0
4655
Газета Экономика Интернет-версия

30.10.2024 20:11:00

Экономика теряет на спам-звонках от 100 до 500 миллиардов рублей в год

Абоненты оказались желанной целью не только для мошенников

Тэги: нежелательные звонки, телефонный спам, мошенничество, нагрузка на сети, ущерб, производительность труда

Online-версия

нежелательные звонки, телефонный спам, мошенничество, нагрузка на сети, ущерб, производительность труда Навязчивые спам-звонки обычно застают абонентов в самый неподходящий момент. Фото Reuters

Нежелательные звонки вредят экономике не только тогда, когда мошенники достигают целей. Есть спам, который повышает нагрузку на операторов связи, снижает производительность труда абонентов, подрывает доверие к коммуникации с бизнесом, услуги которого абонент хотел бы получать. По оценкам Института экономики роста им. П.А. Столыпина, с точки зрения одной только производительности труда ущерб может составлять от 100 млрд до почти 500 млрд руб. в год.

В РФ остро стоит проблема кибермошенничества, спам-звонков и растущего числа немаркированных вызовов, сообщается в исследовании «КиберЩит: Экономика безопасности бизнеса и граждан в мире цифровых коммуникаций», которое представлено на заседании Столыпинского клуба в Москве (есть в распоряжении «НГ»).

Исследование базируется на анализе официальной статистики, данных операторов связи и на результатах нескольких опросов, призванных подсветить проблему навязчивых звонков с разных сторон.

Так, со стороны абонентов сотовой связи опрошено 500 респондентов. А со стороны юридических лиц опрошено 2,1 тыс. компаний, многие из которых, кстати, как раз целенаправленно используют в качестве основного канала продаж именно телефонные звонки. Таких среди опрошенных компаний почти треть.

Но прежде чем перейти к разговору о результатах этих опросов, эксперты Института Столыпина сначала подробно описали проблему, взглянув на нее еще и глазами операторов связи.

Увеличение числа звонков и их длительности, а также увеличение числа не принятых и дозваниваемых вызовов из-за того, что абоненты не берут трубку с незнакомых номеров, – и то и другое в совокупности приводит к нагрузке на инфраструктуру операторов связи. Эта инфраструктура включает в себя не только базовые станции и радиосети, но и системы передачи данных, обработки и маршрутизации вызовов. Дополнительная нагрузка ложится также на инфраструктуру операторов фиксированной связи.

Авторы исследования отметили, что уже сейчас на каждые 100 человек приходится в 1,5 раза больше активных SIM-карт, этот показатель вырос на 10% за 10 лет. Голосовой трафик по сетям мобильной связи также увеличился на 10% за 10 лет и достиг 430 млрд минут в год. Помимо трафика, нагрузку на инфраструктуру создает число подключенных к сети устройств, которое уже достигло 315 млн единиц.

«В условиях пиковых нагрузок, когда одновременно осуществляется большое количество звонков, может произойти ухудшение качества связи, увеличение задержек и даже потеря вызовов. Значительная часть обозначенного трафика приходится на несанкционированные звонки и спам-вызовы, а в число активных пользователей входят компании, осуществляющие телемаркетинг, мошенники и SIM-карты, зарегистрированные на кого попало», – перечислили исследователи.

К чему это приводит? К попыткам операторов связи переложить свои издержки на потребителей. «Растущее по экспоненте число нежелательных, спам- и мошеннических звонков вынуждает операторов инвестировать в антиспам-системы, услуги блокировок и распознавания номеров, что требует финансовых вложений в инфраструктуру, трудовые ресурсы и технологические решения. Это все в итоге ложится в виде увеличения тарифов на плечи абонентов: как бизнеса, который пытается продать свои товары и услуги, так и физических лиц», – пояснили авторы. И это только первый аспект проблемы.

Второй аспект. Каждый пятый опрошенный исследователями абонент сотовых операторов более пяти раз в день сталкивается с телефонным спамом или звонками с неизвестных, неопределяемых номеров. Остальные почти 80% респондентов получают такие звонки от 1 до 4 раз в день.

При этом большинство – около 56% опрошенных абонентов – либо вообще не снимают телефон, когда видят незнакомый номер, либо снимают его случайно, реагируя максимум на 1–2 таких звонка. Примечательно другое: одновременно с этим более 40% опрошенных как раз отвечают на половину или даже на все такие звонки.

Свыше трети от всех опрошенных абонентов сотовой связи могут уделять ответу на спам-звонки и вызовы с незнакомых номеров от 1 до 5 минут в течение дня. Кроме того, даже не отвечая на сам звонок, некоторые абоненты затем все равно тратят рабочее и личное время на поиск («пробивку») незнакомых номеров в интернете, чтобы понять, кто же им все-таки звонил. И в этом случае тоже более трети от всех опрошенных могут ежедневно затрачивать на «пробивку» те же от 1 до 5 минут.

Далее экстраполировав результаты опросов на официальную статистику, эксперты Института Столыпина произвели расчеты. Как они сообщили, при средней заработной плате в России, составившей по состоянию на март 2024 года около 87,7 тыс. руб. в месяц, 1 минута рабочего времени стоит 8,31 руб. Учитывая количество занятых в экономике по итогам 2023 года в 71,9 млн человек, можно предположить, что треть от этого числа тратят от 2 до 10 минут своего времени в день на спам-звонки и немаркированные вызовы – будь то непосредственный ответ, разговор и/или поиск в интернете информации о звонившем.

В итоге финансовые потери для экономики, по оценкам исследователей, могут составлять в год от 104 млрд руб., если абоненты тратят на спам-звонки 2 минуты в день, до примерно 470 млрд руб., если речь идет уже о 10 минутах. В качестве среднего ориентира эксперты взяли расчет для затрат на уровне 5 минут в день – потери для экономики составят около 236 млрд руб. в год.

Третий аспект: от недоверия немаркированным звонкам, сброшенных вызовов страдает и бизнес. «При 20 минутах и более вызовов телемаркетинга на одного сотрудника не менее 2–6 минут остаются без ответа. При постоянной работе кол-центра или при продвижении товаров и услуг через телефонные звонки компания может потратить на не берущиеся звонки от 48 минут (10% рабочего дня) до 144 минут (30% рабочего дня) и более времени в день», – сообщают исследователи. И это значит, что один сотрудник может приносить убытки от 400 от 1,2 тыс. и более рублей в день или до 300 тыс. руб. в год.

Любопытный момент. На прошедшей в Москве презентации этого исследования во время развернувшейся дискуссии выступил в том числе один из представителей крупнейшего социологического центра страны, рассказав о том, что недоверие граждан к телефонным звонкам становится еще и серьезной преградой для работы социологов. Люди либо не снимают трубку вообще, либо сразу решают, что имеют дело с мошенником, который пытается выведать личную информацию, и отказываются разговаривать.

Набирать с учетом всех задач и параметров социологического исследования необходимое число респондентов для телефонных опросов все труднее. При этом интернет-опросы не становятся полноценной альтернативой, так как канал связи может значимо влиять на результаты: иногда требуются именно телефонные опросы.

Итак, в ряде случаев и бизнесу, и учреждениям как раз важно дозвониться. Более того, это важно и самим абонентам, которые могут ждать, допустим, подтверждения своей записи к парикмахеру или стоматологу, ответа от автосервиса, доставки, важного сообщения от консьержа и т.п. Не всегда абоненту известны все телефоны всех сотрудников этих служб. И бывает, что сбрасываются важные звонки – по незнанию.

Исследование показало, что многие пользователи – около 41% опрошенных – в случае специальной маркировки вызовов готовы чаще отвечать на телефонные звонки, особенно если речь идет о звонках уже известных им компаний. А более четверти из опрошенных были бы готовы отвечать на все такие промаркированные звонки.

Проблема телефонного мошенничества и большого количества несанкционированных звонков, конечно, привлекает внимание и федеральных властей. В 2023 году в России начала работу система «Антифрод» – государственная платформа для борьбы с телефонным мошенничеством и для блокировки звонков и смс-сообщений с подменных номеров. Следующим этапом, как сообщают эксперты, может стать появление общей базы телефонных номеров для операторов связи.

В частности, как рассказал участникам Столыпинского клуба директор департамента государственного регулирования рынка телекоммуникаций Минцифры Дмитрий Тур, подготовлен законопроект, в соответствии с которым должны быть промаркированы все звонки от юрлиц, а также массовые звонки, критерии которых определит правительство.

«Для абонента, как мы полагаем, это должно быть бесплатно, а юрлиц обяжут предоставлять сведения о себе оператору связи. Будет создана объединенная база данных, в которой операторы смогут обмениваться «этикетками» звонков. Это взаимодействие должно будет происходить на уже существующих рыночных принципах», – пояснил Тур.

Стоит, однако, отметить, что в ходе дискуссий на презентации исследования были сформулированы два вопроса к этой инициативе, которые могут потребовать более тщательной проработки. Во-первых, если для абонента такое опознавание входящих номеров будет бесплатно, то кто тогда возьмет на себя основные издержки – и нет ли рисков того, что на определенном этапе эти издержки косвенно все равно будут перекладываться на абонентов в виде очередного роста тарифов, обоснование для которого могут приводиться любые.

Во-вторых, как выяснилось, определенная часть предпринимателей – как раз та самая, которая и строит всю свою бизнес-модель на дозвонах до абонентов с целью продвижения товаров и услуг, – опасается, что после таких нововведений их бизнес просто не «выживет». Потому что абоненты не будут снимать трубку уже точно и вполне осознанно – никакого поля для маневра и для случайного разговора.

Сторонники же маркировки настаивают на том, что у абонентов должен быть выбор, когда, с кем и почему им говорить. 


Читайте также


Приближение лета грозит новыми выбросами мазута на пляжи

Приближение лета грозит новыми выбросами мазута на пляжи

Ольга Соловьева

Туристический бизнес пытается оценить масштаб ущерба после загрязнения черноморских курортов

0
564
Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Ольга Соловьева

Министры планируют оценить экологический и экономический ущерб от загрязнения мазутом Черноморского побережья

0
2141
Российские работники хотят получать в два раза больше

Российские работники хотят получать в два раза больше

Анастасия Башкатова

Отсутствие прозрачной и справедливой системы вознаграждения препятствует росту производительности

0
3362
Подмосковные компании повышают производительность труда

Подмосковные компании повышают производительность труда

Георгий Соловьев

Участниками профильного нацпроекта стали 280 промышленных предприятий региона

0
19498

Другие новости