0
2485
Газета Экономика Интернет-версия

29.05.2025 16:50:00

Российские компании заразились климатическими проектами

Эксперты оценили развитие экологической повестки бизнеса за последние 10 лет

Тэги: русал, климат, климатическая повестка, экология, бизнес, Эн


русал, климат, климатическая повестка, экология, бизнес, Эн+ Главным драйвером климатической повестки остаются регуляторы, отметили эксперты. Фото Российского партнерства за сохранение климата

Российское партнерство за сохранение климата отметило свое 10-летие презентацией исследования, посвященного трансформации климатической повестки в стране за это время. Как показал анализ, бизнес стал уделять ничуть не меньше внимания экологии после 2022 года, подталкиваемый требованиями регуляторов как в России, так и на новых экспортных рынках. Национальный углеродный рынок активно развивается: сейчас в России зарегистрированы 65 климатических проектов, в прошлом году их было 40.

Юбилей Климатического партнерства

История Российского партнерства за сохранение климата начинается с того, что в 2015 году такие компании, как РУСАЛ, «РусГидро», Сбер, «Алроса» решили объединить усилия по предотвращению климатических изменений и подписали соответствующий меморандум, напомнила председатель оргкомитета партнерства, директор департамента внешних коммуникаций компании Эн+ Ольга Санарова. «С тех пор прошло 10 лет, изменились условия, ситуация внутри страны и возможности бизнеса. Но партнерство сохранилось как пример эффективного обмена опытом и просто элементарной помощи друг другу», – подчеркнула она.

Сейчас в партнерстве уже несколько десятков компаний и организаций, занимающихся климатической повесткой в стране. Как отметил помощник президента РФ Руслан Эдельгериев в приветственном слове, зачитанном официальным представителем РУСАЛа по внешним связям Сергеем Честным, за прошедшие 10 лет эта структура стало экспертной платформой бизнеса, науки и органов власти.

«Современные вызовы требуют от нас не только стратегического мышления, но и способности к объединению усилий, – подчеркнул помощник президента. – Развитие климатических инициатив, реализация проектов по низкоуглеродной экономике невозможны без крепкого партнерства между государством и бизнесом. Только совместные действия позволяют разрабатывать и внедрять эффективные решения, способные обеспечить снижение выбросов парниковых газов и содействовать экологически и экономически устойчивому развитию нашей страны».

Расширение партнерства продолжается: прямо на юбилейном мероприятии к нему присоединились компания – разработчик климатических проектов «Биэмтек», международный орган по их валидации и верификации Earthood, а также Санкт-Петербургский НИИ лесного хозяйства.

А главной темой мероприятия стала презентация комплексного исследования «Климатическая и ESG-повестка в стратегиях российских компаний: тренды, фокусы и перспективы», проведенного партнерством с привлечением исследовательского агентства DataLab. Авторы исследования оценили, как менялась климатическая повестка за последние 10 лет и в какой точке она находится сегодня. Презентовала результаты директор по устойчивому развитию Эн+ и РУСАЛа Ирина Бахтина.

Драйверы климатической повестки

По понятным причинам десятилетие развития климатической повестки в России делится на два неравных этапа – до 2022 года и после. На первом этапе выбор в пользу климатической ответственности делали российские публичные компании с западными рынками сбыта и источниками финансирования, отмечается в исследовании.

«Изначально драйвером был европейский рынок – мы считали, что именно он диктует климатические требования, – рассказала Ирина Бахтина. – Но сейчас становится очевидной главная роль государства. Потому что с теми же самыми требованиями, что и до 2022 года в Европе, мы теперь, после переориентации экспортных поставок, сталкиваемся уже в странах Азии, где они приняты местными регуляторами. Например, трансграничное углеродное регулирование, которое изначально вводилось Европой, сейчас смело шагает по всей планете».

Важнейшим фактором для российского бизнеса являлся – и остается им до сих пор – доступ к льготному зеленому финансированию. Раньше Запад, диктуя требования, давал и стимулы, например, льготные кредиты – кроме кнутов, были и пряники, заметила Ирина Бахтина. Бизнесом также двигало стремление обеспечить свою конкурентоспособность и устойчивость на глобальных рынках за счет новых технологий, добавила спикер.

«Технологии – это хорошо, только это не объясняет, почему такой разрыв в раскрытии потенциала зеленой экономики в разных странах. У Китая некоторые отрасли на 90% перешли на экономику замкнутого цикла, а у России – на 10%, и понятно, что одними китайскими технологиями высоких показателей не добьешься. Наверное, регулятор хорошо использует механизмы, чтобы вовлечение в замкнутый цикл происходило более системно и организованно», – отметила Ирина Бахтина.

После 2022 года драйвером климатической повестки в России являются государство и крупные, развитые в этом отношении отечественные компании. Сейчас все больше внимания государство уделяет экологическим и социальным аспектам деятельности бизнеса, рассматривая их сквозь призму национальных целей, обратила внимание Ирина Бахтина. И в целом после 2022 года кнутов стало побольше, чем пряников, считает спикер.

«В вопросах климатической политики нельзя делить мир на Восток и Запад, он остается глобальным, – подчеркнул руководитель Центра ответственного природопользования Института географии РАН Евгений Шварц. – Если мы предлагаем что-то, например, свою систему верификации климатических проектов, – это должно пользоваться доверием у конечного потребителя. А с этой точки зрения, например, в Китае не придумали ничего нового по сравнению с тем, с чем сталкивались российские компании на Западе».

Стратегии компаний

Ключевыми направлениями стратегии российских компаний в области изменения климата являются повышение энергоэффективности экономики, развитие отраслей ВИЭ (возобновляемых источников энергии) и электротранспорта, декарбонизация углеродоемких секторов экономики, развитие низкоуглеродных технологий и меры по адаптации к климатическим изменениям в дополнение к сокращению выбросов парниковых газов, перечислила Ирина Бахтина.

Российские компании в 2023 года потратили 1,3 трлн руб. на охрану окружающей среды, что на 17,3% больше, чем годом ранее – то есть после 2022 года расходы не снижаются, а растут. Сейчас в России зарегистрированы уже 65 климатических проектов, в 2024 году было 40, в 2023 – всего 9. Валидацию и верификацию выбросов парниковых газов проводят сразу 19 зарегистрированных и действующих органов. А в реестре выбросов представлены 1042 отчета эмитентов.

«В адрес российского бизнеса иногда звучит критика, что после 2022 года мы закрылись и перестали публиковать нефинансовую отчетность. Это не так. Количество корпоративных нефинансовых отчетов, регистрируемых Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), выросло с 7 в 2000 году до 131 в 2023 году. Тех, кто посчитал для себя невозможным публиковать отчетность из-за рисков, заместили другие компании, и тренд остается растущим, – рассказала Ирина Бахтина. – Более того, в количестве отчетов за последние годы есть скачок – его стимулировал президент на съезде РСПП в 2023 году. Тогда пообещали ввести национальный стандарт нефинансовой отчетности, и его проект немедленно появился».

Сейчас 75% российских компаний, опрошенных в ходе исследования, считают приоритетом климатической политики развитие национальных систем оценки, верификации и сертификации климатических проектов. Важно, чтобы эти системы были признаваемы на международном уровне дружественными государствами и перспективными для нас рынками, подчеркнула Ирина Бахтина: «Без этого вся эта инфраструктура будет только нагрузкой на бизнес без возможности монетизации». Кроме того, 40% компаний считают субсидирование ключевой ставки важнейшим инструментом государственной поддержки климатической повестки в России, обратила внимание спикер.

Климатические проекты

Из 65 климатических проектов, зарегистрированных в России, 88% – технологических и 12% – природных. 24 проекта реализуются в нефтегазовой промышленности, 15 – в химической, 8 – в металлургической и горнодобывающей отраслях, 8 – в энергетике, 3 проекта приходятся на строительную отрасль, по 2 – на лесную, жилищно-коммунальную и сельскохозяйственную, 1 реализован в транспортной отрасли.

«С 2022 года внимание к климатическому направлению у нас только усилилось: произошел «взрыв мозга», потому что нам обрезали все связи и доступ к технологиям – мы стали создавать различные консорциумы с наукой, очень много проводим НИОКР в этом направлении, – отметил начальник управления охраны окружающей среды и экологии компании «Татнефть» Александр Алчинов. – Работа с климатическими проектами очень заразительна и меняет мировоззрение. Мы считаем, в перспективе очень многое зависит от технологий энергоэффективности, которые ведут к энергосбережению, снижению потребления ресурсов».

Согласно исследованию, большинство наиболее актуальных проектов в сфере охраны окружающей среды, которые реализует сейчас российский бизнес, относятся к обращению с отходами, энергоэффективности, промышленной экологии и производственной безопасности. На этом фоне проекты в сфере сохранения биоразнообразия и рекультивации, лесоклиматические проекты пока выглядят скорее как дополнительные, второстепенные, обратил внимание замдиректора Всероссийского НИИ «Экология» РФ Вадим Петров.

«Но с точки зрения международного права и глобальной климатической архитектуры восстановление экосистем – это серьезная стратегическая задача и стратегический актив для бизнеса, – подчеркнул он. – К тому же это в два раза дешевле декарбонизации, инженерных решений». Таких проектов сейчас в России немного, но они есть: например, Оксана Гогунская, генеральный директор компании «Контур» (оператора российского реестра углеродных единиц) выделила большой лесоклиматический проект, которые реализует компания РУСАЛ.

В заключение Ирина Бахтина рассказала об опасениях, которые бизнес испытывает по поводу климатической повестки. В целом есть тревога за сокращение инвестиционных программ и затрат на это направление из-за объективных экономических условий – снижения объемов производства и его рентабельности в настоящее время. Компании жалуются на неопределенность в отношении спроса на климатические проекты: нет понимания потенциального объема российского рынка и экономической жизнеспособности российских проектов на международных углеродных рынках. К главным барьерам также относится низкая стоимость углеродных единиц относительно затрат на реализацию проектов.

Кроме того, бизнес заботит затрудненность реализации проектов из-за ограниченного числа методологий, утвержденных в России. В частности, есть много технологий для сектора экономики замкнутого цикла, климатический эффект которых пока не просчитан, отметила Ирина Бахтина: «Когда мы возвращаем отходы в экономику в виде материалов, помогая сокращать использование первичных ресурсов, мы климатический эффект учесть никак не можем». А запрос на такой учет есть, констатировала она.


Читайте также


Крупный бизнес настаивает на привлечении мигрантов

Крупный бизнес настаивает на привлечении мигрантов

Анастасия Башкатова

Кадровый голод российским регионам помогают преодолевать работники из Африки

0
1975
Россияне одновременно  сберегают и тратят деньги

Россияне одновременно сберегают и тратят деньги

Ольга Соловьева

Ослабление рубля и снижение ставки приведет к смене потребительской модели населения

0
2461
Права человека связали с чистой и здоровой средой обитания

Права человека связали с чистой и здоровой средой обитания

Олег Никифоров

За пренебрежение климатическими целями Парижского соглашения государства будут нести ответственность

0
1907
Столичные ярмарки – безопасные, удобные, современные

Столичные ярмарки – безопасные, удобные, современные

Татьяна Астафьева

В Москве созданы комфортные условия и для продавцов, и для покупателей

0
2028

Другие новости