0
330
Газета Экономика Интернет-версия

08.07.2025 20:21:00

Туризм обеспечит свыше 10% глобального ВВП к 2030 году

Эксперты предлагают инвестировать в круглогодичные курорты

Тэги: туристичекссий сектор, вклад в мировой ввп, долгосрочнеы проекты, глэмпинги

Online версия

туристичекссий сектор, вклад в мировой ввп, долгосрочнеы проекты, глэмпинги Стоимость проживания в глэмпингах бывает выше, чем в пятизвездочных отелях. Фото сайта tourism33.ru

Международные исследования показывают, что в будущем туристический сектор будет обеспечивать значительно больший вклад в мировой ВВП, чем сегодня. Самое эффективное направление развития этого сектора – долгосрочные проекты с понятными сроками окупаемости. Обратного подхода, похоже, пока придерживаются в РФ. Счетная палата в последнем отчете сообщает о неэффективных тратах на строительство в стране модульных гостиниц, на которые за три года потратили свыше 22 млрд руб. Представители туротрасли еще до начала запуска проекта предупреждали о невозможности его окупаемости.

По оценкам экспертов из Всемирного экономического форума (ВЭФ), уже к 2034 году вклад туризма и путешествий в глобальную экономику достигнет 16 трлн долл. с долей в 11%.

При этом отрасль уже сегодня обеспечивает каждое десятое рабочее место в мире, указывают эксперты. Однако плохое управление в этой отрасли может подорвать перспективы ее глобального роста. Туризм может быть устойчивым только в том случае, если учитывает интересы и потребности как посетителей, так и местных жителей. «Речь идет не об ограничении путешествий, но о формировании взаимной экономической пользы для всех участников», – подчеркивают эксперты ВЭФ. Они утверждают, что при правильном регулировании туризм способен обеспечивать рост многих регионов и приток в них инвестиций.

Приоритет в развитие туризма, по версии ВЭФ, должен отдаваться долгосрочным проектам, когда государства выстраивают свои стратегии развития отрасли на длительную перспективу. В инвестициях приоритет должен отдаваться экономически устойчивым проектам, которые будут прибыльны и способны поддерживать общий экономический рост. Но пока создается впечатление, что российские чиновники придерживаются совершенно другой стратегии в развитии отечественного туризма. В частности, аудиторы Счетной палаты (СП) обращают внимание на неэффективность мер бюджетной поддержки внутреннего туризма. Так, СП проанализировала реализацию федерального проекта по развитию туристической инфраструктуры в российских регионах и сообщила о низкой эффективности подхода властей по возведению модульных гостиниц в субъектах РФ.

«В 2022–2024 годах на создание модульных средств размещения бюджетные ассигнования в объеме 22,2 млрд руб. в виде субсидии были предусмотрены 66 регионам РФ. Это позволило поддержать 505 общественных инициатив по созданию модульных средств размещения и ввести в эксплуатацию более 9 тыс номеров. Показатель по вводу в эксплуатацию номерного фонда в модульных объектах выполнен на 80%. Сроки достижения результатов неоднократно переносились, а значения корректировались в сторону уменьшения», – замечает аудитор СП Наталья Трунова. При этом, продолжают аудиторы, только у менее половины получателей госсубсидий предоставление услуг по проживанию было основным видом деятельности. «Это не позволяет выделить объем налоговых поступлений от деятельности по использованию модульных средств размещения», – замечают аудиторы.

Требования к созданию таких гостиниц в правилах предоставления субсидий также не конкретизированы, а в Минэкономразвития (МЭР), кто курирует проект, не оценивают экономическую эффективность достигнутых результатов распределения средств, а также востребованность услуг по размещению в глэмпингах у туристов. Не утвержден и механизм того, как получить полную информацию о количестве созданных модульных гостиниц и их номерном фонде.

Аудиторы также обращают внимание на стоимость размещения в модульных гостиницах. Они ссылаются на опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), где говорилось, что в среднем россияне готовы тратить на размещение во время отпуска около 1,2 тыс. руб. в день. Реальная же стоимость проживания в зависимости от звездности в прошлом году варьировалась от 1,5 до 3,5 тыс. руб. Однако средняя стоимость размещения в модульной гостинице почти в девять раз выше суммы, за которую россияне готовы жить на отдыхе. Так, среднегодовая стоимость двухместного размещения составила 10,7 тыс. руб.

СП с учетом выявленных недостатков рекомендовала правительству РФ оценить целесообразность дальнейшего строительства модульных гостиниц, что уже запланировано в федпроекте «Создание номерного фонда, инфраструктуры и новых точек притяжения», входящего в новый нацпроект «Туризм и гостеприимство» с объемом поддержки в 15 млрд руб.

В МЭР на это заявили, что учли замечания СП и ужесточили правила субсидирования, чтобы повысить эффективность расходов. Также в ведомстве Максима Решетникова уточнили, что многие модульные отели не внесены в единый реестр объектов классификации в сфере туриндустрии, что затрудняет оценку эффективности их экономической поддержки со стороны. И окончательные выводы о результатах программы можно будет сделать только по итогам 2025 года.

Впрочем, в министерстве сложности со строительством быстровозводимых гостиниц не исключают. К примеру, год назад глава МЭР Максим Решетников рассказывал, что некоторые инвесторы отказывались от реализации проектов модульных объектов размещения, глэмпингов или не справились с подобными проектами. «Сейчас крайне важно завершить все начатые объекты и параллельно искать новые, детально прорабатывая их с инвесторами. Но инвесторы тоже должны понимать – был период какого-то романтизма, когда все решили попробовать с модульными отелями, потом мы видели, что часть отказалась, кто-то не справился и т.д.», – говорил министр, предлагая в будущем привлекать к строительству сети.

Представители туротрасли тогда же предупреждали, что интерес российских туристов к глэмпингам будет остывать, так как такой формат отдыха направлен на короткие поездки ради фотографий в соцсети. А для успешного бизнеса важно, чтобы гости приезжали на более длительный период. Собственно, это же бизнес говорил и в начале запуска идеи строительства модульных гостиниц. Так, в Национальном союзе профессионалов индустрии кемпингов и автотуризма (НСПКА) отмечали, что получатели субсидий зачастую и вовсе не представляют себе реальную экономику проекта, так как приходят из других сфер и не обладают опытом в гостиничной индустрии. «Им кажется, что благодаря поддержке государства здесь можно не за такие уж громадные деньги получить через два-три года успешный бизнес. Но это не так, отельная отрасль – одна из самых долго окупаемых. Профессионалам же отрасли ясно, что отель из менее 15 модульных домов строить смысла нет – он просто не окупится», – говорили в союзе. «Если бы это были риски исключительно самого инвестора – пожалуйста, покупайте опыт за свои же деньги. Но почему половину этого опыта у нас оплачивает государство?» – задавались вопросом эксперты. Эффективность модулей они видели только в том случае, если они строятся к уже существующему номерному фонду.

При этом еще в марте этого года в правительстве РФ заявляли, что до 2027 года в стране построят модульных отелей еще на 10 тыс. номеров. 

Профессор кафедры гостиничного и туристического менеджмента, РЭУ им. Плеханова Наталия Зайцева замечает, что правила предоставления субсидий на строительство модульных гостиниц изменились. «К 2025 году было поставлено условие – не менее 15% модульных гостиниц в рамках поддержанных проектов должны быть построены вблизи от автомобильных туристических маршрутов. С одной стороны, это способствует развитию автомобильного туризма, который в последние годы становится все более массовым, а с другой – обеспечивает доступность средств размещения. При этом среди уже одобренных проектов есть такие, доступность к которым либо ограничена, либо оценивается как крайне низкая (отсутствие хороших дорог, коммуникаций и т.д.), следствием чего становится низкая загрузка построенных модульных гостиниц даже в летний период, не говоря уже о круглогодичной загрузке этих гостиниц», – говорит эксперт.

Завкафедрой гостиничного и туристического менеджмента РЭУ им. Г.В. Плеханова Роман Гареев согласен с тем, что тот же ВЭФ верно указывают на долгосрочность и устойчивость как ключевые векторы развития туризма. «Долгосрочные инвестиции направлены в создание комплексных, уникальных и экологически ответственных направлений с развитой инфраструктурой и высоким качеством услуг. Акцент на быстровозводимые модульные гостиницы – это реакция на острый дефицит номерного фонда, особенно в регионах, не имевших ранее развитой туристической инфраструктуры», – считает он. Эксперт также ставит под сомнение эффективность таких вложений. «Проблемы с заполняемостью, сезонностью, отсутствием необходимой сопутствующей инфраструктуры (транспорт, общепит, развлечения, благоустройство) и качеством самих модулей свидетельствуют о краткосрочности подхода», – сообщает он. Финансирование проектов модульных гостиниц трудно рассматривать как последовательную ставку на долгосрочное развитие курортов и зон притяжения. «Модули решают сиюминутную проблему нехватки мест, но не создают привлекательной туристической среды. Турист приезжает не просто переночевать в контейнере, а за впечатлениями, сервисом, комфортом и уникальными возможностями», – говорит Гареев. Модульные гостиницы – это хороший способ развития туристического жилья с точки зрения возможности быстрого возведения, перемещения конструкций, обращает внимание научный сотрудник лаборатории анализа лучших международных практик Института Гайдара Мария Гирич.

«Если опираться на мировой опыт, экономическая эффективность глемпингов обуславливается уникальностью локаций в которых строятся быстровозводимые модульные конструкции. Именно благодаря неповторимости природных ландшафтов высокая цена нивелируется первозданностью природы. В России понятия глемпинга превратилось в «мыльный пузырь», который возводится как правило на землях ИЖС либо сельхозназначения. В большинстве своем в проектах отсутствуют элементарные коммуникации: вода, электричество, канализация. Их подведение выливается в «золотой рубль», а это как следствие увеличивает срок окупаемости проектов и служит дополнительным катализатором для повышения цен. Повышение же цен в свою очередь влияет на ярко выраженную сезонность длиною в 3-4 месяца», - говорит коммерческий директор группы отелей «Русские Сезоны» Инна Рындина.

При этом еще в прошлом году российские власти в рамках нацпроекта по туризму запустили такой мегапроект, как «Пять морей и озеро Байкал», который предусматривает создание круглогодичных курортов на побережьях: Азовского моря; Балтийского моря; Каспийского моря; Черного моря; Японского моря и озера Байкал. Сообщалось, что реализацию турпроекта направят около 1,5 трлн руб. До 2030 года чиновники ставят цели создать 10 современных курортов, построить 74 тыс. номеров и создать свыше 100 тыс. новых рабочих мест. Принимать эти курорты при этом должны 9 млн человек ежегодно.


Другие новости