Некоторые продавцы и покупатели до сих пор видят преимущества в наличных платежах. Фото Reuters
Специалисты Международного валютного фонда (МВФ) неожиданно выступили с предостережением для стран, активно внедряющих криптовалюты и государственные цифровые валюты. По их оценкам, нельзя исключать, что если новации будут наслаиваться одна на другую, то произойдет непреднамеренное и необратимое исчезновение наличных денег. И тогда любое стихийное бедствие или иное событие, дестабилизирующее работу цифровых сервисов, станет отправной точкой для невиданной прежде финансовой катастрофы.
Исчезновение наличных денег не исключено и крайне нежелательно, предупредили авторы обнародованного на сайте МВФ рабочего доклада – старший экономист департамента денежно-кредитной политики МВФ Марко Пани и старший экономист африканского подразделения фонда Родольфо Майно. Публикация сопровождается пояснением, что в докладе описано исследование, которое пока не завершено, а мнения авторов вовсе не обязательно отражают точку зрения МВФ и его руководства.
Предостережения экспертов фонда выглядят действительно неожиданно. Ведь в течение последних нескольких лет руководство МВФ, наоборот, регулярно высказывалось о больших перспективах и пользе цифровых валют.
«Национальные цифровые валюты могут заменить наличные деньги в островных экономиках. Они способны обеспечить устойчивость в более развитых экономиках. CBDC могут улучшить доступ к финансовым услугам там, где лишь немногие имеют банковские счета», – перечисляла директор-распорядитель МВФ Кристалина Георгиева. (CBDC – Central Bank Digital Currency: цифровая валюта центрального банка.)
Для контекста важно упомянуть и совсем свежее решение президента США Дональда Трампа. Он подписал указ о создании стратегического резерва биткоина, который приравнивается к «цифровому золоту». Американское нововведение, кстати, уже нашло отклик и среди российских бизнесменов. Как заявил в недавнем интервью ТАСС глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, властям РФ стоило бы теперь проанализировать перспективы использования криптовалют. Ведь, по его словам, этот вопрос уже и так прорабатывался в рамках идеи создания альтернативной доллару платежно-расчетной системы с применением стейблкоинов (стейблкоин – криптовалюта, курс которой привязан к какому-либо активу, например, доллару, евро или золоту).
Несмотря на весь этот цифровой оптимизм, эксперты МВФ в своем докладе теперь настаивают на преимуществах именно наличных денег. Хотя еще недавно все эти преимущества попадали в список как раз главных минусов и опасностей кэша.
«Наличные обеспечивают высокую степень анонимности и независимости от посредников, что отличает их от цифровых методов оплаты», – сообщили авторы исследования. Конечно, в определенных юрисдикциях бывает, что при операциях, превышающих установленные пороги, нужно подтверждать доход, декларировать большие суммы денег. Но в целом, если не брать такие крайности, платежи наличными не оставляют следов (записей о транзакциях), не поддаются дистанционному управлению и контролю. А значит, отметим, операции с наличными освобождены не только от комиссий, навязанных банками, но и от риска заморозки платежей по решению регуляторов.
И самое главное – наличные «могут храниться физически». Сегодня такие, казалось бы, прописные истины требуется особо проговаривать в формате научного доклада.
Пани и Майно обратили внимание на то, что сейчас все дискуссии о цифровых деньгах сосредоточены главным образом на среднесрочных макроэкономических и макрофинансовых последствиях, на эффектах для денежно-кредитной политики, трансграничных платежей. А вероятность полного исчезновения наличных денег и те проблемы, которые начнут проявляться в «безналичной экономике», вызывают сейчас в среде экономистов «сравнительно незначительную озабоченность». И это теперь очень удивляет экспертов из МВФ.
По их мнению, исчезновение наличных денег нельзя исключать априори, нельзя считать такой сценарий заведомо фантастическим. В ходе собственных аналитических выкладок и расчетов, эксперты МВФ пришли к выводу, что если цифровые новации и дальше будут наслаиваться одна на другую, то это может привести к исчезновению какой-либо уже существующей формы денег.
«Учитывая резкое сокращение использования наличных денег для совершения операций, наблюдавшееся в последние несколько десятилетий в большинстве юрисдикций, вероятность того, что наличные деньги могут «исчезнуть», не кажется незначительной», – подчеркнули исследователи.
Уже сейчас выпуск и хранение наличных денег порой рассматриваются регуляторами и иными участниками рынка как слишком сложная и затратная для экономики задача. И значит, если наличные деньги действительно исчезнут, то это будет уже необратимо. Потому что возобновлять выпуск с нуля будет еще сложнее, чем поддерживать на плаву всю эту индустрию.
И тогда финансовый мир окажется в шаге от катастрофы. Стоит только случиться какому-либо негативному событию, допустим, стихийному бедствию, которое пошатнет стабильность систем, от которых напрямую зависит работа цифровых сервисов, как это приведет к серьезным сбоям, потерям, и их масштаб сейчас трудно оценить даже приблизительно.
Примечательно, что эксперты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) теперь тоже высказались о проблемах, которые возникнут при ухудшении доступности инфраструктуры наличных денег. Как они пояснили, возникают риски финансовой изоляции некоторых групп населения: пожилых, людей с низким доходом или с низкой цифровой грамотностью.
Рассуждая о проблеме цифровой грамотности, эксперты ОЭСР указали на увеличение числа финансовых афер и мошеннических действий, направленных на потребителей цифровых услуг. Отсутствие платежных альтернатив или даже просто снижение доступности наличных денег будет вынуждать все больше и больше людей пользоваться цифровыми сервисами, а значит, потенциальных жертв кибермошенников тоже будет все больше.
Уточним: не менее острая ситуация с низкодоходными группами населения. Далеко не все имеют возможность полноценно пользоваться цифровыми сервисами, ведь для этого нужны специальные устройства, за интернет или за мобильную связь надо регулярно платить, банковские приложения могут требовать установки новых версий операционных систем (устаревшие устройства могут в принципе не сочетаться с этими приложениями), оповещения финансовых организаций нужно оплачивать и т.д. Это все издержки и препятствия.
В России финансовые власти – и Центробанк, и Минфин – тоже возлагают больше надежды на внедрение цифрового рубля как третьей формы денег. В Минфине поясняли, что, например, использование таких цифровых денег в бюджетном процессе позволит обеспечить целевое финансирование и прослеживаемость каждого рубля. В Центробанке же уточняли, что по крайней мере для населения платежи и переводы в цифровых рублях будут бесплатными (без комиссий), правда, и проценты на остатки средств в цифровых рублях тоже начисляться не будут.
Уже проведенные эксперименты с точечным использованием цифровых рублей оценивались регулятором как успешные. Однако в последний момент Центробанк решил сдвинуть сроки массового внедрения этой новации в стране (см. «НГ» от 09.03.25). Одна из причин, по мнению экспертов, состояла в том, что проект цифрового рубля до сих пор выглядит слишком сырым.