Производство отечественных продуктов питания все-таки зависит от импорта – и часто из недружественных стран. Фото Reuters
Технологическое лидерство, технологический суверенитет, импортозамещение – определение приоритетности и очередности каждой из этих задач до сих пор вызывает споры. Так, технологический суверенитет вовсе не должен предполагать тотального, нарушающего здравый экономический смысл импортозамещения. Эта мысль четко прослеживалась в выступлении первого вице-премьера Дениса Мантурова на открытом диалоге «100 вопросов о будущем России». Но при этом в ряде случаев стремительно импортозамещаться надо было еще вчера. Предостережение от фермеров: без отечественных ветпрепаратов есть риск столкнуться с таким дефицитом некоторых видов продукции, на фоне которого недавние пробуксовки с яйцами и маслом покажутся цветочками.
В начале своего выступления в национальном центре «Россия», посвященного технологическому лидерству и рывку, первый зампред правительства Денис Мантуров предложил разобраться с терминами. «Технологическое лидерство – совокупность технологического суверенитета и конкурентоспособности производимой продукции», – пояснил он, добавив, что это должна быть гармония.
Причем, судя по его выступлению, конкурентоспособность производимой продукции относится не только к качеству, современности, высокотехнологичности, но и даже к таким лишь на первый взгляд второстепенным вопросам, как промышленный дизайн, привлекательность для потребителя. Это тоже важно для продвижения продукции и на внутреннем рынке, и, конечно, на внешнем.
Далее Мантуров вскользь затронул дискуссии экспертного сообщества о том, насколько повсеместным должно быть импортозамещение в российской экономике, если мы говорим об импортозамещении не просто продуктов питания, а необходимых для разных отраслей компонентов, комплектующих, оборудования, иной продукции с высокой добавленной стоимостью. Где стопроцентный технологический суверенитет – это уже сейчас вопрос выживания государства, а где стопроцентный технологический суверенитет именно сейчас в принципе невозможен и это надо признать?
Как показало выступление Мантурова, практически везде в обрабатывающей промышленности происходят свои технологические прорывы, есть примеры внедрения новейших разработок, которым позавидовали бы и другие страны. Прежде всего это иллюстрируется достижениями оборонно-промышленного комплекса.
Глас народа из соцсетей – во время мероприятия на экран вывели результаты опроса, проведенного в соцсетях, о том, кто такой технологический лидер. В топе ответов оказался вариант: «Орешник». Хотя прогресс наблюдается не только в оборонке, много говорилось и про гражданские отрасли. «Мы двигаемся по всем практически секторам обрабатывающей промышленности», – подчеркнул Мантуров.
Но самая главная мысль, которая прослеживалась в выступлении первого вице-премьера: технологический суверенитет не должен быть в ущерб экономике. По крайней мере если речь идет не о критически значимых для государства вопросах, не терпящих компромисса.
«У нас задача стоит обеспечить уровень национальной безопасности и технологического суверенитета, не переходя экономический смысл в этой работе, – сказал Мантуров. – Только там, где это требует вопрос национальной безопасности, у нас нет компромиссов».
Во-первых, свой запрос формируют вооруженные силы. Во-вторых, есть ряд других секторов экономики, в которых тоже требуется обеспечить именно 100-процентный технологический суверенитет. А во всем остальном, как можно судить, возможен поиск баланса между суверенитетом, импортозамещением и временной, но опорой в том числе на импорт – во избежание технологической деградации и для недопущения технологического «каннибализма».
Уточнение терминологии, определение приоритетности и очередности стоящих перед страной задач – все это вопрос не праздный, он имеет предысторию. Как ранее уже писала «НГ», и в научной среде, и на государственном уровне то и дело возникали трудности с формированием окончательного и непротиворечивого понимания того, а что такое технологический суверенитет в принципе: это наличие в стране определенных важных технологий, либо способность государства создавать и применять эти технологии, либо что-то еще (см. номер от 25.04.24).
Без технологических альянсов не обойтись, следовало из выступления Мантурова. Тем более что такие альянсы востребованы не только Россией, но и многими другими государствами, тогда как недружественные страны, которые пытаются выстроить на пути РФ преграды, оказались как раз в меньшинстве.
Наша страна налаживает сотрудничество в формате технологических альянсов со многими экономиками, рассказал первый вице-премьер, упомянув прежде всего глобальный Юг. Но и тут не обошлось без определенных уточнений: не все из таких экономик, правда, и сами обладают необходимыми нам технологиями, но вместе с ними можно, опираясь на существующие у нас научные школы, сформировать совместное технологическое будущее.
Доказательством же того, что споры по поводу суверенитета, импортозамещения и опоры на критически важный импорт вряд ли скоро завершатся, стало выступление в ходе открытого диалога председателя ассоциации «Народный фермер» Олега Сироты. Судя по его словам, фермеры, аграрии до сих пор вынуждены использовать импортные ветпрепараты – эта зависимость не преодолена, и часто это зависимость именно от недружественных стран.
«Остановка поставок ферментов и заквасок может привести не только к тому, что камамбера не будет на полке, а вообще вся отрасль встанет. Даже перебой с вакцинами может привести к такой эпидемии, без шуток, что нам дефицит яиц и масла покажется цветочками», – предупредил он. Мантуров в ответ сообщил о готовности чуть ли не с первых же дней 2025 года, несмотря ни на какие праздники, максимально оперативно заняться решением этой проблемы вместе с фермерами и с Минсельхозом.