0
1306
Газета Экономика Интернет-версия

03.07.2025 20:35:00

Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Цифровизация парадоксальным образом увеличила нагрузку на педагогов

Тэги: дефицит шокльных учителей, цифровизация, отток педагогов, сверхнагрузки, неадекватная оплата труда

Online-версия

дефицит шокльных учителей, цифровизация, отток педагогов, сверхнагрузки, неадекватная оплата труда Инвестиции в технологии и инвестиции в человеческий капитал должны в системе школьного образования сочетаться друг с другом. Фото с сайта www.chernogorsk-shkola19.ru

Западные аналитики предупредили о надвигающемся глобальном дефиците школьных учителей. Причина – отток педагогов из сферы образования из-за стресса, сверхнагрузок и неадекватной этим нагрузкам оплаты труда. С теми же проблемами сталкиваются учителя и в России, нехватка которых по некоторым специальностям стала, по экспертным оценкам, настолько критической, что это угрожает технологическому суверенитету.

По данным ЮНЕСКО, для обеспечения всеобщего начального и среднего образования к 2030 году во всем мире потребуется дополнительно 44 млн школьных учителей. Такая внушительная цифра обусловлена в том числе уже начавшимся оттоком специалистов из отрасли: сейчас учителя покидают сферу образования не только из-за возраста, но и по ряду других причин.

Как уточняется в материалах Всемирного экономического форума (ВЭФ), учителя уходят из профессии из-за высокого уровня стресса, эмоционального выгорания, большой нагрузки, сложных условий труда, а также из-за финансовых трудностей, которые усугубляются на фоне неадекватной нагрузкам оплаты труда.

Ситуация настолько острая, что, по мнению западных аналитиков, уже можно говорить о рисках надвигающегося глобального дефицита школьных учителей, негативные последствия которого будут ощущаться «в течение многих лет». Причем ощущаться они будут всеми: учениками (классы будут разрастаться и уплотняться, от этого пострадает качество образования), оставшимися в отрасли учителями (нагрузка на них возрастет еще больше), школьными администрациями (им придется существенно увеличить расходы на привлечение новых учителей и на удержание в штате оставшихся специалистов).

Примечательно, однако, что к изучению этой проблемы сейчас активно подключились не столько управленцы и ведомства, от которых зависят условия труда учителей, сколько представители финтех-бизнеса.

Они предложили учителям свои цифровые продукты – инструменты, которые якобы помогут минимизировать финансовые риски, повысят эффективность семейных расходов и тем самым остановят отток из отрасли специалистов, недовольных своими доходами. Это различные приложения для контроля личных финансов и семейного бюджета, для инвестиций и сбережений, для планирования выхода на пенсию.

Такое решение описывается в опубликованной на сайте ВЭФ статье гендиректора американской технологической компании DailyPay Стейси Грейнер (публикация выражает мнение автора, но не ВЭФ). Решение выглядит скорее как издевка (недоволен зарплатой – научись правильно ей распоряжаться) и явно попадает в список даже не второстепенных, а третьестепенных мер.

Важнее другое. Изыскания западных аналитиков на площадке ВЭФ выявили, что нехватка школьных учителей – это уже глобальная тенденция, которой нужно будет в ближайшее время противостоять. И такая тенденция с определенными поправками на российские предпосылки и реалии актуальна и для нашей страны.

Минпросвещения РФ выделило 19 основных проблем, которые есть сейчас в отечественной системе образования. Речь идет, в частности, о финансовых проблемах, кадровом голоде, низком уровне оплаты труда, перегруженности педагогов бюрократической работой, росте возрастного и ценностного разрыва между учителями и учениками, увеличении числа зданий, требующих капитального ремонта, росте учебной нагрузки на детей, проблеме объективности оценок и т.д. Об этом сообщила замминистра просвещения Ирина Шварцман.

При этом, как уточнила Шварцман, «хотя общий дефицит педагогов составляет всего около 2%, по отдельным предметам и регионам ситуация немного сложнее». Судя же по другим – экспертным – оценкам, уместнее было бы сказать, что по некоторым направлениям ситуация уже не просто сложнее, а близка к критической.

«В каждой четвертой российской школе нет учителей физики, в четырех из десяти школ нет учителей химии», – сообщила ранее депутат Госдумы Оксана Дмитриева. По ее данным, за последние 20 лет учителей физики в России стало в два раза меньше. При этом, как отметила депутат, доля лиц пенсионного возраста среди учителей физики наряду с учителями математики и химии самая высокая – сегодня она превышает 30% (см. «НГ» от 05.05.25).

Кстати, проблема того, что в стране сокращается численность учителей по математике, физике и информатике, еще полтора года назад обсуждалась на встрече президента Владимира Путина с министром просвещения Сергеем Кравцовым.

Последствия могут быть очень тяжелыми. Губернатор Красноярского края Михаил Котюков, выступая на Петербургском международном экономическом форуме, пояснил, что потребность в учителях в российских регионах тесно связана с созданием новых технологий в будущем. И если сейчас не закрыть эту потребность, то в будущем страна может остаться, например, без инженеров.

По данным, которые ранее приводил глава Минтруда Антон Котяков, каждый четвертый студент педагогической специальности в принципе не заканчивает обучение, работают преподавателями менее 42% от общего количества обучившихся.

В свою очередь, опрошенные «НГ» эксперты, обсуждая профессиональные трудности, с которыми сейчас сталкиваются российские школьные учителя, сошлись в таком парадоксальным выводе, что цифровизация, на которую возлагалось много надежд, по факту не устраняет дисбалансы и не смягчает, а наоборот, усугубляет все существующие проблемы.

Доцент Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Людмила Иванова-Швец сослалась на увеличение нагрузки – и не только учебной, но и административной – как раз после внедрения информационных технологий, когда учителя оказались вовлечены в рабочий процесс практически 24/7.

«Учителя должны в жесткие периоды заполнять электронные журналы, планы, отчеты. Они быстрее сталкиваются с профессиональным выгоранием, давлением со стороны администрации и родителей, и при этом они вынуждены мириться с низкой заработной платой», – перечислила Иванова-Швец.

«Одна из ключевых проблем, связанных со школьными педагогами, – это бюрократизация процесса обучения, которая выражается в увеличении нагрузки на учителей. Заполнение всевозможных отчетов, справок, программ, – согласился член ученого совета Академии социальных технологий Игорь Ниесов. – Из работы школьного учителя (да и не только школьного, вузовские преподаватели страдают не меньше) уходит ее живая составляющая – непосредственная работа с учеником, его воспитание и развитие».

По мнению экспертов, можно выделить два подхода к сокращению дефицита учителей, как уже случившегося по отдельным направлениям, так и предстоящего. Это замена некоторых учебных процессов более продуманной цифровизацией, включая внедрение решений на базе искусственного интеллекта (ИИ). И это пересмотр самих условий труда, включая как снижение лишней, явно не профильной нагрузки на учителей, так и повышение вознаграждения.

По мнению директора Ассоциации инновационных регионов России Александра Смекалина, требуется системная перестройка, в которой ключевую роль будет играть фундаментальное изменение содержания и инструментария педагогического труда. Как пояснил эксперт, ключ к успеху не в замене учителя искусственным интеллектом, а в усилении учителя такими технологиями.

Главное здесь – не впадать в крайности: не стремиться к тотальной замене живого учителя «цифрой». «Конечно, без цифровизации невозможно сейчас организовать учебный процесс, но главным должен быть учитель с нормальной учебной нагрузкой и заработной платой», – уточнила также Иванова-Швец.

«ИИ может взять на себя рутину (проверку заданий, базовый контроль усвоения, персонализацию траекторий), освобождая драгоценное время педагога для главного: саморазвития, повышения своей квалификации, глубокого взаимодействия с учениками, развития у них критического мышления и soft-skills (гибких навыков, надпрофессиональных компетенций)», – перечислил Смекалин. 

И задача по современному оснащению школ – не единственный шаг. Инвестиции в технологии и инвестиции в человеческий капитал должны коррелировать. Так что это все вовсе не снимает с повестки вопроса о достойной оплате труда.  


Читайте также


России нужны патриотично настроенные ИИ-агенты

России нужны патриотично настроенные ИИ-агенты

Анастасия Башкатова

В стране формируется своя экосистема искусственного интеллекта

0
3090
Образование, опыт и навыки все меньше влияют на зарплату

Образование, опыт и навыки все меньше влияют на зарплату

Анастасия Башкатова

Выпускникам вузов предстоит разобраться, что они "сделали не так"

0
4026
Цифровизация увеличила налоговые сборы с бизнеса

Цифровизация увеличила налоговые сборы с бизнеса

Ольга Соловьева

Сумма фискальных претензий превысила 460 миллиардов рублей

0
4252
Московский бизнес растет при поддержке современных цифровых систем

Московский бизнес растет при поддержке современных цифровых систем

Татьяна Астафьева

Цифровые сервисы облегчают жизнь столичным предпринимателям и стимулируют их развитие

0
6882

Другие новости