0
895
Газета Экономика Интернет-версия

12.05.2025 20:49:00

Россия собирается обновить устаревший танкерный флот

На поддержку отечественного судостроения выделят 500 миллиардов рублей

Тэги: судостроения, стратегия развития, обновление танкерного флота, кабмин


судостроения, стратегия развития, обновление танкерного флота, кабмин Власти намерены обеспечить приток новых кадров в судостроительную отрасль. Фото со страницы ОСК Восточная верфь в «ВКонтакте»

Правительство готовит несколько совещаний по продовольственной безопасности, которые планируется провести в ближайшие месяцы. Об этом в понедельник на оперативном совещании с вице-премьерами объявил премьер РФ Михаил Мишустин. Из южных регионов страны уже поступают сообщения о потери части будущего урожая из-за заморозков. Главной же темой совещания стала новая Стратегия развития отечественной судостроительной промышленности до 2050 года. Только для поддержания работоспособности своего флота России необходимо выпускать минимум 220 судов в год.

«Летом, думаю, нам будет необходимо провести несколько совещаний по продовольственной безопасности, в том числе с посещением регионов Дальнего Востока и Сибири», – объявил на совещании в понедельник Михаил Мишустин. Он также дал поручение вице-премьеру Дмитрию Патрушеву обеспечить российских сельхозпроизводителей всем необходимым для увеличения урожая. «Надо активно взаимодействовать с отечественными сельхозпроизводителями, чтобы у них было все необходимое, и, наверное, больше рассказывать о таких результатах», – подчеркнул премьер РФ. «Правительство и далее будет оказывать помощь аграриям для укрепления продовольственной безопасности России и обеспечения граждан качественными продуктами питания. Это нужно для выполнения задач, которые перед нами поставил президент, по увеличению объемов производства агропромышленного комплекса», – сказал он.

При этом в южных регионах страны пытаются оценить потери будущего урожая из-за неблагоприятной погоды. Так, в Ставропольском крае после весенних заморозков половина урожая плодовых деревьев, куда входят абрикосы, черешня, персики и сливы, находится под угрозой гибели. В Крыму гибель урожая косточковых может достигнуть 40%, оценивают в Союзе садоводов России. На Кубани ждут 15-процентной потери урожая плодовых. В Союзе сахаропроизводителей РФ (Союзроссахар) полагают, что в целом по стране в апреле и мае заморозки негативно сказались на посевах сахарной свеклы площадью более 120 тыс. га из 1 млн га.

Впрочем, многие эксперты сомневаются, что именно заморозки окажутся главной проблемой сельского хозяйства РФ в этом сезоне. «Заморозки оказали влияние преимущественно на центральные и южные регионы. Гораздо большую угрозу для продовольственной безопасности представляют обеспеченность аграриев сельхозтехникой, ну и, разумеется, острая нехватка кадров», – замечает сооснователь ассоциации виноградарей и виноделов «Севастополь» Олег Николаев. «Погода нестабильна уже второй год подряд. Резкие оттепели сменяются похолоданиями. Хотя такие колебания в целом обычны, но в этом году они выражены сильнее. Стоит ожидать снижения урожайности сахарной свеклы, что усилит ежегодный дефицит сахара в стране на 10–15%. Пострадают и плодовые деревья, особенно косточковые культуры», – прогнозирует глава сельхозкомитета «Опоры России» по Самарской области Кирилл Ермоленко.

На оперативном совещании в понедельник правительство РФ утвердило новую Стратегию развития отечественной судостроительной промышленности до 2050 года. Предыдущая стратегия включала планы только до 2035 года. По словам Михаила Мишустина, в обновленной стратегии обозначены конкретные ориентиры по наращиванию производственных мощностей, строительству новых верфей, увеличению загрузки предприятий. Он отметил, что в условиях внешних санкций и ограничений обновление и наращивание отечественного флота имеют ключевое значение для выстраивания логистических маршрутов в дружественные страны, перевозок грузов по Северному морскому пути (СМП), а также для судоходства по внутренним водным путям и развития речного туризма.

В ближайшие шесть лет на поддержку производителей и заказчиков судов и комплектующих будет направлено свыше 500 млрд руб., сообщил премьер-министр РФ Михаил Мишустин на оперативном совещании со своими заместителями. «Это рекордный объем финансирования отрасли. Причем значительная часть средств предусмотрена в рамках нового национального проекта технологического лидерства «Промышленное обеспечение транспортной мобильности», – подчеркнул глава кабмина.

В обновленной стратегии предполагается нарастить уровень загрузки действующих производств к 2036 году до 61%, а к 2050 году – до 73%. Доля гражданского флота собственного производства должна быть увеличена до 61% к 2036 году и до 64% – к 2050-му. Долю серийных судов, выпускаемых российскими предприятиями, предполагается увеличить с 30 до 50% от общего объема судостроения к 2036 году и до 80% – к 2050 году. Также предстоит увеличить к 2036 году число судов, курсирующих по Севморпути, до 51, а к 2050 году – до 135.

Заметим, в новой стратегии, похоже, ставятся менее амбициозные цели, чем в предыдущей. Так, из текста следует, что целью стратегии является «обеспечение создания современной продукции судостроения за счет достижения к 2036 году 61% и к 2050 году 73% загрузки основных производственных фондов предприятий судостроительной отрасли». В стратегии же, принятой в 2019 году, планировалось, что к 2035 году загрузка основных производственных фондов организаций отрасли достигнет 80%.

В новом документе также стоит цель обеспечить импортозамещение линейки судового комплектующего оборудования. Согласно обновленной стратегии, к 2036 году половина такой продукции должна выпускаться в России, а к 2050 году долю российских комплектующих планируется увеличить до 80%. Вероятно, достичь этих целей будет непросто. «Российская отрасль поставщиков материалов и судового комплектующего оборудования характеризуется диверсифицированным уровнем конкурентоспособности», – говорится в стратегии. В среднем доля импортных комплектующих варьируется в диапазоне 30–80% общих затрат на материалы и судовое комплектующее оборудование. Причем наименьшая зависимость от импорта наблюдается в сегменте ледоколов, где доля российских комплектующих превышает 60%, наибольшая – в сегменте танкеров, где в среднем используется всего 5% российских комплектующих. Власти обещают решать проблему замещения иностранного комплектующих за счет развития судоремонтных центров.

При этом базовый сценарий стратегии предполагает строительство свыше 1,6 тыс. гражданских судов и морской техники до 2036 года. Ожидается также, что ориентировочная стоимость портфеля заказов в период до 2036 года по этому сценарию составит 2,3 трлн руб. По словам первого вице-премьера Дениса Мантурова, приоритетными будут суда для Северного морского пути и транспортного коридора Север–Юг. Также в стратегии сделан акцент на развитии компетенций по крупнотоннажным проектам, включая танкеры для перевозки сырой нефти, газовозы, танкеровозы и балкеры. Повышенное внимание уделено строительству ледоколов, судов обеспечения и технического обслуживания, ускоренному обновлению пассажирского и рыбопромыслового флота. «По большинству направлений у нас сформированы необходимые заделы, которые позволяют наращивать темпы строительства. Но для этого критически важно преодолеть структурные барьеры развития отрасли, на что и нацелена сама стратегия. При этом необходимо кратно увеличить долю серийного строительства гражданских судов, что повысит их ценовую привлекательность», – подчеркнул правительственный чиновник.

К слову, в марте прошлого года глава кабмина РФ сообщал, что в настоящий момент у производителей в строительстве находится свыше 300 морских и речных судов. Аналитическое агентство INFOLine в феврале этого года сообщало, что по итогам прошлого года в РФ было произведено 125 судов и кораблей тоннажем более 50 т на общую сумму в 301,4 млрд руб. При этом в прошлом году объем производства превысил показатели 2012–2022 годов, когда стоимость сданных судов не превышала 261,6 млрд. Однако количество построенных судов оказалось ниже рекордных показателей 2013–2015 годов, когда сдавалось около 140 единиц ежегодно.

Обращает на себя внимание и общая изношенность российского грузового флота. Так, танкерный флот РФ насчитывает 910 судов, сухогрузный флот – 1,4 тыс. судов. При этом 68% танкеров, или 572 судна, находятся в эксплуатации свыше 30 лет. Схожая картина и по сухогрузам: 76%, или 1,076 тыс. судов старше 30 лет. Высокая степень изношенности флота негативно влияет на экспортные перевозки. «Низкая обеспеченность собственным флотом и его высокий износ формируют риски для обеспечения транспортной и энергетической безопасности РФ. Для нивелирования указанных рисков необходимо наращивать объемы строительства грузовых судов, особенно для морских перевозок», – отмечается в обновленной стратегии.

Высокая степень изношенности характерна и для пассажирских судов. На конец 2023 года в РФ было зарегистрировано свыше 1,8 тыс. пассажирских судов. Из них 1,3 тыс. (70%) старше 30 лет, из них 336 судов (18%) – старше 60 лет.

Власти также обещают уделить особое внимание комплектованию кадров в судостроительной отрасли. Как заявил первый вице-премьер РФ Денис Мантуров на совещании в понедельник, число занятых в судостроительной отрасли необходимо увеличить с нынешних 166 тыс. человек до 190 тыс. в 2036 году и до 200 тыс. человек в 2050 году. Важно также обеспечить приток кадров в проектно-конструкторские бюро, уточнил первый вице-премьер.

К слову, прошлогодний совместный опрос службы исследований hh.ru и Кингисеппского машиностроительного завода (КМЗ) показал, что свыше 90% работодателей из сферы судостроения испытывают острый дефицит персонала. Более того, компании заявляют, что им на 71% стало сложнее набирать персонал. И наибольшие трудности судостроительная отрасль сейчас испытывает в поиске и подборе специалистов и рабочих. По сравнению с 2023 годом сложность поиска рабочих для нужд судостроения выросла сразу на 24%. Чтобы справиться с кадровым дефицитом, работодатели из судостроения применяют сразу целый арсенал решений. 76% повышают зарплаты, причем как текущим, так и новым специалистам. Еще 65% заявили, что работают с вузами и техникумами, занимаясь профориентационной работой. 


Читайте также


Качество жизни в опорных населенных пунтах повысят с помощью кредитов

Качество жизни в опорных населенных пунтах повысят с помощью кредитов

Ольга Соловьева

Каждый четвертый россиянин предпочитает жить в регионе с развитой инфраструктурой и большим выбором работодателей

0
2574
Правительство увеличило страховку вкладов самых богатых россиян

Правительство увеличило страховку вкладов самых богатых россиян

Михаил Сергеев

Коммунальщиков обяжут писать и утверждать инвестиционные программы

0
4433
Уголовно-исполнительная система выходит из-за решетки

Уголовно-исполнительная система выходит из-за решетки

Иван Родин

Правительство предложило расширить полномочия ФСИН как спецслужбы

0
3891
В немецком черно-красном договоре обнаружили изъяны

В немецком черно-красном договоре обнаружили изъяны

Олег Никифоров

В Германии продолжаются дискуссии о будущем экономическом курсе

0
3028

Другие новости