0
1348
Газета Экономика Интернет-версия

01.07.2025 20:25:00

Авторынок сохранил в июне 25-процентный спад

Центробанк обвалил продажи и производство машин за счет дорогих кредитов

Тэги: автопром, продажи, спад, производство, минпромторг, меры поддержки, автокредит


автопром, продажи, спад, производство, минпромторг, меры поддержки, автокредит Дилеры не верят в восстановление спроса на авто в текущем году. Фото Reuters

Продажи новых легковых автомобилей в России по итогам июня могли снизиться примерно на четверть, следует из данных аналитического агентства «Автостат». Аналитики ожидают как минимум аналогичного провала продаж и по итогам всего года. Российские власти обещают не допустить 40-процентного падения рынка по итогам года и придумывают новые способы по стимулированию падающего спроса. Ранее был утвержден закон о локализации машин для такси. В Минпромторге предлагают распространить это и на рынок каршеринга, также ведомство предлагает обязать иностранных производителей использовать российские компоненты при локализации автомобилей в России.

Как сообщил во вторник на заседании комитета Совета Федерации по экономической политике глава Минпромторга Антон Алиханов, министерство рассматривает возможность обязать иностранных производителей при локализации автомобилей в России использовать российские компоненты. Это касается в том числе «китайских партнеров, которые сейчас заходят с локализационными проектами».

Антон Алиханов также сообщил сенаторам, что Минпромторг работает над мерами поддержки автомобильной промышленности, чтобы избежать по итогам 2025 года 40-процентного падения рынка. «В автопроме, вы знаете, прошлый год мы закончили в неплохом плюсе. В этом году, к сожалению, с учетом ставки, с учетом дополнительных условий, которые были введены Центральным банком в части автокредитования, кредитование практически заморожено. И мы видим серьезное падение, минус 28% (за пять месяцев этого года. – «НГ»), но предпринимаем меры, о них тоже буду рассказывать завтра (на правительственном часе в Совфеде. – «НГ»), которые нам позволят избежать планируемого, исходя из динамики… падения. Есть предложения относительно того, как этого не допустить», – сообщил чиновник.

Ситуация на российском авторынке не улучшается. Как следует из данных «Автостата», со 2 по 29 июня в РФ было продано свыше 88,4 тыс. новых легковых машин, то есть в среднем в день продавалось 3,16 тыс. авто. За весь полный месяц, таким образом, продажи могли составить около 94,8 тыс. штук – это на 24% меньше, чем год назад, когда было продано 124,4 тыс. авто, передает РИА Новости.

Для сравнения: в мае 2025 года в России, по данным «Автостата», было продано 91,2 тыс. новых легковых автомобилей, что на 28,3% меньше, чем в мае 2024 года. А в целом за первые пять месяцев 2025 года было реализовано 440,2 тыс. машин, что на 26% ниже аналогичного периода прошлого года.

Непроданные машины продолжают скапливаться на складах. По данным того же «Автостата», в стране накопилось 470–480 тыс. нераспроданных автомобилей 2023–2024 годов выпуска. Переполненные склады вынуждают автопроизводителей и дилеров предлагать существенные скидки. По оценкам, диапазон дисконтов на новые китайские авто варьируется от 150 тыс. до 1 млн руб. по разным моделям. Гендиректор компании «АВТОДОМ» Андрей Ольховский ожидает, что ситуация с переполненными складами будет сохраняться.

На фоне падения продаж прогнозы по авторынку на 2025 года корректируются. Так, в конце июня комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) понизил прогноз российского рынка легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) на 2025 год до 1,25 млн штук. При этом еще в начале года в АЕБ прогнозировали его снижение в 2025 году на 15%, до 1,4 млн единиц. «Сейчас консенсус-прогноз по авторынку – 1,25 млн единиц. Скорее всего именно эту цифру мы озвучим по итогам полугодия как наш новый средний прогноз», – указывал глава комитета автопроизводителей АЕБ Алексей Калицев. Обновленный прогноз АЕБ, таким образом, предполагает, что рынок в этом году сократится почти на четверть, что соответствует его текущей динамике. Для сравнения: за прошлый год на российском рынке, по оценке АЕБ, было реализовано 1,65 млн новых легковых машин и LCV с учетом альтернативных каналов поставок.

Свежее же исследование холдинга «Ромир» показало, что доминирующим способом приобретения нового автомобиля для большинства россиян остается полная оплата из собственных сбережений, часто дополняемая схемой Trade-in, когда старый автомобиль идет в зачет нового. В зависимости от марки так покупают в среднем две трети покупателей, указывают исследователи. То есть практически каждый второй или третий – предпочитают избегать кредитных обязательств, полагаясь на свои накопления и средства от продажи предыдущего транспортного средства, сообщают в «Ромир».

Только треть покупателей использует кредитные, а также лизинговые программы, которые предлагают непосредственно дилерские центры. При этом отдельно лизинг и долгосрочная аренда авто для частных лиц в целом остаются довольно редким способом приобретения нового авто в России. Как резюмируют исследователи: у россиян пока что превалирует стремление к избеганию долговых обязательств в виду сложной экономической ситуации и повышенной ключевой ставки Центробанка, что выражается в доминировании полной оплаты за счет собственных средств.

Такие выводы подтверждаются и темпами обвала на рынке автокредитования. Так, выдача непосредственно автокредитов в России обвалилась куда существеннее, чем, собственно, продажи. Так, по данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), в январе–мае 2025 года было выдано автокредитов на сумму 457,2 млрд руб., что в 2,1 раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Для сравнения: в январе–мае 2024 года было выдано автокредитов на 975,3 млрд руб.

«При среднем размере кредита в 1,27 млн руб. это означает, что было выдано примерно 360 тыс. займов. При этом продано за пять месяцев, по статистике, чуть более 440 тыс. новых автомобилей», – обращает внимание член генерального совета «Деловой России» Олег Николаев. Автокредит под ставку в 25–35% – так себе удовольствие, оттого и падение вдвое, добавляет он.

«Падение выдачи автокредитов в январе–мае 2025 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года стало следствием роста рыночных ставок и утилизационного сбора во второй половине 2024 года. Помимо упомянутых причин снижению объемов выдачи автокредитов и ее количественному сокращению способствовало введение в середине прошлого года макропруденциальных ограничений в отношении выдачи автокредитов гражданам с высоким показателем долговой нагрузки (более 50%). Таким гражданам после введения соответствующих ограничений автокредиты стали недоступны», – объяснял директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков.

Вероятно, на авторынок повлияют и новый ограничения Центробанка. Так, с 1 июля ЦБ ввел макропруденциальные лимиты на автокредиты и потребительские кредиты. Новые условия коснутся клиентов, у которых уже оформлены ссуды. Речь идет о выдаче средств под залог автомобиля для банков и микрофинансовых организаций (МФО).

Теперь если долговая нагрузка заемщика более 80%, то макропуденциальный лимит не должен превышать 5% от общего объема всех полученных кредитов. Решение установить лимиты было принято советом директоров ЦБ еще в апреле 2025 года, тогда же отмечалось, что МФО, как и банки, активно наращивали выдачу займов с обеспечением в виде залога транспортного средства, 58% займов выдается гражданам с показателем долговой нагрузки в более 50%. Регулятор при этом уверяет, что ограничения установлены с запасом для целевых автокредитов и не повлияют на возможность получить такой заем для граждан, приобретающих автомобили.

Тем не менее, подчеркивают эксперты, продажи в кредит – значимый фактор влияния на авторынке, а высокие ставки будут и дальше тормозить продажи.

«По наиболее востребованным брендам автомобилей доля продаж в кредит превышает 70%, что делает рынок крайне чувствительным к любым изменениям в части кредитования», – указывает Андрей Ольховский. На текущий момент где-то порядка 80% автомобилей продаются в кредит, оценивает исполнительный директор компании «Орехово-АвтоЦентр» Илья Титов.

Научный сотрудник лаборатории количественного анализа экономических эффектов Института Гайдара Дмитрий Евдокимов согласен с тем, что граждане стали чаще покупать авто без использования заемных средств. «В 2024 году доля автокредитов в продажах новых машин составляла около 48%, однако в 2025 году на фоне высокой ключевой ставки и экономической неопределенности предпочтение все чаще отдается покупке без заемных средств. Доля таких покупателей превышает 60%, а по отдельным брендам доходит до 68%», – указывает он.

«Спрос на новые автомобили в России остается слабым, а высокая стоимость автокредитов и ужесточение условий их выдачи сдерживают восстановление рынка. По данным сервиса «еКредит», за первые пять месяцев года доля продаж новых автомобилей в кредит и вовсе превысила 70%. С автомобилями с пробегом ситуация сложнее. В мае 2025 года, согласно данным агентства «Автостат», объем продаж подержанных машин составил 491 тыс. единиц, что на 4,3% ниже аналогичного показателя 2024 года, из них только 33,3 тыс. оформлены в кредит (–65% по сравнению с маем 2024 года), то есть всего 6,8% общего объема реализации», – сообщает директор по аналитике Ингосстрах банка Василий Кутьин.

Часть экспертов при этом полагает, что спрос на новые автомобили в России так и останется низким, а оживление станет возможным лишь при снижении ключевой ставки до уровня 15% годовых и ниже. «Исторически видно, что каждый раз при ключевой ставке ниже 10% рынок демонстрировал уверенный рост, например, так было в 2018–2019 годах, когда продажи новых автомобилей приближались к отметке в 1,8–1,9 млн штук в год. Напротив, периоды резкого повышения ставки, как в 2015 году или в 2022–2023 годах, сопровождались обвалом продаж на 30–40%. В текущих условиях кредит становится доступным лишь для ограниченной аудитории, а уровень потребительской уверенности остается сдержанным», – сообщает аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. По его мнению, прогноз в 1,2–1,3 млн проданных машин за год выглядит реалистичным. «Более активное восстановление спроса возможно в 2026 году при дальнейшем снижении ставки и инфляционных ожиданий», – полагает аналитик.

Гендиректор «АвтоСпецЦентра» Андрей Терлюкевич полагает, что российский авторынок будет падать вплоть до октября. «Возможно, ближе к осени мы увидим более явные признаки начала положительной динамики продаж. Для повторения результатов продаж автомобилей на уровне 2024 года нужны как минимум сочетания факторов прошлого года, оказавших наибольшее влияние на спрос: ключевая ставка ЦБ на уровне 17–18%. При такой ставке даже с актуальным курсом валют спрос на автомобили может существенно вырасти», – подтверждает он. 


Читайте также


Падающие отрасли поддержат через специальные фонды

Падающие отрасли поддержат через специальные фонды

Ольга Соловьева

Минпромторг предложил увеличить утилизационный сбор с автомобилей

0
358
Инфляция выталкивает и покупателей, и продавцов в онлайн

Инфляция выталкивает и покупателей, и продавцов в онлайн

Анастасия Башкатова

Виртуальная среда оказалась очень питательной для потребительской активности

0
3233
Враг народа колобок

Враг народа колобок

Дайте эксперту любую книжку – и он найдет там дискредитацию, пропаганду нетрадиционных ценностей и оскорбление чувств

0
2402
Профильные кластеры станут драйвером роста технологического сектора Москвы

Профильные кластеры станут драйвером роста технологического сектора Москвы

Татьяна Астафьева

Флагманский инновационный проект "Ломоносов" открыл набор резидентов

0
2652

Другие новости