0
4323
Газета Экономика Интернет-версия

20.04.2025 20:14:00

За кредитный кризис в автопроме заплатит бюджет

"Ждуны" все еще надеются на возвращение привычных западных машин

Тэги: автопром, господдержка, льготное автокредитование

Online версия

автопром, господдержка, льготное автокредитование Расширение мер поддержки автопрома может благоприятно сказаться и на продажах «АвтоВАЗа». Фото Reuters

Глубокий спад продаж и производства автомобилей в России заставил вмешаться федеральное правительство. Для поддержки отрасли чиновники обещают расширить программу льготного автокредитования. Действующая госпрограмма с бюджетом в 36 млрд руб. не спасла авторынок от падения на 45% весной 2025 года. Кроме увеличения бюджета госпрограммы потребуется и расширить список льготных категорий потенциальных покупателей, считают эксперты.

«Даны поручения Дениса Валентиновича Мантурова (первый вице-премьер. – «НГ») по расширению программы льготного кредитования. Мы надеемся, что это даст какой-то позитивный эффект, и мы все-таки сможем несколько ситуацию улучшить», – объявил глава Минпромторга РФ Антон Алиханов. При этом он сомневается, что даже с поддержкой отрасль способна повторить рекорды прошлого года, так как на рынок дополнительно давят скопившиеся на складах нераспроданные автомобили.

Сегодня российский авторынок действительно переживает драматическое падение. В марте 2025 года в России продали свыше 82,6 тыс. легковых и легких коммерческих автомобилей с учетом альтернативных каналов поставок, что на 45% меньше продаж марта прошлого года, говорилось в сообщении комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). За первый квартал 2025 года продажи новых легковых автомобилей в России сократились на 26% по сравнению с тем же периодом прошлого года. В концерне «АвтоВАЗ» сообщили, что продажи автомобилей Lada на российском рынке в марте 2025 года упали на 33% в годовом выражении, до 28,7 тыс. штук. По итогам первого квартала 2025 года концерном было реализовано свыше 76,2 тыс. автомобилей Lada, что почти на 17% ниже, чем годом ранее (см. «НГ» от 03.04.25).

На российский рынок помимо дорогих кредитов оказывают негативное влияние и «ждуны», которые готовы сменить машину, но ждут появления на рынке новых моделей. Вероятно, этим же и объясняется всплеск спроса на южнокорейские авто. Так, в марте поставки в РФ машин из Южной Кореи увеличились в 1,6 раза в годовом выражении, до 72 млн долл., сообщает РИА Новости со ссылкой на данные корейской статслужбы. В результате по итогам марта Россия заняла в южнокорейском импорте легковых автомобилей 12-е место, поднявшись за год с 22-го места.

В «АвтоВАЗе» признавали, что концерн находится под давлением собственного избыточного производства автомобилей. По экспертным оценкам, на начало 2025 года на складах дистрибьюторов в России скопилось рекордное количество нераспроданных новых автомобилей – около 700 тыс. машин, что было вдвое больше, чем на начало 2024 года. Свыше половины из них – произведенные в РФ, остальные – импорт. В «Автостате» оценивали стоки в 600 тыс. авто, из которых 400 тыс. приходилось на китайские машины и около 100 тыс. – на российские. Еще 100 тыс. – это нераспроданные коммерческие автомобили. В «АвтоСпецЦентре» запасы нераспроданных легковых автомобилей на начало года оценивали в 400–500 тыс. штук, чего может хватить на четыре-пять месяцев продаж.

Директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков в апреле оценил минимальный объем стока прошлогодних легковых автомобилей по итогам первого квартала в 350 тыс. штук. «Для нормальной работы дилерских сетей необходимо иметь двух-трехмесячный запас. А при нынешнем рынке (продажи около 80 тыс. в месяц) запасов хватает на полгода», – сообщал он в своем Telegram-канале. По мнению эксперта, у решения этой проблемы есть два возможных пути. «Либо сокращать импорт и производство. Либо активно стимулировать (госпрограммами) продажи до 120–150 тыс. в месяц. Подобная практика была в 2010 году», – подчеркивает Целиков.

Руководство «АвтоВАЗа» в начале апреля также намекало на необходимость «взвешенных регуляторных решений в отношении доступности кредитов и лизинга для покупателей», которые «в данной ситуации особенно важны».

Ключевым фактором падения авторынка стала аномально высокая ставка по кредитам, а также и ужесточение требований к заемщикам со стороны ЦБ. По итогам января-февраля было выдано автокредитов на сумму в 152 млрд руб., что в 2,2 раза меньше, чем годом ранее, сообщали в Национальном бюро кредитных историй (НБКИ). При этом доля отказов по заявкам на автокредиты только по итогам февраля превысила 80%. В НБКИ подчеркивают: доля отказов увеличивается третий месяц подряд. В самой организации увеличение отказов в выдаче автокредитов связывают с введением в середине прошлого года макропруденциальных ограничений в отношении граждан с высоким показателем долговой нагрузки (более 50%).

В настоящий момент в России действуют программы льготного автокредитования и лизинга. На этот год общий объем финансирования запланирован на уровне более 60 млрд руб., в том числе 36 млрд руб. на льготное автокредитование и 27 млрд руб. на льготный лизинг. Это больше, чем годом ранее. В 2024 году эти программы были профинансированы почти на 45 млрд руб., в том числе на льготные автокредиты было направлено 26 млрд руб., на лизинг – около 19 млрд руб.

Под условия действующей программы подпадает ограниченный набор легковых автомобилей, а воспользоваться скидкой может ограниченное число россиян. Так, по условиям программы льготного автокредитования базовая скидка составляет 20% (для жителей Дальневосточного федерального округа (ДФО) – 25%) от стоимости автомобиля с двигателем внутреннего сгорания (при покупке электромобилей – 30%). Под условия программы подпадают автомобили с двигателем внутреннего сгорания стоимостью до 2 млн руб. и высоким уровнем локализации. На сегодняшний день это все модели LADA, ВИС, УАЗ, «Москвич 3», ГАЗ (полной массой до 3,5 т), уточняли в Минпромторге.

Программа действует для медработников, работников сферы образования, участников военной операции и членов их семей, граждан с инвалидностью, а также для семей с детьми, приобретающих автомобиль в субъектах ДФО. Кроме того, в Минпромторге в марте обещали рассмотреть предложение об увеличении скидки по льготному автокредитованию для жителей Донбасса и Новороссии. Для них предлагалось установить скидку в 25% стоимости автомобиля.

«Льготное автокредитование ограничивается специфическим сегментом рынка, а именно – недорогими моделями отечественной сборки. Автомобили Lada не дороже 2 млн руб., УАЗ, Haval Jolion тульской сборки и Changan под псевдонимом «Волга». И электромобили от «Москвича», – перечисляет член генерального совета «Деловой России» Олег Николаев. Все остальные авто предлагается брать в кредит от 26% до 41%, продолжает эксперт. Николаев недавний бум китайского автопрома объясняет стремлением людей закупиться впрок в преддверии повышения утилизационного сбора. Теперь же рынок замер в ожидании. По мнению Николаева, если правительство найдет средства на расширение лимитов льготной программы, то это может поддержать «АвтоВАЗ». 

«В автопроме серьезная проблема с продажами. Склады производителей забиты, у лизинговых компаний тоже. Заводы вынуждены снижать темпы производства, уходить в корпоративные отпуска», – замечает гендиректор компании «Далини» Руслан Нигматулин. Он полагает, что стимулировать покупки отечественных авто необходимо через субсидирование цен, а также через льготы для автопроизводителей.

Автоэксперты считают, что государству для поддержки автоотрасли необходимо стимулировать продажи машин в объеме не менее 120–150 тыс. в месяц, то есть фактически в два раза больше, чем сейчас. Для этого, вероятно, потребуются куда большие объемы бюджетных трат. Эффективным способом поддержать рынок аналитики называют и правительственные меры 2010 года, когда была введена программа утилизации. По ней покупатели новых автомобилей получали субсидию. В результате только по итогам девяти месяцев 2010 года в РФ было продано 1,3 млн легковых и легких коммерческих автомобилей. По итогам 2010 года рынок показал рост на 30%. Особенно благотворно программа утилизации воздействовала на «АвтоВАЗ», у которого свыше 42% продаж было осуществлено за счет программы.


Читайте также


Китайский автопром диктует свои правила российскому рынку

Китайский автопром диктует свои правила российскому рынку

Анастасия Башкатова

Кризис продаж рикошетом ударит по другим критически значимым отраслям

0
1429
Бизнес прокладывает спортивный маршрут в Монголию

Бизнес прокладывает спортивный маршрут в Монголию

Ярослав Вилков

Ралли «Шелковый путь» позволило российским автопредприятиям продемонстрировать свои модели в деле

0
982
Две реальности экономики России сужают возможности для роста

Две реальности экономики России сужают возможности для роста

Ольга Соловьева

Одни отрасли развиваются на поддержке государства, другие – падают из-за политики Центробанка

0
2927
Поможет ли малому и среднему бизнесу единый реестр поддержки

Поможет ли малому и среднему бизнесу единый реестр поддержки

Дмитрий Шумейко

Принятый Госдумой законопроект может устранить хаос, но к нему есть вопросы

0
2769

Другие новости