Фото Reuters
Деловая активность в РФ продолжала расти, но медленнее, чем в декабре, сообщили чиновники Центробанка. Они утверждают, что загрузка производственных мощностей находится вблизи исторических максимумов. Однако во многих секторах российской экономики выпуск явно сокращается. Так, спрос на сталь в стране упал почти на 6%. Автозаводы и строители снижают производственные планы. Падают объемы перевозки каменного угля, черных металлов и строительных грузов.
Свои представления о состоянии дел в российской экономике наш Центробанк формирует на основании опросов предприятий нефинансового сектора по стандартной международной методике. В среднем в подобных опросах ежемесячно участвует около 15 тыс. предприятий ключевых видов экономической деятельности. Каждое шестое предприятие участвует в мониторинге более 20 лет, объясняют в ЦБ. Данные последнего обзора мониторинга предприятий получены на основании опроса с 1 по 20 января 14,8 тыс. нефинансовых предприятий.
В январе отмечалось продолжение роста деловой активности с постепенным замедлением его темпа, считают в ЦБ. Текущие оценки бизнес-условий в целом по экономике были выше декабрьских значений, заметнее всего – в оптовой торговле. В то же время в торговле автотранспортом оценки текущей ситуации обновили минимум за период с сентября 2022 года, признают в ЦБ.
И это ухудшение ситуации в торговле автомобилями вполне объяснимо. По данным Объединенного кредитного бюро, в декабре 2024 года количество выдач автокредитов банками сократилось на 32% в единицах и на 41% в рублях (по сравнению с тем же периодом прошлого года). Такое резкое падение автокредитования в нашей стране фактически организовано самим Центробанком и его сверхжесткой кредитной политикой. Полная стоимость кредита на покупку автомобиля в декабре 2024 года превысила 24,1%.
Похожая ситуация и в жилищном кредитовании. За первые две недели января 2025 года, по оценке ДОМ.РФ, выдача ипотечных кредитов составила около 5 тыс. Это падение на 81% к аналогичному периоду 2024 года. Падение в объеме выданных кредитов составило 78%. При этом на «рыночных» условиях, которые искусственно создал сам Центробанк, жилищные займы почти не выдавались. Основной объем кредитов выдавался по льготным программам: с 1 по 16 января выдано 3 тыс. кредитов на 19 млрд руб. в основном по программе «Семейная ипотека».
Падение объемов выдачи ипотеки и автокредитов транслируется в спад производства и в сокращение спроса на материалы в соответствующих отраслях. Так, по оценкам компании «Северсталь», общее падение спроса на сталь в России в 2024 году составило 5,7%. Заметим, что средние цифры падения за год не отражают того быстрого падения потребляющих отраслей, которое началось в конце 2024 года и продолжается в январе 2025-го. Так что не будет ничего удивительного, если падение внутрироссийского спроса на металлы в первом квартале 2025 года будет измеряться десятками процентов.
Оценки изменения инвестиционной активности (баланс позитивных и негативных ответов, %). Источник: Центральный банк |
«Загрузка мощностей остается в целом неизменной, находясь вблизи исторических максимумов восемь кварталов подряд», – утверждается в последнем отчете ЦБ. Но как получается, что предприятия реального сектора сокращают выпуск, а Центробанк воспроизводит утверждение о неизменно высокой загрузке – остается только гадать. Загрузка производственных мощностей в четвертом квартале 2024 года составила 80,7% по сравнению с 80,4% в третьем квартале 2024 года, уверены чиновники ведомства Эльвиры Набиуллиной.
Текущие оценки выпуска в январе несколько повысились после двух месяцев снижения и вернулись к уровню начала 2023 года. Среди укрупненных отраслей рост отмечался в промышленном производстве, сельском хозяйстве и торговле, утверждают в Центробанке. Там считают, что в РФ продолжается рост инвестиций, однако более медленными темпами по сравнению с третьим кварталом 2024 года. «Среди факторов, ограничивающих инвестиционную активность, выросло влияние уровня ставок по инвестиционным кредитам и неопределенности экономической ситуации. Ожидания инвестиционной активности на первый квартал 2025 года как в целом по экономике, так и практически во всех основных отраслях, за исключением транспортировки и хранения, были ниже, чем на четвертый квартал 2024 года. Та же «Северсталь» в июне прошлого года давала ориентир инвестпрограммы на 2025 год в 170 млрд руб. Однако в конце 2024 года предупредили о корректировке инвестиционных расходов в 2025 году при сохранении высоких ставок и охлаждении спроса на металл.
Обеспеченность работниками в четвертом квартале 2024 года оставалась вблизи исторических минимумов. Отмечалась нехватка как высококвалифицированного персонала, так и сотрудников рабочих специальностей. Наиболее острый дефицит кадров продолжали испытывать обрабатывающие предприятия, которые производят продукцию инвестиционного и потребительского назначения, утверждается в последнем мониторинге предприятий от ЦБ РФ. Правда, планы компаний по найму работников на первый квартал 2025 года почему-то снизились. Эти планы найма сотрудников теперь меньше, чем в четвертом квартале 2024 года, как в целом по экономике, так и в большинстве отраслей, за исключением предприятий обрабатывающей промышленности, производящих потребительские товары, электроэнергетики и сельского хозяйства.