла из дефолта, завершив реструктуризацию долларовых гособлигаций, в ходе которой кредиторы понесли убытки в размере 37%. Украина также реструктурировала долг более чем на 20 млрд долл.
Как заявляют в S&P, страны, выходящие из реструктуризации, получают более низкие рейтинги, чем в прошлом, что указывает на вероятность повторных дефолтов. Уровень дефолтов также будет зависеть от бюджетных решений стран и их способности привлекать зарубежный капитал, такой как прямые иностранные инвестиции, для покрытия дефицита текущего счета.
Экономисты Всемирного банка (ВБ) сообщали, что в странах с низким уровнем дохода растущее долговое бремя из-за высоких процентных ставок приводит к тому, что они откачивают деньги из образования, здравоохранения и инфраструктуры, а также лишают частный сектор финансов.
Проблема растущей долговой нагрузки бедных стран связана с ростом процентных ставок по всему миру. Большая часть внешних долгов была взята на условиях плавающих ставок и обменных курсов, поэтому сегодня бремя обслуживания долга резко возросло. «Вы продолжаете обслуживать свой долг, но отвлекаете деньги на его оплату, как правило, от образования, здравоохранения, а также инвестиций в инфраструктуру. И в результате положение народа становится беднее, а состояние экономики ухудшается», – объясняют в ВБ.
По данным банка, страны с низким уровнем дохода инвестируют в начальное и среднее образование всего около 54 долл. на одного учащегося в год, тогда как в странах первого мира эти расходы находятся на уровне около 10 тыс. долл. на одного ученика в год. В результате небогатые страны в перспективе ждет «очень медленный рост». Хуже всего, что остальной мир замечает долговой кризис в той или иной бедной стране только тогда, когда из этих стран нарастает миграционная волна (см. «НГ» от 06.10.24).
Ситуация в развитых странах не лучше. Весной Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) сообщала, что госдолг развитых стран вырос более чем вдвое за 15 лет, а отношение долга к ВВП стран ОЭСР увеличилось на 30 п.п. Примерно половина всего долга стран ОЭСР приходится на США – доля американского госдолга увеличилась вдвое по сравнению с 2008 годом. Доля долга Китая среди развивающихся экономик также выросла в два раза, до 30%.
Проблема мирового госдолга существует, при этом достижение отметки в 100% от глобального ВВП не будет чем-то экстраординарным, считает эксперт «БКС Мир инвестиций» Александр Шепелев. «Это просто знаковый уровень и «средняя температура по больнице». Например, США или Италия уже давно живут с суверенным долгом выше 100% от ВВП. Из стран G20 показатель меньше 50% имеют 7 стран», – говорит он.
Рост государственного долга ведет к более тесным экономическим связям отдельной страны с мировой экономикой (так как основной государственный долг – внешний), и в случае рецессии мы можем увидеть эффект домино, когда с ухудшением возможности выплачивать по своим обязательствам одной страны будет страдать ее кредитор и далее – по цепочке, рассуждает аналитик «Цифра брокер» Кирилл Климентьев. Гсударственный долг России находится на очень низком по мировым меркам уровне, добавляет он.
Мировой госдолг растет стремительными темпами, сообщает финансовый аналитик BitRiver Владислав Антонов. «Во-первых, многие страны продолжают наращивать заимствования для финансирования различных программ и проектов, особенно в сфере климатических изменений и энергетического перехода. Согласно данным, около половины всего климатического финансирования сейчас осуществляется за счет государственных или квазигосударственных структур. Кроме того, старение населения и высокие потребности в финансировании развития также поддерживают рост госдолга на высоком уровне», – говорит он. Риски для глобальной экономики в долгосрочной перспективе эксперт считает весьма существенными. «Увеличение долговой нагрузки может привести к снижению производительности и замедлению экономического роста. Рост госдолга в последние 20 лет совпадает со снижением темпов роста крупнейших экономик мира.
Во многих странах расходы на обслуживание долга уже превышают расходы на образование и социальную защиту, военные расходы, и эта тенденция, похоже, сохранится в ближайшем будущем», – отмечает Антонов. В России ситуация выглядит относительно стабильной, продолжает аналитик. «Однако низкий уровень госдолга сам по себе не гарантирует экономической стабильности, и необходимо учитывать множество других факторов при оценке экономических рисков страны», – рассуждает Антонов.