Изменение цен на масло объясняют увеличением себестоимости производства и ростом потребления. Фото РИА Новости
Уже каждый второй участник соцопросов жалуется на заметный рост цен на молочную продукцию. А экономисты теперь взвешивают вклад одного сливочного масла во всю потребительскую инфляцию. Конечно, тут можно поспорить, кто кого подстегивает: информационные источники, рапортующие об удорожании масла, запускают волну тревоги, или же общество потому и тревожится, что видит, как аномально растут цены? Хотя, судя по статданным, вовсе не масло сейчас главный подорожавший продукт, антилидер иной. Некоторые социологи пошли еще дальше, указав, что «репрессивная политика Центробанка» и растущие вопреки этой политике цены начали влиять на счастье россиян.
Все более значимый вклад в общую потребительскую инфляцию теперь вносит рост цен на сливочное масло. К такому выводу пришли авторы нового выпуска экономического мониторинга – старший научный сотрудник Центра изучения проблем центральных банков РАНХиГС Юрий Перевышин и ведущий научный сотрудник Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара Павел Трунин.
Притом что, по их уточнению, сама по себе доля сливочного масла в потребительской корзине, конечно, относительно невелика, она составляет всего 0,73%. Ведь совокупный показатель потребительской инфляции учитывает множество компонентов в виде разнообразных продовольственных и непродовольственных товаров, а также услуг.
Однако случившийся рост цен на сливочное масло уже привел к тому, что его вклад в октябрьскую инфляцию составил 0,05 процентного пункта, а в годовую инфляцию по итогам октября он достиг 0,2 процентного пункта, сообщается в мониторинге. И хоть речь идет о цифрах после запятой, все же, как следует из обзора, это уже достойный обсуждения повод. Ведь за один только октябрь сливочное масло подорожало по отношению к сентябрю на 6,6%, а по отношению к тому же месяцу прошлого года – почти на 30% (данные Росстата).
Такое изменение цен на масло авторы обзора объяснили «увеличением себестоимости производства и ростом потребления». «К концу октября, по данным Минсельхоза, цены в оптовом сегменте начали снижаться. Однако данные за первые две недели ноября указывают на то, что в розничном сегменте сливочное масло продолжало дорожать (на 2,1% к концу октября)», – уточнили Перевышин и Трунин, проанализировав статистику Росстата.
Социологи, в свою очередь, фиксируют усиливающуюся обеспокоенность потребителей из-за роста цен на «молоко и молочную продукцию». Как можно предполагать, прежде всего потребители в данном случае имеют в виду как раз сливочное масло. Потому что, по крайней мере если брать в целом «молоко и молочную продукцию», в этой категории, по данным Росстата, рост цен составил в октябре в помесячном сопоставлении лишь 2,4%, а в годовом – около 12%. Что тоже ощутимо, но все же не столь шокирует, как скачки цен отдельно на сливочное масло.
В итоге, по данным фонда «Общественное мнение» на 10 ноября, теперь уже 48% из 1,5 тыс. опрошенных в 53 субъектах РФ граждан говорят о том, что, по их мнению, за последний месяц цены на «молоко и молочную продукцию» в стране «заметно выросли». И доля респондентов, обеспокоенных таким ростом цен, достигла максимальных значений за весь год.
Хотя вовсе не сливочное масло сейчас стало антилидером с точки зрения роста цен. По данным АБ-центра, занимающегося аналитикой агробизнеса, по итогам октября в большей степени рост цен коснулся картофеля, который по сравнению с прошлогодним октябрем подорожал в рознице на 65%.
Далее, на втором месте отечественная икра лососевых рыб, подорожавшая за тот же период почти на 34%. И только третье место на пару с оливковым маслом занимает сливочное масло, цены на которое выросли примерно на 30% в годовом сопоставлении. Так выглядит топ самых подорожавших продуктов питания в стране.
И примечательно, что, по последним данным Минэкономразвития, общая потребительская инфляция в России вновь ускоряется. По состоянию на 18 ноября она составила в годовом выражении 8,7% после 8,6% на 11 ноября и 8,5% на 5 ноября.
Но есть и позитивные новости: некоторые социально значимые продукты все-таки дешевеют. С точки зрения снижения розничных цен в стране сейчас лидирует гречка, следует из данных АБ-центра: в октябре 2024-го она подешевела на 7% к уровню октября 2023-го. А в целом среди всех проанализированных экспертами 119 позиций помимо гречки сейчас дешевеют еще куры (на 6,6%), сахар (на 2,9%), помидоры – на 0,2%.
Все больше россиян говорят о заметном росте цен на молочную продукцию. У респондентов спрашивали, на какие продукты цены за последний месяц заметно выросли. Приводится доля респондентов, указавших на молочную продукцию. Данные в процентах от всех опрошенных. Источник: фонд «Общественное мнение» Увеличить график |
Индикатор гречки, как замечает аналитический Telegram-канал Proeconomics, это важный показатель наличия или отсутствия потребительской паники. При начале всех кризисов россияне часто скупали гречку, и цены на нее росли опережающими темпами. «Снижение цен на гречку говорит о потребительском спокойствии россиян», – делают вывод аналитики канала.
Хотя, возможно, гречка – уже далеко не единственный показатель общественных тревог с учетом того, что раньше не меньший резонанс вызывала ситуация то с подсолнечным маслом, то с яйцами.
Тем более и в целом потребительские цены, а также попытки Центробанка воздействовать на них своими ограничительными мерами тоже становятся важным фактором, влияющим на общественные настроения.
Как сообщил в среду Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), так называемый индекс счастья, который по итогам специального опроса показывает, насколько счастливыми чувствуют себя россияне, в текущем октябрьском замере составил 62 пункта из максимально возможных 100 пунктов. Это на три пункта меньше в сравнении с аналогичным периодом 2023 года.
Особенно показательны здесь разъяснения экспертов ВЦИОМ. «Снижение индекса счастья осенью 2024 года объясняется не только сезонным фактором (наступлением холодного времени года), но и социально-экономическими обстоятельствами», – считает директор по стратегическому развитию ВЦИОМ Степан Львов. С одной стороны, по его словам, это по-прежнему высокая инфляция, съедающая значительную часть позитивного эффекта от роста доходов населения. С другой же стороны, это дословно «репрессивная политика Центробанка, стремящегося охладить экономику».
«Не достигая цели снижения инфляции, Центробанк попутно подрывает кредитоспособность людей, снижает доступность жилья и потребительских товаров, – сообщил Львов. – Все это негативно сказывается на социальном самочувствии россиян». По мнению представителя ВЦИОМ, если политика «шоковой заморозки» экономики продолжится, следует ожидать дальнейшего сокращения доли счастливых людей среди наших соотечественников.