Глава Минпромторга Антон Алиханов перечислил сенаторам предлагаемые меры по поддержке автопрома.
Фото с сайта www.council.gov.ru
Глава Минпромторга Антон Алиханов в среду на «Правительственном часе» в Совете Федерации (СФ) отчитался об успехах российской промышленности и пообещал расширение мер поддержки для отраслей, страдающих от падения спроса. Он также подтвердил коррекцию планов «вправо» по выпуску гражданских самолетов. Стратегическую сессию на эту тему чиновники обещают провести уже в середине июля. Самих же сенаторов возмутили неэффективные траты подведомственных Минпромторгу агентств, которые за почти 10 лет существования не смогли продемонстрировать внятных результатов.
Россия кратно нарастила объемы производства в сфере оборонно-промышленного комплекса, сообщил в среду Антон Алиханов. «Это стимулирует, конечно, и развитие гражданских направлений в промышленности. В рамках техперевооружения оборонным предприятиям поставлены десятки тысяч станков для обновления парка оборудования. Благодаря такому заказу отрасль смогла наладить отечественное производство пяти осевых фрезерных обрабатывающих токарных станков», – сказал глава Минпромторга. По его словам, в станкостроении производство в 2024 году выросло почти на 40%, а за пять месяцев 2025 года – на 31%. Однако потребление стали в России находится под давлением падения спроса в строительной отрасли и машиностроении, а также демпинговых импортных поставок (+16,3% за январь–апрель текущего года) и ограничений по экспорту, включая падение мировых цен и укрепление рубля, продолжил министр. «Как итог – за прошлый год на 7% снизились объемы выплавки стали, производства готового проката и стальных труб. За 5 месяцев нынешнего года они сократились еще на столько же», – сказал он. По словам Алиханова, Минпромторг «задействует весь арсенал имеющихся мер поддержки для снижения негативных последствий».
Одно из новых предложений – создание фондов поддержки отдельных отраслей, наполнение которых будет осуществляться за счет введения специальных промышленных сборов. «Мы считаем, что промышленный сбор... мог стать как раз инструментом для создания специальных отдельных фондов, которые будут нацелены на особо важные отрасли или подотрасли», – предложил министр, отметив, что в числе таких отраслей может быть, например, микроэлектроника. Днем ранее Алиханов заявил, что механизм защиты внутреннего рынка в виде утилизационного сбора доказал свою эффективность в автопроме и может быть распространен в измененном виде на другие отрасли.
Рассказывая сенаторам о ситуации в автопроме, Антон Алиханов пообещал не допустить 40-процентного падения продаж новых машин в этом году. «Мы будем увеличивать скидки по нашим механизмам поддержки спроса, полноценно восстанавливать программы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», – рассказал министр. По его словам, в прошлом году за счет различных программ господдержки спроса удалось добиться 35-процентного роста в автопроме.
Источником дофинансирования программ поддержки спроса в автопроме станет повышение утильсбора на отдельные категории транспортных средств, ввозимые физическими лицами для собственных нужд. Как сообщил Антон Алиханов, в 2025 году за счет этой меры планируется привлечь дополнительно 40–60 млрд руб. Минпромторг предложил увеличить утильсбор с автомобилей мощнее 160 лошадиных сил для физлиц.
В настоящее время в РФ действует программа льготного автокредитования, предусматривающая скидку 35% от стоимости электромобиля (но не более 925 тыс. руб.), 20% – для автомобилей с бензиновыми или дизельными двигателями и 25% – для покупателей из Дальнего Востока. Претендовать на скидки могут медицинские работники и педагоги, участники СВО и их семьи, инвалиды и семьи с детьми, приобретающие транспорт в регионах Дальнего Востока. В мае министерство расширило программу дополнительным направлением «Семейный автомобиль»: теперь семьи с двумя и более детьми по всей России могут купить отечественную машину со скидкой 10%. Для участников СВО, получивших ранения, предусмотрены особые условия – скидка на автомобили с ручным управлением составляет 40%.
Первый вице-премьер Денис Мантуров ранее сообщал, что после третьего квартала власти рассмотрят вопрос дофинансирования льготных программ, чтобы дополнительно стимулировать спрос. В январе–мае по этим программам россияне приобрели более 60 тыс. автомобилей, общий объем предоставленных скидок превысил 18 млрд руб. На 2025 год федеральный бюджет заложил свыше 36 млрд руб. на льготное автокредитование и 27 млрд – на лизинг. При этом эти программы поддержки спроса нуждаются в дофинансировании, выделенные на них средства почти исчерпаны, подчеркнул в среду глава Минпромторга.
По словам министра, аграриям сейчас также затруднен доступ к кредитам по рыночным ставкам, в результате объемы выпуска предприятий с начала года снизились на 18%, притом что они вкладываются в строительство заводов по локализации критических импортных узлов. «Для поддержки сельхозпроизводителей и машиностроителей мы с Минсельхозом приоритизировали скидки на наиболее пострадавшие сегменты техники, докапитализировали Росагролизинг и запустили новую программу лизинга с ДОМ.РФ с привлечением инвестресурсов с рынка через инфраструктурные облигации. В июне этот механизм активно разворачивается, уже видим первый позитивный эффект», – отметил министр.
Не самая простая ситуация складывается и в отечественной авиапромышленности. Отвечая на вопросы сенаторов, глава Минпромторга подтвердил необходимость корректировки Комплексной программы развития авиаотрасли до 2030 года (КПГА), которая отражает планы выпуска авиатехники отечественного производства. «КПГА скорее всего надо будет корректировать – есть определенная сдвижка вправо, но это объективная реальность, вызванная сложностью задачи», – заявил Алиханов.
КПГА была принята в 2022 году и отражает планы пассажиропотока российских авиакомпаний, а также выпуска авиатехники отечественного производства. Программа уже дважды претерпевала изменения. В действующей публичной редакции она предполагает выпуск до 2030 года 994 гражданских самолетов, из которой свыше 140 бортов – это SJ-100, 270 – МС-21 и 51 – Ил-114-300.
В апреле в Минпромторге обещали внести изменения в программу развития авиаотрасли до конца текущего года. Указывалось, что КПГА может быть скорректирована «в соответствии с планами и возможностями авиакомпаний».
В России авиапром решает уникальную задачу – ни одна страна не строит полностью импортозамещенный самолет, подчеркнул Антон Алиханов в среду. Он также проанонсировал, что уже на следующей неделе состоится стратегическая сессия правительства по авиационной отрасли, на которой как раз и будет обсуждаться необходимость корректировки КПГА. Несмотря на то что чиновники уже обозначили необходимость корректировать программы выпуска самолетов, в Минпромторге в среду заявили о том, что выступают за законодательное закрепление нормы о 50-процентной доле самолетов отечественного производства в парках авиакомпаний.
Напомним, в прошлом году президент РФ Владимир Путин подписал указ о национальных целях развития РФ до 2030 года и на перспективу до 2036 года. Среди перечисленных в нем поручений – увеличение авиационной подвижности населения минимум на 50% по сравнению с показателем 2023 года при обеспечении доли самолетов отечественного производства в парке перевозчиков не менее чем в 50%.
При этом в Минпромторге обещают работать над удешевлением выпускаемых гражданских самолетов за счет снижения стоимости комплектующих. «У нас после завершения сертификации (самолетов. – «НГ») еще будет большая программа репрайсинга – то есть мы будем вести работу с нашими поставщиками комплектующих, чтоб они снижали цену и мы могли делать ее более конкурентоспособной внутри страны и на экспорт», – пояснял Алиханов.
По его словам, стоимость самолета Ил-114-300, к примеру, на первом этапе составит 4 млрд руб., но впоследствии за счет «программы давления на цены» она будет снижена до 2,6 млрд руб. «Это на уровне Bombardier, на уровне ATR, тех самолетов, которые являются конкурентами, аналогами», – сказал он.
«Самолеты при их разработке сразу в летно-технические характеристики никогда не попадают. Это тоже общемировая, скажем так, история, здесь ничего нового... И мы готовы поддерживать создание вторых, третьих, альтернативных поставщиков, чтобы создавать давление на цену отдельных комплектующих», – добавил Алиханов. Он также отметил, что по Ил-114-300 летно-технические характеристики уже достигнуты, по МС-21 и SJ работа продолжается.
Антон Алиханов также сообщил сенаторам о завершении проектирования российского высокоскоростного поезда и подготовке к испытаниям опытных образцов основных узлов. «В железнодорожном машиностроении планируем восполнить единственную неохваченную нишу – это высокоскоростные поезда. Обеспечили исполнителю – «Уральским локомотивам» – поддержку через кластерную инвестплатформу. По графику идет строительство необходимых мощностей. Завершается проектирование самого поезда и готовятся к испытаниям опытные образцы основных узлов – двигателя, тележки и кузова состава», – рассказал чиновник сенаторам.
Как сообщается, завод планирует завершить строительство производства для поездов ВСМ до конца 2026 года. Начало сборки первого образца поезда для ВСМ запланировано на 2026 год. В 2027 году поезд должен быть готов, а на 2028 год запланировано получение сертификата соответствия. Ожидается, что до 2030 года завод поставит для первой ВСМ Москва–Санкт-Петербург 43 восьмивагонных поезда. В составе из 8 вагонов планируется 454 пассажирских места.
Идею строительства ВСМ в России уже можно считать полноценным долгостроем. История подходов к строительству высокоскоростных магистралей продолжается много лет. Долгие годы российские власти обсуждали строительство ВСМ Москва–Казань, потом этот участок укоротили до Владимира. Строительство, впрочем, так и не началось (см. «НГ» от 31.05.18).
Помимо этого, сенаторов возмутили неэффективные траты подотчетного Минпромторгу Агентства по технологическому развитию (АТР). Агентство было создано в 2016 году для содействия российским предприятиям во внедрении современных технологических решений для достижения конкурентного уровня выпускаемой продукции.
«Согласно отчету Счетной палаты, агентство с 2016 по 2024 год освоило почти 15,5 млрд руб., – обратила внимание спикер СФ Валентина Матвиенко. – При этом за все это время не существует ни одного документального подтверждения того, что при содействии агентства осуществлен трансфер технологических решений, приобретены патенты и лицензии и так далее. Зато на деятельность агентства потрачено 2 млрд руб. Эти деньги нужно срочно вернуть в бюджет».
Председатель Совфеда также отметила низкую эффективность агентства в работе с грантами – при объеме расходов в 12 млрд руб. оно заключило всего 363 договора, из которых 126 – с юридическими лицами. «На 2025–2027 годы запланировано выделение ему еще 39 млрд, – подчеркнула Матвиенко. – Я хочу попросить комитет по бюджету и комитет по экономической политике: давайте проанализируем все еще раз и эти деньги срежем, направим на более приоритетные цели. Ну нет результатов». Она обратила внимание главы Минпромторга на то, что в текущем бюджете «мы себе неэффективных трат позволить не можем».