0
2267
Газета Экономика Интернет-версия

13.04.2025 20:03:00

Бюджету понадобилось меньше лекарств

Доля государства как заказчика медпрепаратов сократилась за четыре года на 20%

Тэги: фармацевтический рынок, доля государства, госзакупки, коммерческие продажи, медикаменты, региональная диспропорция


фармацевтический рынок, доля государства, госзакупки, коммерческие продажи, медикаменты, региональная диспропорция Фармпроизводители пытаются занять свою нишу в более маржинальных сегментах рынка. Фото РИА Новости

За четыре года, на которые пришлись пандемия и начало СВО, доля государства на фармацевтическом рынке страны парадоксальным образом сократилась – сразу на 20%. Госзакупки растут медленнее коммерческих продаж, государство переходит от роли системного заказчика к точечному компенсатору в приоритетных нишах. Для фармпроизводителей в таких условиях стал актуален поиск нового баланса с опорой и на госзаказ как на гарантию стабильности, и на аптечный ретейл, дающий больше свободы в ценовой политике. Это предполагает в том числе формирование двух принципиально разных по наполнению «портфелей».

Российская фармацевтическая отрасль уже несколько лет дрейфует в сторону частного спроса, следует из отраслевого обзора компании DSM Group.

По итогам 2024-го закупки в государственном сегменте выросли на 3% в стоимостном выражении, составив 819 млрд руб., но упали на те же 3% в натуральном выражении – до 438 млн упаковок, сообщается в обзоре.

Под госсегментом понимается объем рынка, обеспеченный государственными деньгами: госпитальные закупки, льготное лекарственное обеспечение, включая программы «Высокозатратные нозологии» (ВЗН) и «Обеспечение необходимыми лекарственными средствами», и региональная льгота.

Госзакупки существенно отстают от продаж в сфере аптечного ретейла. По итогам 2024 года емкость коммерческого рынка лекарственных препаратов составила около 4,4 млрд упаковок и 1,635 трлн руб. По сравнению с 2023 годом объем продаж лекарств в упаковках упал примерно на 2%, но в стоимостном выражении реализация выросла почти на 14%.

Сдерживающим фактором для госсектора стали ограничения ценообразования на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты (ЖНВЛП) и влияние тендерной системы. Кроме того, как сообщается в обзоре, «впервые в 2024 году снизился объем финансирования льготных программ»: «Закупки сократились по федеральной программе ВЗН (на 4%), по региональной льготе (на 10%) и в части предоставления орфанных препаратов (на 2%)».

В случае с коммерческим ретейлом авторы обзора ссылаются прежде всего на инфляцию, притом что аптечные наценки на лекарства держатся на уровне 21%.

Тенденция сокращения доли государственного сегмента в общей емкости фармацевтического рынка страны наблюдается уже на протяжении четырех лет: если в 2021 году на долю госзаказчика приходилось около 42%, то в 2024-м только 33%. Это равнозначно сокращению доли государства сразу более чем на 20%.

Опрошенные «НГ» аналитики, говоря о факторах, влияющих на фармрынок, помимо прочего упомянули смену фискальных приоритетов властей, ограниченные возможности бюджета, необходимость оптимизации бюджетных трат, развитие телемедицины.

Одновременно с этим наблюдается активная экспансия аптечных сетей, в том числе через канал электронной коммерции, и все отчетливее проявляется стремление производителей выйти на более маржинальные рынки с гибкой ценовой политикой. Наконец, по еще одной версии, расширение частного сектора в фармацевтике позволяет вывести ее из-под санкций, повышая привлекательность для инвесторов.

«Таким образом, рыночная модель смещается в сторону доминирования частного спроса с постепенным переходом государства от роли системного заказчика к точечному компенсатору в приоритетных нишах», – прокомментировал «НГ» директор-эксперт компании «Яков и Партнеры» Мониш Арора. «Государство переходит от своего прямого финансирования к координации, партнерству с частным сектором», – подтвердила доцент Российского экономического университета им. Плеханова Елена Воронкова.

Но такая трансформация может иметь неоднозначные последствия. Например, Мониш Арора предупредил о рисках снижения доступности терапии для социально уязвимых групп, особенно при лечении хронических и редких заболеваний. Также, по его мнению, возрастает региональная диспропорция: «Субъекты с разным уровнем финансирования демонстрируют все более различающиеся объемы льготного обеспечения».

Хотя есть и потенциальные плюсы. Перераспределение рыночного веса в пользу коммерческого канала стимулирует конкуренцию, ускоряет запуск новых продуктов. «Активизация розничного сектора дает импульс инновациям как в продуктовой разработке, так и в каналах дистрибуции и маркетинга, – пояснил Мониш Арора. – Это создает устойчивую платформу для роста локальных производителей и развития экспортного потенциала».

Другое дело, что расширяющийся (на первый взгляд) аптечный ассортимент вовсе не обязательно повышает для населения доступность лекарств – с точки зрения как цены, так и эффективности лечения.

Реагируя на смену конъюнктуры, фармпроизводители ищут новый баланс между государственным и частным спросом и формируют два принципиально разных «портфеля». «Препараты, поставляемые в рамках госзаказа, в основном относятся к ЖНВЛП и нацелены на терапию социально значимых заболеваний: онкология, орфанные заболевания, хронические нозологии. Как правило, это рецептурные препараты в стационарных формах, закупаемые по минимальной цене в рамках конкурентных процедур», – пояснил Мониш Арора.

А для розницы, по словам Воронковой, выпускаются массово востребованные препараты от ОРВИ, обезболивающие, БАДы, витамины и космецевтика (направление на стыке косметологии и фармакологии). Это, конечно, усредненная картина: в зависимости от конкретных производителей приоритеты варьируются. Допустим, судя по тому примеру, который привел «НГ» президент компании «Петровакс Фарм» Михаил Цыферов, портфель для розницы действительно может состоять из препаратов, предназначенных для широкого круга социально значимых заболеваний, однако вовсе не только инфекционных, но и пульмонологических, урологических и т.д.

Представители фармотрасли, однако, добавили еще один акцент к интерпретации приведенных аналитиками цифр о госзакупках. Судя по замечанию директора по экономике здравоохранения группы компаний «Р-Фарм» Александра Быкова, у снижения емкости государственного сегмента в упаковках может быть и вполне позитивная причина.

По его словам, как современные дженерики (копии оригинального товара), так и инновационные препараты, входящие в перечень ЖНВЛП, обладают более высокой эффективностью и удобством применения, в том числе за счет снижения частоты их приема пациентами. И именно это как раз и приводит к тому, что в рамках терапии используется меньшее количество упаковок препарата, хотя эффективность самой терапии, как уверил Быков, наоборот, растет. 


Читайте также


От слов благодарности до оборудования и медикаментов: москвичи отправляют посылки бойцам СВО

От слов благодарности до оборудования и медикаментов: москвичи отправляют посылки бойцам СВО

Татьяна Астафьева

Инициативные группы жителей столицы собирают гуманитарные грузы на фронт и в новые регионы РФ

0
6349
В России признается несостоявшейся каждая вторая госзакупка

В России признается несостоявшейся каждая вторая госзакупка

Ольга Соловьева

Для большинства конкурсов не находится участников

0
5990

Другие новости