Фото Reuters
Ключевой сюжет информационной атаки на «Фридом Финанс» - уголовное дело о мошенничестве против ее бывшего сотрудника Темирлана Бекова, открытое по заявлению клиентки Жанны Капаровой, - исчерпан. Департамент экономических расследований (ДЭР) города Астаны установил факт отсутствия противоправных действий со стороны Бекова и прекратил расследование, пишут казахские СМИ.
Что произошло
Досудебное расследование началось в октябре 2024 г. по заявлению пенсионерки Карлыгаш Капаровой, бывшей клиентки «Фридом Финанс». Она утверждала, что Беков завладел ее деньгами, которые она инвестировала на фондовом рынке.
Эта информация была передана дочерью «пострадавшей» Жанной Капаровой в СМИ, которые воспользовались поводом и устроили настоящую травлю «Фридом Финанс» и ее руководителя. Одно из агентств в апреле 2025 года в течение всего двух дней опубликовало о компании и Турлове лично 12 материалов негативного характера. Всего за два весенних месяца в различных медиа и соцсетях вышло около сотни подобных статей и сообщений. Основой для большинства из них служила история Капаровой, переданная со слов ее дочери Жанны Капаровой. Далее следовали выводы о хронической недобросовестности брокера и участии его руководителя в мошеннических операциях, жертвами которых становятся клиенты компании. Все материалы были поданы в резко негативном ключе, что должно было вызвать у читателя однозначно отрицательное отношение к «Фридом Финанс».
Что удалось выяснить следователям
Астанинский ДЭР установил факт передачи от Карлыгаш Капаровой Темирлану Бекову логинов и паролей от личного кабинета в торговой системе «Фридом Финанс». Однако пенсионерка сделала это не под влиянием мошеннических действий Бекова, а добровольно, причем произошло это уже после того, как Беков уволился из «Фридом Финанс» (и об этом она тоже знала).
Капарова и Беков вступили в сговор, чтобы получать более высокую прибыль от операций на фондовом рынке. Беков должен был управлять счетом пенсионерки за комиссию – 20% от прибыльных сделок. Капарова также передала ему 3,9 тыс. долл. «за услуги». Все это первое время происходило за спиной у руководства «Фридом Финанс», а затем Беков покинул компанию. Однако Капарову это не смутило – она продолжала сотрудничество с бывшим трейдером, несмотря на его не слишком успешную торговую стратегию. Она лично подтверждала каждую сделку, передавая ему коды из SMS. Только через четыре года женщина догадалась, что этот «управляющий» не сделает ее богаче: в инструменты фондового рынка она вложила более 380 тыс. долл., но в итоге получила убыток. При этом Беков не пытался присвоить деньги пенсионерки себе, установила полиция. Он действительно вкладывал их в ценные бумаги, просто сделки эти оказались невыгодными – то ли профессионализма не хватило, то ли изначально присущие торговле на бирже риски реализовались в полной мере.
Так или иначе, вся эта история, по сути, не имела никакого отношения к «Фридом Финанс». Просто встретились неудачливый трейдер и неопытная пенсионерка, имеющая странные представления об управлении инвестициями. Оба сильно переоценили свои возможности: один – по части собственного профессионализма, другая – в разрезе готовности принимать риски на фондовом рынке. Плюс – общее для обоих «вольное» отношение к установленным правилам ради призрачной выгоды. Все это закономерно привело пенсионерку к убыткам, а трейдера – к потере работы, репутации и к уголовному делу.
Кому было выгодно раздувать эту историю
У тандема «Капарова-Беков» не было бы шанса так прославиться на всю страну, как это получилось в итоге, если бы не третья – теневая – сторона. Кто-то использовал частный, по сути, конфликт, чтобы очернить репутацию бывшего работодателя Бекова.
Такие интересанты были, подчеркивают во «Фридом Финанс». Уголовное дело против Бекова было возбуждено осенью 2024 года, а зимой в компанию стали поступать странные предложения об «установлении блока на негатив». По сути, это было формой вымогательства: предлагалось заплатить за то, чтобы история Капаровой и Бекова не попала в прессу. После отказа руководства «Фридом Финанс» пойти на поводу у шантажистов и последовала мощная информационная атака.
Адвокат Фридом Финанс Александр Камендровский в своем комментарии Kursiv.Media сообщил, что компания намерена защищать свою деловую репутацию и сейчас рассматривает ряд мер против участников этой атаки. Уже известно, что сотрудники ряда интернет-СМИ предлагали деньги тем, кто согласится свидетельствовать против «Фридом Финанс» в публичных медиа-материалах. Не исключено, что они также пообещали Жанне Капаровой вернуть потерянные в неудачных сделках деньги матери в обмен на ее участие в информационном давлении на брокера. Камендровский напомнил, что высказывания и публикации в средствах массовой информации могут стать основанием для наступления ответственности в правовом поле.