Индивидуальное жилищное строительство способствует оттоку населения из центров крупных городов. Фото PhotoXPress.ru
Подготовка в российском правительстве новой стратегии пространственного развития страны вызвала волну обсуждений плюсов и минусов роста крупных городских агломераций и противоречий с интересами малых населенных пунктов. Как избежать «разоряющего роста» при планировании роста мегаполисов и регионов – ставят вопрос независимые экономисты.
Новшеством проекта новой стратегии, который подготовлен в Минэкономразвития, оказался список 2200 опорных населенных пунктов, которые должны стать центрами пространственного развития России. Качество жизни всех граждан России должно быть достойным независимо от места их проживания, заявил премьер-министр Михаил Мишустин на последней стратегической сессии, где обсуждался новый проект пространственной стратегии.
Даже в северных широтах, малых и труднодоступных районах важно обеспечить качество жизни на уровне не ниже среднероссийского, ставит задачу глава правительства. «Пространственное развитие должно максимально способствовать достижению национальных целей. Стратегия, по сути, определяет, как их достичь в конкретных отраслях и конкретных регионах», – объяснял глава Минэкономразвития Максим Решетников (см. «НГ» от 20.10.24).
Правда, за благими пожеланиями равных возможностей для всех и каждого скрывается острое противоречие между приоритетами развития крупных городских агломераций и малых населенных пунктов. Преимущества высокой концентрации населения, ресурсов и высокой производительности труда являются естественными центрами притяжения, которые создают риски разоряющего роста для регионов, предупреждают эксперты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП).
Сегодня российская экономика входит в ситуацию острого дефицита ресурсов, особенно качественных – трудовых и технологических. Эти ресурсы будут концентрироваться в ограниченном числе «зон роста», прогнозируют в ЦМАКП. По крайней мере в научно-технологической сфере, высшем образовании, высокотехнологичной медицине «качественное тянется к качественному». Наличие специализаций, компетенций, уникального оборудования и инфраструктуры становится самостоятельным фактором, притягивающим качественные человеческие ресурсы, объясняет руководитель направления ЦМАКП Дмитрий Белоусов. При выборе места жительства люди ищут разнообразия возможностей человеческого развития – образовательных, культурных, медицинских, а также возможностей для развития бизнеса. В новой ситуации острого дефицита ресурсов есть угроза того, что развитие мегаполисов станет «разорять» регионы. Один из примеров такого разоряющего роста – это очевидный отток медиков из регионов в столицу, считает Белоусов.
Каждый современный мегаполис (причем не только российский) – это зона концентрации качественных ресурсов развития и одновременно это «терминал» прямого выхода на глобальную экономику. А прямой выход на глобальный рынок превращает мегаполисы в зоны разоряющего роста, когда кадровый и финансовый «пылесос» замыкает ресурсы страны на мировой рынок. Выходом из модели разоряющего развития может быть переход от реализации отдельных проектов к развитию экосистем, которые должны передавать импульсы экономического роста групп-лидеров к «основной экономике» и к окружающим регионам, считают в ЦМАКП.
Но возможности передачи импульса роста от мегаполиса к регионам без специальных целенаправленных усилий ограничены. Не случайно в мире складываются сети высокотехнологичных анклавов, которыми сегодня стали, например, Шанхай или Дубай. Но издержки на поддержание социального порядка и развитие производств несут сообщества, а доходы получают корпорации и включенные в эти глобальные сети высокотехнологичных анклавов-мегаполисов.
Простая идеология «гравитационного» эффекта от центров роста новой экономики сегодня уже больше не работает, считает Дмитрий Белоусов. Поэтому новые российские нацпроекты представляют собой попытку переломить этот глобальный тренд и добиваться развития «локальной России».
Передача импульса роста от мегаполисов к периферии возможна только при выстраивании цифровых и транспортных инфраструктур, в рамках которых можно «работать в малом городе – как в мегаполисе». Такая передача возможна при развитии качественных социальных сред в малых и средних городах на «пространстве освоения», которое ограничивается транспортной доступностью в один-два часа.
Эксперты ЦМАКП предлагают определить зоны притяжения вокруг крупных городов на расстоянии до 150 км вокруг городов федерального значения. Или на расстоянии 100–120 км от городов-миллионников. В таких установленных зонах притяжения в приоритетном режиме должно идти развитие транспортной и цифровой инфраструктуры за счет областных ресурсов программ стимулирования бизнеса. Часть российских городов должны получить статус «города историко-культурного наследия» с приоритетной поддержкой восстановления исторической городской среды, музейного дела, туризма.
Обсуждаемая властями деурбанизация (см. «НГ» от 23.06.24) ради остановки депопуляции страны требует существенных технологических изменений, считают в ЦМАКП. «Если мы правда хотим социально приемлемой деурбанизации, нам необходим технологический рывок – развитие ряда технологий, которые будут способствовать переезду городского населения в дальние пригороды крупных городов, малые населенные пункты или даже созданию семейных хуторов», – говорит Белоусов. К таким технологическим новациям он относит не только спутниковый интернет и связь из любой точки без необходимости проведения специальных сетей связи, но и высокую транспортную доступность без необходимости строительства дорог средствами аэротакси. Все экстренные службы должны иметь возможность быстрого прибытия в удаленные поселения в любых условиях непогоды. Кроме того, необходимы более современные технологии производства еды или ремонта техники, считает эксперт.