Министр энергетики Казахстана Алмасадам Саткалиев подчеркнул важность выработки единой позиции ОПЕК+ . Фото с сайта www.gov.kz
В понедельник состоялось заседание Министерского мониторингового комитета ОПЕК+ (JMMC). Формальная тема встречи – обсуждение ситуации на рынке нефти и параметров соглашения об ограничении добычи. Многие эксперты сходились во мнении, что главной темой заседания будет энергетическая политика президента США Дональда Трампа, который настаивает на немедленном снижении цен.
JMMC, сопредседателями которого являются РФ и Саудовская Аравия (СА), решил не менять текущую политику по добыче нефти. «JMMC рассмотрел данные о добыче сырой нефти за ноябрь и декабрь 2024 года и отметил высокое общее соответствие стран ОПЕК и стран, не входящих в ОПЕК, участвующих в Декларации о сотрудничестве», – следует из заявления объединения.
Вице-премьер РФ Александр Новак сообщил по итогам заседания, что ОПЕК+ придерживается текущей политики. «ОПЕК+ пока сохраняет решение о начале восстановления добычи нефти с апреля, но будет смотреть на ситуацию», – подчеркнул он, уточнив, что комитет в ходе встречи затрагивал тему увеличения США добычи нефти. Российский чиновник также отметил, что по итогам ноября и декабря 2024 года страны ОПЕК+ перевыполнили квоты по сокращению добычи.
Цены на нефть в понедельник в ответ на решение JMMC поднимались выше 77 долл. за баррель.
Также JMMC в своем заявлении подчеркивает, что «после тщательного анализа» комитет заменил Rystad Energy и Управление энергетической информации Минэнерго США на Kpler, OilX и ESAI в качестве вторичных источников, используемых для оценки добычи сырой нефти и соответствия стран – участниц соглашения ОПЕК+ начиная с 1 февраля 2025 года.
Традиционно мониторинговый комитет не принимает никаких решений по судьбе сделки, но дает альянсу рекомендации относительно целесообразности корректировки параметров соглашения и созыва внеочередного собрания всех глав делегаций. Заседания мониторингового комитета ОПЕК+ обычно проводятся раз в два месяца, а министерские встречи – раз в полгода. В последний раз оба мероприятия состоялись 5 декабря.
Перед началом встречи в понедельник западные агентства со ссылкой на делегатов сообщали, что ОПЕК+ скорее всего будет придерживаться текущих планов по постепенному увеличению добычи с апреля и вряд ли будет рекомендовать увеличить добычу больше запланированного. При этом аналитики RBC Capital Markets не исключали, что на встрече будет принят «тонкий дипломатический маневр», который позволит картелю и странам – членам объединения избежать ответного гнева Трампа.
При этом министр энергетики Казахстана Алмасадам Саткалиев ранее сообщал, что ОПЕК+ на встрече планирует принять согласованную позицию в части планов США по увеличению добычи нефти. «У Казахстана есть определенные инструменты. Как вы знаете, мы можем ограничивать добычу на собственных месторождениях», – сообщал Саткалиев. Речь идет о возможности прямых переговоров с участниками крупных консорциумов по снижению объемов добычи с целью достижения баланса на рынке, но окончательное решение будет принято после совместной встречи.
При этом сам чиновник сомневался в том, что Астана поменяет свои планы по производству нефти. Казахстан в этом году намерен добыть как минимум 96 млн т черного золота. Для сравнения: в прошлом году страна добыла около 88 млн т. Кроме того, государство наряду с РФ и Ираком является постоянным нарушителем квот ОПЕК+ (см. «НГ» от 27.11.24).
Ранее, в январе президент США Дональд Трамп обнародовал масштабный план по максимизации добычи нефти и газа, в том числе путем объявления чрезвычайного положения в энергетической отрасли для более быстрой выдачи разрешений и сворачивания мер по защите окружающей среды.
Он также публично призвал ОПЕК и Саудовскую Аравию снизить цены на нефть, заявив, что это необходимо для быстрого завершения кризиса в Украине. По его словам, если цена упадет, конфликт между Россией и Украиной завершится немедленно. «Прямо сейчас цена достаточно высока», – говорил Трамп, подчеркивая, что ОПЕК нужно перестать получать так много денег и опустить цены на нефть. Президент США при этом заявлял, что обсуждал с наследным принцем и премьер-министром СА Мухаммедом бин Сальманом Аль Саудом снижение стоимости нефти.
Нефтяной картель официального ответа на требование Трампа не давал. Однако представители ОПЕК+ сомневались в том, что объединение внесет изменения в текущие планы, которые предполагают увеличение производства нефти с апреля. Министр экономики СА Фейсал аль-Ибрагим подчеркивал, что члены ОПЕК+ стремятся к долгосрочной стабильности на нефтяном рынке.
Российская сторона в ответ сообщала, что США, как и Россия, являются одними из крупнейших не только производителей, но и потребителей нефти в мире, поэтому слишком низкие или слишком высокие цены на нефть вредны обеим странам.
Тем не менее на прошлой неделе несколько ключевых министров стран ОПЕК встретились в Эр-Рияде в преддверии заседания министерского мониторингового комитета ОПЕК+. Сообщалось, что на встрече присутствовали министры нефти из ключевых стран ОПЕК – Саудовской Аравии, ОАЭ, Кувейта и Ирака. Подчеркивалось, что переговоры носили «дружеский характер», а сами делегаты настаивали на осторожной реакции картеля из-за непредсказуемости нового лидера США. Один из высокопоставленных чиновников ОПЕК говорил, что блок стремится к «устойчивой ясности».
Saudi Press Agency (SPA), в свою очередь, сообщало, что министр энергетики СА Абдул Азиз бин Сальман встречался в Эр-Рияде с министром нефти Ирака Хайяном Абдель Гани и министром нефти и газа Ливии Халифой Абдулсадеком. Стороны обсудили «усиление совместных усилий по поддержке стабильности мировых энергетических рынков», сообщала SPA.
Официальной же реакции ОПЕК+ на заявления Трампа не последовало. Напомним, объединение намерено начать увеличивать добычу нефти с апреля, постепенно снимая предыдущие сокращения. Ранее этот план неоднократно откладывался из-за слабого спроса.
В настоящее время члены ОПЕК+ сдерживают добычу в рамках серии мер, согласованных с 2022 года, для поддержки рынка. ОПЕК+ в рамках соглашения также устанавливает квоты на добычу нефти для своих участников. На 2024 год суммарный предельный уровень добычи составлял примерно 39,4 млн барр. в сутки, если не учитывать не участвующих в квотах Иран, Венесуэлу и Ливию. Ряд стран ОПЕК+, включая Россию, также имеют добровольные сокращения добычи нефти. Ограничения на 1,65 млн барр. в сутки действуют до конца 2026 года. Введенные чуть позднее – еще на 2,2 млн – на декабрьской встрече было решено отменять не с января 2025 года, как планировалось, а с апреля. При этом Россия, Ирак и Казахстан до конца июня 2026 года будут компенсировать перепроизводство нефти, допущенное в прошлом году.
Эксперты считают, что в условиях неопределенности на мировом рынке нефти, в том числе связанной с перспективами роста американских поставок, ОПЕК+ вряд ли пойдет на предложение Трампа. «Во-первых, наращивание объемов добычи нефти в США займет достаточно много времени, чтобы оказать давление на глобальную стоимость черного золота, поэтому пока спешить не стоит. Во-вторых, текущая стоимость эталонной смеси нефти марки Brent остается на комфортном уровне в 76,7 долл. за баррель, а снижение квот или добровольное сокращение объемов экспорта нефти наступало после того, как ее стоимость опускалась ниже 70 долл. за баррель и оставалась там на длительный период времени», – рассуждает аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов.
«Планы Трампа по наращиванию объемов добычи нефти и стимулированию нефтяной отрасли в США прямого воздействия на уровни добычи черного золота в России оказать не должны. Однако они могут существенно повлиять на стоимость нефти в дальнейшем, из-за чего Россия может вновь сократить добычу в рамках сделки ОПЕК+ и добровольно ограничить объемы ее экспорта из РФ», – подчеркивает Чернов. Он также полагает, что Трамп способен усилить санкционное давление на нефтяную отрасль РФ.
Как считает старший научный сотрудник лаборатории международной торговли Института Гайдара Александр Фиранчук, американские компании вряд ли станут наращивать добычу в ответ на снижение цен. «Добыча нефти в США в среднем становится прибыльной на значительной части месторождений при цене около 70 долл. за баррель», – напоминает он.
Риск в другом: если Трамп развяжет настоящую мировую торговую войну, это неизбежно приведет к охлаждению мировой экономики и, как следствие, к снижению спроса на нефть, подчеркивает эксперт. Реализация Трампом плана по увеличению нефтедобычи в США может повлиять на мировые цены на нефть, которые будут снижаться по мере усиления добычи и поставки американской нефти на мировой рынок, добавляет эксперт Института Гайдара Гасан Рамазанов.
Начальник аналитического отдела компании «Риком-Траст» Олег Абелев предлагает воспринимать заявления Трампа под определенным фильтром. «Увеличивать добычу до бесконечности США невыгодно. В противном случае все ее проекты по добыче сланцовых углеводородов станут нерентабельными. Любые такие проекты при цене за баррель нефти ниже 65 долл. становятся нерентабельными. Поэтому люфт снижения цены на нефть для США не больше 10–12 долл.», – рассуждает он.
Эксперт также напоминает, что увеличение нефтедобычи будет неоднородно влиять на топливно-энергетический баланс и платежный баланс разных стран в составе ОПЕК. «Для стран с менее диверсифицированной экономикой заявление Трампа, конечно, будет носить негативный характер, но в целом они еще будут готовы в течение какого-то периода времени начать сокращать добычу. Реакция России скорее всего будет негативной. Это отразится на доходах бюджета. Бюджет сейчас нуждается в доходах, так как расходная часть растет максимально за последние годы. Нефтяным компаниям, ориентированным на экспорт, придется делать выбор. Либо сокращать объем добычи, чтобы способствовать росту цен на мировых рынках, но при этом поступиться недополученным доходом. Либо не сокращать добычу, и тогда доходы будут расти, но при этом глобально они могут не компенсировать потери, которые нефтяные российские компании могут понести от снижения цен на мировом рынке, если США начнут резко увеличивать свою добычу», – отмечает Абелев.