Фото агентства городских новостей "Москва"
В понедельник думский бюджетный комитет рекомендовал нижней палате парламента принять в первом чтении проект изменений федерального бюджета на 2025 год. Законопроект планируется рассмотреть в среду. Представители Минфина и Минэкономразвития рассуждали о признаках замедления инфляции, которые могут отразиться на решениях Центробанка по ключевой ставке.
Все 19 профильных комитетов Госдумы поддержали законопроект о пересмотре бюджета-2025, что говорит о необходимости оперативной адаптации бюджета к изменившимся экономическим условиям, сообщил председатель думского комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров. В Минфине необходимость корректировки бюджета объясняют ухудшением конъюнктуры на сырьевых рынках и снижением прогнозируемой цены на нефть с 69,7 до 56 долл. за баррель.
Прогнозный курс доллара скорректирован с 96,5 до 94,3 руб. При этом показатели на плановый период 2026–2027 годов остаются без изменений.
Общий объем доходов бюджета сокращается с 40,296 трлн до 38,5 трлн руб., что составит 17,4% ВВП вместо прежних 18,8%. Снижение доходов произойдет в первую очередь из-за уменьшения нефтегазовых доходов – с 10,9 трлн до 8,3 трлн руб., то есть сразу на 2,6 трлн руб. Снижаются ожидания по импорту: с 309,2 млрд до 308,8 млрд долл. Прогноз экспортных поступлений сокращен с 446,4 млрд до 411 млрд долл.
Согласно пояснительной записке Минфина, снижение доходов частично компенсируется ростом ненефтегазовых поступлений на 829,2 млрд руб. Таким образом, общая сумма доходов составит 30,2 трлн руб., или 13,6% ВВП. Рост налоговых поступлений, как ожидается, произойдет за счет увеличения собираемости НДС, роста акцизов на табачную продукцию, повышения поступлений НДФЛ, а также доходов от размещения бюджетных средств. Расходная часть бюджета-2025 вырастет с 41,5 трлн до 42,3 трлн руб. В результате дефицит бюджета увеличится с 1,2 трлн руб. (или 0,5% ВВП) до 3,8 трлн (1,7% ВВП).
Глава Минфина Антон Силуанов заверил депутатов, что в течение года увеличение налогов нецелесообразно и подорвет доверие к политике государства. «Когда мы принимали в прошлом году налоговые изменения, договаривались, что принципиально менять подходы к налогообложению до 2030 года не будем, мы предлагаем руководствоваться этим принципом», – сказал он, отвечая на вопрос депутатов, не стоит ли еще повысить налогообложение нефтяных компаний.
По словам министра, уровень фискальной нагрузки на нефтяные компании, наверное, самый высокий: в зависимости от ценовой конъюнктуры он составляет около от 70 до 80% доналоговой прибыли. «Нельзя переборщить с тем, чтобы финансовые результаты этих компаний были отрицательными. Нам это не нужно, и никому не нужно», – заявил правительственный чиновник, отметив, что параметры налогообложения нефтегазовых и нефтяных компаний отработаны с отраслью.
Несмотря на пересмотр макроэкономических показателей, а также снижение прогнозируемой цены на нефть, правительство РФ обеспечит выполнение всех социальных обязательств. Индексация коснется не только зарплат бюджетников, но и других социальных выплат. «Все, что связано с выполнением первоочередных социальных обязательств, закладывается в закон о бюджете. В первую очередь – индексация, оплата труда работников бюджетной сферы на уровень уточненной инфляции, инфляция несколько уточнилась в текущем году. В прогнозе она составит 7,6% из расчета декабрь к декабрю. На эту величину проиндексированы социальные обязательства», – рассказал глава Минфина Антон Силуанов, представляя поправки в федеральный бюджет на 2025 год.
Минэкономразвития (МЭР) ранее ухудшило прогноз по инфляции в России в 2025 году с 4,5 до 7,6%. В 2026 году ожидается снижение показателя до 4%. «Мы отразили тот накопленный инфляционный потенциал, который по четвертому кварталу сложился и в начале этого года, что нам позволяет оценивать текущий прогноз (по инфляции в 2025 году на уровне 7,6%. – «НГ») как реалистичный», – сообщил парламентариям глава МЭР Максим Решетников. Он также обратил внимание законодателей на текущее замедление роста цен. «Текущий уровень инфляции – мы видим, что инфляция в последние недели укладывается в диапазон 3–4%, если недельные данные пересчитать в годовой режим. Другое дело, что недельные данные считаются все-таки по ограниченному перечню товаров... Ждем итогов мая... Рассчитываем, что майские данные эту тенденцию (замедления инфляции. – «НГ») закрепят», – заявил министр. Чиновник при этом рассчитывает, что эта тенденция своевременно будет учтена ЦБ «при принятии решений».
Глава МЭР также обратил внимание парламентариев на то, что текущая ситуация в экономике уже указывает на риски переохлаждения экономики РФ.
В Минфине же ожидают, что по мере замедления инфляции и смягчения денежно-кредитной политики (ДКП) будут снижаться и процентные расходы бюджета. «Действительно, процентные расходы растут, но связано это с тем, что, как мы говорили, осуществляется охлаждение экономики и растет стоимость денег в экономике. Поэтому мы рассчитываем, что охлаждение не бесконечно и даст свои результаты. Инфляция и ставки будут снижаться. И наши обязательства по процентным расходам… будут сокращаться», – подчеркнул Антон Силуанов.
По данным Росстата, на 19 мая годовая инфляция в РФ замедлилась до 9,9% с 10% на 12 мая. В ведомстве Эльвиры Набиуллиной ожидали замедления годовой инфляции к концу июня до 10,1%. В то же время инфляционные ожидания населения РФ в мае выросли до 13,4% с 13,1% в апреле, следует из опроса «инФОМ», проведенного по заказу ЦБ.
Настроения бизнеса при этом продолжают ухудшаться. В мае 2025 года Индекс прогнозов промышленности остался в окрестности своих худших значений с сентября 2022-го, сообщает экономист Сергей Цухло со ссылкой на данные конъюнктурных опросов представителей промышленности. «В мае 2025 года опросы впервые за 15 лет мониторинга зарегистрировали отрицательный баланс планов заимствований российской промышленности. Доля ответов о планируемом снижении кредитования впервые превысила долю ответов о намерении увеличить объемы заимствований», – указывает эксперт.
О наблюдаемых признаках переохлаждения ранее неоднократно сообщали как независимые экономисты, так и представители бизнес-сообществ (см. «НГ» от 06.05.25). Правительство перешло от обсуждения перегрева экономики к оценке вероятности ее переохлаждения, обращает внимание ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова. «Фактор «бюджетного импульса» в оборонно-промышленном комплексе (ОПК) и в критически важных для сегодняшней ситуации в российской экономике отраслях обрабатывающей промышленности по-прежнему работает, но добывающие отрасли, электроэнергетика, сфера услуг и производство товаров длительного пользования, не связанных с гособоронзаказом, могут испытывать большие трудности из-за недоступности финансирования. Жесткая ДКП привела к замедлению инфляции и – одновременно – к снижению экономического роста. Если ЦБ начнет снижать ключевую ставку этим летом, экономика может получить позитивный импульс, хотя с ее охлаждением, вызванным нехваткой квалифицированных кадров, влиянием санкций и труднодоступного финансирования, регулятор едва ли сможет что-то сделать», – сомневается она.
Корректировки бюджета отражают изменение внешних условий, говорит главный экономист Института экономики роста им. Столыпина Борис Копейкин. «В первую очередь заметно снизившуюся по сравнению с ожидаемым уровнем цену на нефть. Рубль также крепче, чем можно было предположить, что сказывается на поступлениях от экспорта при пересчете в рубли. В том числе и на бюджетных доходах. Процентные платежи по новым заимствованиям сейчас действительно высоковаты. Но по мере смягчения денежно-кредитной политики и рефинансирования обязательств мы, вероятно, окажемся в ситуации, когда сам долг растет, а вот процентов по нему надо будет платить меньше», – не исключает эксперт. Само же снижение ключевой ставки, судя по происходящему в экономике, сильно запаздывает, считает Копейкин. «Ставки в реальном выражении у нас на одном из самых высоких в мире уровней. А темпы роста, судя по последней статистике, резко снижаются. Хотя еще недавно они превышали среднемировые. Риски в ряде отраслей нарастают. И увеличиваются шансы на рецессию», – говорит он.
«Охлаждение экономики – вещь реальная, о нем говорится и в самой пояснительной записке к поправкам бюджета. Однако никакого нового способа разогреть тормозящую экономику не существует. Либо наращиваем бюджетное стимулирование, либо снижаем статьи затрат для бизнеса», - подчеркивает член Генерального совета «Деловой России» Олег Николаев.
Депутат Госдумы Оксана Дмитриева обращает внимание, что при корректировках бюджета был занижен номинальный размер доходов бюджета. «В принятом бюджете на 2025 год уже была заложена концепция охлаждения экономики, расчеты были сделаны исходя из темпов роста 2,5%, хотя без вмешательства ЦБ было бы больше 4%. Далее, инфляция была заложена 4,5%. Сейчас, при корректировке прогноз по инфляции 7,6%. Номинальный объем ВВП предлагается откорректировать в сторону увеличения почти на 7 трлн руб. В этих условиях, ошибочно корректировать прогноз по доходам в сторону снижения. Даже если нефтегазовые доходы будут меньше, он будет компенсирован ненефтегазовыми инфляционными доходами от НДС и НДФЛ (по прогрессивной шкале)», - полагает она.
По мнению старшего научного сотрудника лаборатории структурных исследований Президентской академии Владимира Еремкина, снижение нефтегазовых доходов представляет собой существенную потерю, особенно, если цена на нефть будет снижаться ниже 56 долл за баррель.