Региональные коммунальщики навлекли на себя критику федерального Центра. Фото с сайта www.astrobl.ru
Направляемые из федерального бюджета в регионы субсидии и трансферты, призванные профинансировать строительство и ремонт коммунальных объектов, расходуются на местах неэффективно. Как показала проверка Счетной палаты (СП), объекты вводятся в строй с многомесячными опозданиями и затем передаются ресурсоснабжающим организациям, в ведении которых уже и так находится крайне изношенная и хронически недоинвестированная, несмотря на постоянный рост тарифов, инфраструктура – например, водопроводные сети. Так что бюджетные вложения выглядят лишь как точечное латание дыр.
Основные механизмы финансирования строительства и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в регионах – это межбюджетные трансферты и инфраструктурные бюджетные кредиты (ИБК).
СП оценила результаты их применения на примере двух регионов – Астраханской и Тамбовской областей.
По данным аудиторов, в 2022–2024 годах на реализацию мероприятий по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов коммунальной инфраструктуры в указанные регионы совокупно было направлено из федерального бюджета почти 9 млрд руб. Астраханская область получила ИБК на 2,7 млрд руб. и трансферты на 3,7 млрд руб., а Тамбовская область соответственно на 1,7 млрд руб. и 700 млн руб.
«Проверка показала, что органы исполнительной власти рассмотренных регионов не обеспечили эффективное использование выделенных федеральных ресурсов, – отмечает СП. – Установленные целевые показатели достигнуты не в полном объеме».
Так, в Астраханской области из четырех объектов жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), реализуемых с использованием средств межбюджетных трансфертов, один был введен в эксплуатацию с опозданием на восемь месяцев, а два – не введены, более того, они не имели даже достаточного уровня технической готовности. В Тамбовской области 17 из 32 построенных объектов на момент проверки не были переданы эксплуатирующим организациям.
Кроме того, введенный в строй или отдельно отремонтированный объект коммунальной инфраструктуры вовсе не гарантирует улучшения качества услуг ЖКХ для населения и исправления всех отраслевых проблем на местах. Бюджетные расходы в этом случае больше напоминают точечное латание лишь некоторых дыр в ситуации, когда за многие годы недоинвестирования и неэффективности износ коммунальных сетей достиг критических значений.
Анализ СП показал, что объекты, создаваемые при поддержке федерального бюджета, в последующем передаются ресурсоснабжающим организациям, имеющим высокие значения износа сетей, незначительную прибыль, низкую долю вложений в ремонт и амортизацию основных фондов от общих расходов. Организациям, у которых их инвестиционные программы не выполняются.
В отчете идет речь о субсидиях, которые Астраханская и Тамбовская области получали в основном в рамках федерального проекта «Чистая вода», так что выводы аудиторов об износе и иных проблемах относятся прежде всего к сфере водоснабжения.
Например, как сообщается в материалах СП, «в соответствии с госпрограммой «Улучшение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг на территории Астраханской области» водоснабжение потребителей Астраханской области осуществляется по водопроводным сетям протяженностью 5 046,19 км, износ которых на момент принятия программы (2022 год) составлял 74,2%».
Если говорить о ситуации с качеством коммунальной инфраструктуры в целом, то, как ранее сообщали в Минстрое, в ряде регионов степень ее износа доходит уже до 80%, а в среднем по стране она составляет 40%. Глава Минстроя Ирек Файзуллин весной прошлого года отчитывался перед сенаторами, что всего в стране насчитывается 1 млрд км сетей, и стоит задача довести уровень модернизации ежегодного износа хотя бы до 4%.
Проблема хронического износа не теряет своей актуальности, несмотря даже на рост тарифов, призванный, казалось бы, наоборот, смягчить для отрасли ЖКХ ее финансовые проблемы с учетом инфляционных издержек и существующих задач по модернизации.
Причем обоснованность того роста тарифов, который происходит сейчас на местах, тоже вызывает вопросы. В частности, генпрокурор России Игорь Краснов поручил проверить законность действий местных властей и предприятий ЖКХ при повышении тарифов в июле.
«Публикации в средствах массовой информации и жалобы граждан свидетельствуют, что произошедшее с 1 июля текущего года увеличение платежей в сфере ЖКХ вызвало широкий общественный резонанс. Несмотря на среднюю по стране индексацию начислений в размере 11,9%, в ряде регионов счета за коммунальное обслуживание значительно выше», – сообщается на официальном сайте ведомства.
«Первоочередное внимание будет обращено на пресечение злоупотреблений при включении в тарифы необоснованных расходов коммунальщиков», – уточнили в ведомстве. По выявленным нарушениям прокуроры примут «исчерпывающий комплекс мер реагирования».