0
4716
Газета Экономика Интернет-версия

12.02.2025 20:14:00

Жители России стараются сэкономить на дорожающей еде

В стране сокращается доля потребителей, удовлетворенных качеством фруктов, хлеба и замороженных продуктов

Тэги: росстат, инфляция, подорожание продуктов, снижение качества, потребительские претензии


росстат, инфляция, подорожание продуктов, снижение качества, потребительские претензии В стране стало меньше покупателей, удовлетворенных качеством хлеба. Фото агентства «Москва»

Огурцы, лук, яблоки, картофель, капуста, свекла, рыба – цены на них в начале года уже подскочили существенно, следует из данных Росстата. Также заметно дорожают молочная продукция, говядина, подсолнечное масло. Но, несмотря на инфляционное давление, многие покупатели пока пытаются в меру, конечно, финансовых возможностей выбирать более качественные продукты, даже если они будут несколько дороже. Другое дело, что предлагаемый ассортимент не всегда удовлетворяет потребителей. За последний год в стране снизилась доля покупателей, удовлетворенных качеством хлеба, фруктов и замороженных продуктов.

В России продолжают существенно дорожать многие продукты питания, о чем свидетельствует очередная сводка Росстата, обнародованная 12 февраля.

Первое место в инфляционной гонке заняла плодоовощная продукция. Прежде всего это огурцы, подорожавшие уже почти на 14% чуть больше чем за месяц: данные по состоянию на 10 февраля по отношению к концу декабря. Далее идут лук репчатый с ростом цен за тот же период примерно на 6%, яблоки (на 5,6%), картофель (5,4%), капуста (4,8%), рыба мороженая неразделанная (4,5%), свекла и сыры (около 3%).

Помимо этого заметно дорожали и другие виды молочной продукции: тоже примерно на 2,5–3%. Говядина и подсолнечное масло прибавили в цене более чем 2%, рост цен на некоторые виды хлеба оказался в пределах 2%.

Конечно, во многих перечисленных примерах рост цен можно объяснить сезонным фактором. Но какое бы правильное объяснение ни приводилось, это не облегчает финансовую ситуацию конкретных семей, которые, отправляясь в магазин, должны закладывать все больше и больше средств на продукты питания.

И рост цен не остается незамеченным населением. По результатам опроса фонда «Общественное мнение», сейчас чаще всего россияне жалуются на заметное удорожание прежде всего молока и молочной продукции: в начале февраля на него жаловались 47% из 1,5 тыс. опрошенных.

На втором месте мясо и птица: заметный рост цен на них в течение последнего месяца фиксировали 44% респондентов. На третьем месте – овощи, фрукты, ягоды, плодоовощная продукция: на их заметное удорожание жалуются 43% опрошенных. Кроме того, о заметном росте цен на рыбу и морепродукты говорят 37% опрошенных, на хлеб и хлебобулочные изделия – 35%.

Получается, что от трети до почти половины опрошенных покупателей, выбирая товары первой необходимости, сталкиваются с таким инфляционным давлением, которое для них либо уже стало, либо станет критическим уже в ближайшие время.

И это вынуждает покупателей экономить, однако даже в непростой денежной ситуации у экономии есть определенные пределы. Ведь, допустим, можно экономить настолько, что основой ежедневного рациона питания станет исключительно самая дешевая лапша быстрого приготовления. Но многие потребители пока стараются – в меру, конечно, финансовых возможностей – выбирать продукцию более разнообразную и качественную, чем экстремально дешевые варианты.

Об этом можно судить по результатам всероссийского опроса, проведенного Аналитическим центром НАФИ. «Увеличение трат на продукты питания и усиление тревожности относительно потенциального ускорения роста инфляции делают российского потребителя крайне рациональным. Принятие решения о покупке продуктов питания происходит в ситуации поиска максимально выгодного баланса цены и качества», – пояснила директор стратегических проектов НАФИ Ирина Гильдебрандт.

Более половины (59%) из 5 тыс. опрошенных россиян старше 14 лет сообщили, что при выборе продуктов питания они предпочитают покупать «то, что лучше качеством, даже если оно дороже». Но почти каждый третий (28%) покупает все-таки «то, что подешевле, даже если оно хуже качеством». Остальные затруднились с ответом.

При знакомстве с новым продуктом большинство (83%) назовут его качественным, если тот соответствует двум главным критериям: свежесть (на нее указали 55% опрошенных) и натуральность – имеется в виду, что продукт обладает хорошим составом, с минимальным количеством добавок и консервантов (этому придают значение 28% респондентов).

На этом фоне у исследователей возник логичный вопрос о том, насколько в принципе российские потребители сейчас удовлетворены качеством покупаемых ими товаров. Выяснилось, что два года подряд рейтинг удовлетворенностью качеством возглавляют, по версии опросов НАФИ, молочные продукты и кондитерские издания, а замыкают замороженные продукты питания.

Несмотря на такие, казалось бы, хорошие показатели, в ряде случаев покупатели стали чаще, чем раньше, разочаровываться в качестве продуктов. Например, в 2023 году 82% опрошенных покупателей были удовлетворены качеством молочной продукции, а в 2024-м – 80%. В 2023-м по 74% респондентов были удовлетворены качеством фруктов и хлеба, а в 2024-м – по 70%. Сократилась также доля тех, кто удовлетворен качеством замороженных продуктов: с 70 до 65%.

И если сокращение показателя применительно к удовлетворенности граждан молочной продукцией укладывается в указанную авторами исследования статистическую погрешность (2%), то в остальных случаях это сокращение было более глубоким, и оно стало уже значимым фактором.

Теперь многое будет зависеть от того, имеем мы дело с краткосрочным ухудшением ситуации, обусловленным, допустим, разовыми проблемами с урожаем или сбоями у отдельных производителей, или это долгосрочная тенденция. 


Читайте также


Пенсионеры преодолели официальную инфляцию, но не "инфляцию для бедных"

Пенсионеры преодолели официальную инфляцию, но не "инфляцию для бедных"

Анастасия Башкатова

Доходы покидающих рынок труда пожилых граждан уменьшаются в четыре раза

0
2278
Ключевую ставку предложено урезать вдвое

Ключевую ставку предложено урезать вдвое

Анастасия Башкатова

Малая доступность кредитования не должна быть единственным обоснованием неэффективности бизнеса

0
4783
Руководство ЦБ защищает крепкий рубль на фоне падения нефтегазовых доходов бюджета

Руководство ЦБ защищает крепкий рубль на фоне падения нефтегазовых доходов бюджета

Михаил Сергеев

0
1665
План развития конкуренции в России обещают согласовать до конца лета

План развития конкуренции в России обещают согласовать до конца лета

Ольга Соловьева

Потребительскую инфляцию в регионах стабилизируют соглашениями с торговыми сетями

0
2639

Другие новости