Власти намерены и дальше заниматься развитием региональных аэропортов. Фото со страницы Международного аэропорта Иркутск в «ВКонтакте»
В новых национальных проектах около триллиона рублей заложено на развитие транспорта, сообщил премьер-министр Михаил Мишустин на форуме «Транспорт России». У России и дружественных стран есть потенциал для расширения взаимовыгодного транспортного сотрудничества. И даже в условиях санкций РФ сегодня наращивает перевозки грузов и пассажиропоток, утверждают чиновники. Эксперты же обращают внимание на замедление прироста пассажирских перевозок по воздуху. Проблема, по их мнению, как в росте цен на билеты, так и в исчерпании «свободных кресел» у авиаперевозчиков.
«В текущем году перевозки, как пассажирские, так и грузовые, сохраняют положительную динамику. Рост за 9 месяцев на уровне примерно 3% и 6% соответственно», – отметил глава кабмина. По его словам, такие результаты говорят о высокой адаптивности всех видов транспорта, устойчивости их работы. «Хотя в отдельных сегментах пока отмечается некоторый спад, что вызвано кардинальными изменениями, которые произошли в международной логистике, в том числе отказом зарубежных круизных компаний от посещения российских портов», – констатировал Мишустин.
Руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрий Ядров ранее отчитывался, что только по итогам первого полугодия 2024 года было перевезено более 51 млн пассажиров, что на 7,6% больше, чем за аналогичный период 2023 года. «По внутренним воздушным линиям – 38,7 млн. Хочу особо отметить, что у нас растет процент полетов минуя Москву, что уже составляет 63,3%. Активно растут международные полеты – рост 23,2%. В настоящее время мы можем осуществлять авиасообщение с 36 иностранными государствами, а наши авиакомпании летают в 25 стран», – рассказывал он.
Авиационные эксперты приходят к выводу, что пассажиропоток на внутренних рейсах фактически перестал расти. А производственные показатели гражданской авиации улучшаются в основном за счет международного сегмента. «За девять месяцев 2024 года российские авиакомпании перевезли 86,2 млн человек, что на 6,2% больше, чем в аналогичном периоде годом ранее. Из них 65,9 млн пассажиров летали рейсами по России. Прирост по отношению к 2023 году составил всего 2,2%», – сообщают в «Авиапорте».
Минтранс РФ в своем отчете об итогах реализации транспортной стратегии за 2023 год сообщал, что по итогам прошлого года воздушным транспортом в РФ было перевезено свыше 105 млн пассажиров, что на на 10,7% больше, чем годом ранее. Только на внутренних рейсах было перевезено 83 млн человек, что на 6,7% больше, чем годом ранее. Объем же международного пассажиропотока вырос на 27%.
Одно из предположений аналитиков – у российских авиакомпаний «закончились» пассажиры для внутренних рейсов, так как загрузка кресел в самолетах почти 100-процентная. Загрузка кресел на внутренних рейсах по группе «Аэрофлот» по итогам 10 месяцев составила 91,8%, а в высокий летний сезон достигала 94%. Экс-руководитель «Уральских авиалиний» Сергей Скуратов говорил о достижении загрузки в 96%.
Глава российского кабмина в среду сообщил, что РФ сейчас обновляет весь отечественный воздушный флот. «Одни из самых сложных и ответственных (задач) остаются перед гражданской авиацией. Сейчас полным ходом идет масштабная работа по глубокому перепроектированию комплектующих всей линейки воздушных судов. Она включает разработку и создание двигателей, широкой номенклатуры авионики, перспективных материалов, огромного числа узлов, агрегатов, другого оборудования. Вплоть до интерьера салонов», – описал происходящее глава кабмина.
Он обратил внимание, что каждый элемент должен отвечать самым жестким параметрам по качеству, безопасности и удобству. «Это требует не только времени, но и максимальной концентрации ресурсов. Ни одна страна еще не сталкивалась с необходимостью преодоления такого уровня технологического вызова в столь короткие сроки», – указал Мишустин.
Сейчас, по его словам, завершается подготовка к запуску серийных производств. Идет формирование кооперационных цепочек внутри страны, подбор надежных контрагентов, информировал Мишустин. Он также ожидает, что первые поставки отечественного самолета МС-21 в авиакомпании могут начаться уже в этом году. «Важно как можно быстрее развернуть массовый выпуск всех типов самолетов, включая полностью обновленные «Суперджеты», Ту-214, Ил-96, Ил-114 и для местных линий самолет «Байкал». Аналогичные планы и в отношении вертолетов. Все необходимые финансовые средства для этого определены», – подчеркнул премьер РФ.
В сентябре первый вице-премьер РФ Денис Мантуров сообщал, что планы производства пассажирских самолетов в РФ до 2030 года будут пересмотрены в следующем году. «Тогда будем понимать более четкие параметры, исходя из того, что мы будем подходить к завершению всех сертификационных процедур и будем понимать окончательно, какое количество, в какие годы, какие авиакомпании будут получать», – говорил он после того, как ряд СМИ сообщал о возможном пересмотре планов производства почти 1 тыс. гражданских самолетов до 2030 года.
Объем внутреннего и экспортного рынков до 2040 года оценивался в 1,8 тыс. воздушных судов (342 – самолеты SJ-100, 990 – МС-21-310 и др.). В мае 2024 года Минпромторг скорректировал планируемое количество самолетов с 1,08 тыс. до 994 штук и сдвинул начало поставок на 2025 год. По прогнозам Минтранса, парк иностранных самолетов всех типов должен был сократиться в РФ с 738 лайнеров в 2022 году до 319 самолетов к 2030 году с ускорением выбытия с 2026 года.
Еще одна проблема возможного замедления роста воздушных перевозок – рост цен на билеты. По разным оценкам, за год они выросли по разным направлениям от 20 до 40%. «Рост перелетов должен идти при обязательном сохранении их доступности по стоимости для наших граждан. При выборе субсидируемых направлений в первую очередь нужно учитывать потребности местных жителей. Прошу продолжить эту работу в тесном контакте с регионами», – потребовал глава правительства.
Мишустин обратил внимание, что за ближайшие шесть лет интенсивность авиасообщения внутри страны должна вырасти в полтора раза. «Для этого также предстоит модернизировать свыше трети аэропортовой инфраструктуры. Изменения затронут не менее 75 аэродромов, что будет способствовать расширению сети маршрутов, запуску большего числа прямых рейсов – без пересадки в Москве. И такая работа идет непрерывно», – рассказал глава кабмина. На сегодняшний день всего в стране функционирует 228 аэродромов гражданской авиации. Ожидается, что к 2030 году эта цифра увеличится до 242 аэродромов.
Минтранс РФ в своем отчете об итогах реализации транспортной стратегии за 2023 год сообщал, что в стране было введено 10 региональных аэропортов после реконструкции: Оренбург, Вилюйск, Черский, Якутск, Певек, Усть-Камчатск, Петропавловск-Камчатский, Усть-Нера, Нерюнгри, Братск.
Чиновники при этом теперь предлагают крупным предприятиям самостоятельно финансировать строительство транспортных сооружений. «У нас есть предприятия – для примера возьмем «Эльгауголь» – они за свой счет построили аэродром. То же самое сделал НОВАТЭК в Сабетте. Мне кажется, перекладывать все на Минтранс в таких крупных инфраструктурных проектах – это неправильно. Потому что эти предприятия, когда они закладываются, сразу получают налоговые льготы для крупного инфраструктурного проекта. Туда не входят ни дороги к этим предприятиям, ни аэродромы», – заметил спецпредставитель президента РФ по международному сотрудничеству в сфере транспорта Игорь Левитин. «Если строится крупный инфраструктурный проект, надо закладывать туда и транспортную инфраструктуру. В противном случае только на таких два аэродрома – Сабетта и Эльга – ушли бы все деньги из федерального бюджета, которые распределены», – отметил чиновник. В среду глава Якутии Айсен Николаев призвал ускорить реконструкцию аэродрома «Полярный» в городе Удачный, рядом с которым находится одноименный подземный рудник компании АЛРОСА. Также, по его словам, есть вопросы по аэродромам Тикси, Ленск и Усть-Куйга, финансирование которых предполагается из средств созданного Росавиацией фонда капитального ремонта.
Выступая на транспортном форуме, гендиректор управляющей компании «Аэропорты регионов» Евгений Чудновский, в свою очередь, предложил строить новый аэропорт в Иркутске с использованием концессионного механизма. Перенос существующего аэропорта Иркутска обсуждается более 30 лет. Кроме того, аэропорт в 2015 году был передан из федеральной в региональную собственность для модернизации и в дальнейшем для строительства нового. В конце 2023 года правительство Иркутской области сообщило о ведении переговоров о возвращении аэропорта в федеральную собственность, так как так не смогло решить вопрос с модернизацией авиаузла.
Российские власти еще в 2021 году утвердили Транспортную стратегию РФ сроком до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года. «Приоритет государства – повышение качества жизни граждан. Для этого будем активно развивать городской и пригородный пассажирский транспорт, чтобы люди как можно меньше времени тратили на дорогу домой или на работу, а поездки были комфортными и безопасными», – объяснял тогда смысл документа Михаил Мишустин.Транспортные стратегии в РФ реализуются с 2008 года, напоминает член «Деловой России» Олег Николаев. «За это время неплохо отремонтировали асфальтовое покрытие на уже имеющихся дорогах, улучшили качество пассажирских перевозок на железной дороге», - подчеркивает он.
Гендиректор группы компаний «Далини» Руслан Нигматулин напоминает, что транспортная стратегия России была принята в 2021 году и отражает планы развития отрасли до 2030-2035 года. «Первой в ней названа цель - повышение пространственной связанности страны и транспортной доступности территорий. Да, мы видим серьезные вложения в инфраструктурные проекты, федеральные трассы, региональные дороги. Мы как грузоперевозчики видим изменения в лучшую сторону. Но по-прежнему актуальна проблема нехватки местных дорог и в городах, и в мелких населенных пунктах. Например, улицы промышленных зонах реже попадают в программы строительства, капремонта, чем в жилых районах. А на селе и в частном секторе городов огромная проблема нехватки дорог с твердым покрытием», - говорит он.
Председатель комитета по транспортной логистике «Деловой России», президент «Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов» Вадим Филатов считает, что для бизнеса одним из наиболее приоритетных направлений стратегии станет ускоренное развитие портов Дальнего Востока, Восточного полигона и сопутствующей инфраструктуры. «Компании до сих пор сталкиваются с масштабными заторами на этих направлениях, особенно — при доставке из Китая в Россию. В частности, нехватка инфраструктуры привела к тому, что, по состоянию на 20 ноября, в портах Дальнего Востока компании ожидают обработки и перестановки контейнеров с морского на ж/д транспорт не менее 25 дней», - отмечает он.
Ведущий эксперт «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов предлагает не ждать от Транспортной стратегии быстрых результатов. «Тем не менее уже есть первые результаты. Например, увеличивается дорожная сеть в стране, причем это дороги с твердым покрытием и в нормативном состоянии, обновляется парк общественного транспорта, создают новые транспортно-логистические коридоры, делают другие проекты в рамках стратегии», - говорит он. Однако, внешние ограничения также затрудняют обновление материально-технической базы транспортников, замедляют сроки выполнения многих этапов стратегии, так как требуется время, чтобы найти новых поставщиков», - добавляет Баранов.