Фото Reuters
Не только потребительские настроения покупателей, приходящих за дорожающими товарами в магазины, учитываются при анализе инфляции Центробанком (ЦБ), но и настрой предприятий, причем в двух его проявлениях. Это планы компаний повышать свои цены. И это предположения предприятий о том, с каким ростом цен вскоре столкнется экономика. Судя по данным ЦБ, в отраслевом разрезе выше всего доля компаний, планирующих повышать цены, в розничной торговле. И именно у розницы сейчас самые высокие среди предприятий оценки ожидаемого роста цен. Причина есть. Ретейлеры, которым нужно учитывать и свои издержки, и издержки производителей, как пояснили эксперты, получше многих осведомлены о том, какая ситуация в разных отраслях.
Ценовые ожидания бизнеса выросли уже третий месяц подряд и достигли нового локального максимума с мая 2022 года. Они находятся существенно выше значений за 2017–2019 годы, когда инфляция была вблизи цели. Об этом ЦБ сообщил в ноябрьском мониторинге предприятий.
А по тем данным, которые ЦБ привел уже в другом обзоре – посвященном инфляционным ожиданиям, – наибольшее ценовое давление фиксируется предприятиями именно розничной торговли. В частности, ЦБ приводит два показателя, по которым об этом можно судить.
Первый показатель – ценовые ожидания предприятий (не путать с инфляционными ожиданиями, которые анализируются применительно к населению). Ценовые ожидания предприятий измеряются как баланс ответов компаний на вопрос об ожидаемом изменении отпускных цен в ближайшие три месяца.
Увеличение публикуемого регулятором показателя означает, что доля компаний, которые планируют повышать цены, возрастает по сравнению с прошлым месяцем. Но сам по себе этот показатель не позволяет судить именно о величине запланированного компаниями повышения цен.
Последние несколько лет наблюдается существенный разрыв между ценовыми ожиданиями компаний розничной торговли и предприятий из других ключевых секторов (промышленности, сельского хозяйства, строительства, сферы услуг), а также по сравнению с уровнем в целом по экономике.
Так, если среди предприятий розничной торговли этот показатель составил в ноябре текущего года 45 пунктов, то в целом по экономике он почти в два раза ниже – 26 пунктов. Из чего можно сделать вывод, что в сфере розницы больше компаний, планирующих повышать цены, чем в целом по экономике.
Хотя есть важная деталь: упомянутый показатель в рознице сейчас незначительно, но сокращается вслед за ослаблением оптимизма ретейлеров по поводу потребительского спроса. Но это все же пока особо не влияет на сам межотраслевой разрыв.
Ценовые ожидания предприятий по основным отраслям (баланс ответов, с сезонной корректировкой), в пунктах. Розница обогнала другие отрасли. Источник: Центробанк |
Второй показатель – инфляционные ожидания предприятий, то есть средний ожидаемый компаниями темп прироста цен. В целом по экономике в ноябре он составил у компаний 7,5% в пересчете на год. Но одновременно с этим средний темп прироста цен, ожидаемый предприятиями именно розничной торговли, при той же методике расчета достиг, по данным ЦБ, 13,5% в годовом выражении. Другими словами, ожидаемая представителями розницы годовая инфляция сейчас намного выше, чем та инфляция, которую предполагают увидеть остальные предприятия.
И такое положение дел может удивить, ведь представители федеральных торговых сетей не раз публично заявляли о своих усилиях, наоборот, по сдерживанию роста цен, по крайней мере на социально значимые и наиболее востребованные у потребителей товары.
Но, по мнению опрошенных экспертов, эти результаты вполне закономерны. «Сектор розничной торговли хорошо осведомлен о возможных повышениях цен производителями в ближайшей перспективе, поскольку их поставщики перезаключают контракты по новым ценам на будущий период», – пояснил «НГ» научный сотрудник лаборатории структурных исследований Президентской академии Владимир Еремкин. То есть сегодня на прилавках товары реализуются по одной цене, но розничные продавцы уже в основном знают, какие из товаров в будущих поставках станут дороже и на сколько.
Кроме того, сектор розничной торговли находится под двойным давлением: с одной стороны, производители вследствие роста издержек повышают цены на свою продукцию, а с другой – есть издержки и у розницы. Например, связанные с дисбалансамм на рынке труда.
«Помимо этого рост таких затрат, как транспортные расходы и арендные ставки, тоже особенно сказывается именно на этой сфере», – привел еще один пример директор по стратегии компании «Финам» Ярослав Кабаков. В дополнение к этому многие розничные компании, по его словам, «зависят от импортных товаров, а изменения валютных курсов, ослабление рубля увеличивают их закупочные цены». Как уточнил при этом аналитик компании «Цифра брокер» Кирилл Климентьев, в розничной торговле изменение расходов гораздо быстрее отражается в цене, «ведь у компаний нет долгосрочных контрактов с покупателями, как у оптовиков».
В Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) подтвердили «НГ» многие из этих выводов. Ретейлеры находятся в прямом взаимодействии с потребителями и весьма точно чувствуют колебания спроса и любые изменения потребительских настроений.
«На ожидания инфляции со стороны торговли также влияет значительный рост издержек всех участников потребительского сектора, который в том числе выражается в росте отпускных цен производителей и поставщиков, а у самих предприятий торговли серьезно выросли затраты на логистику, оснащение магазинов, выстраивание новых цепочек по импорту, а также налаживание механизмов трансграничных платежей», – перечислил председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев. Указал он и на рост издержек, связанных с наймом линейного персонала: кассиров, работников торгового зала и склада, сборщиков.
Но, как особо подчеркнул Караваев, «инфляционные ожидания предпринимателей розничного сектора не влияют на ценообразование в торговле».