Первый заместитель председателя правления Сбербанка Александр Ведяхин видит потенциал у расчетов в криптовалютах. Фото пресс-службы Сбера
Сбер готовится к инвестиционным сделкам с криптовалютами в рамках экспериментального правового режима (ЭПР). О его разработке Банк России сообщил в марте этого года. Предполагается, что ЭПР будет действовать три года.
В рамках эксперимента планируется разрешить совершение сделок с криптовалютами ограниченному кругу особо квалифицированных инвесторов – этот новый статус, как предполагается, смогут получить граждане, если их инвестиции в ценные бумаги и депозиты превышают 100 млн руб. или если их доходы за прошлый год составили больше 50 млн руб. Кроме того, в числе возможных критериев – наличие опыта работы с криптоактивами и прохождение тестирования с целью минимизации рисков для рядовых инвесторов.
Участниками эксперимента также смогут стать компании, которые являются квалифицированными инвесторами по действующему законодательству. Для финансовых организаций, которые захотят инвестировать в криптовалюту, будут установлены регуляторные требования с учетом уровня и характера рисков такого актива.
ЦБ РФ и Минфин также могут установить следующие требования: документальное подтверждение доходов и активов, прохождение тестирования на понимание рисков крипторынка, лимиты на инвестиции – не более определенного процента от ликвидных активов инвестора в криптовалюты, запрет на использование кредитных средств, прозрачная отчетность.
Обсуждается возможность приобретения крупнейших криптовалют (BTC, ETH и т.п.), при этом конкретный перечень разрешенных криптовалют и торговых площадок на данный момент неизвестен и будет определен дополнительно. Ожидается, что сделки будут осуществляться через лицензированные платформы, соответствующие требованиям регулятора.
«Введение ЭПР направлено на повышение прозрачности рынка криптовалют, формирование на нем стандартов оказания услуг, расширение инвестиционных возможностей для опытных инвесторов, готовых взять на себя повышенные риски», – добавили в Банке России.
Согласно заявлениям Сбербанка, интерес к новым инструментам проявляют инвесторы, стремящиеся к диверсификации портфелей в условиях глобальной трансформации международной финансовой архитектуры, а также компании, ориентированные на экспортно-импортные операции. Для последних трансграничные расчеты в криптовалюте стали возможными в рамках отдельно запущенного ЭПР.
«Сбер принимал активное участие в разработке параметров экспериментального правового режима и, конечно, будет принимать активное участие в этом проекте, – отметил первый заместитель председателя правления Сбербанка Александр Ведяхин. – Считаем, что расчеты в криптовалюте имеют большой потенциал. Для того чтобы узнать, какое решение лучше всего подойдет для компании, в том числе узнать о возможностях и условиях расчетов в рамках ЭПР, клиенты могут обратиться в банк за консультацией к своим клиентским менеджерам».
С 2024 года для целей международных расчетов при оплате экспорта и импорта также разрешено использовать цифровые финансовые активы (ЦФА). Сбер одним из первых стал проводить сделки с ЦФА в расчетах по внешнеторговым контрактам.
ЦФА – цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске ЦФА. Они функционируют на основе технологий блокчейн и смарт-контрактов, что обеспечивает их безопасность и прозрачность.
«Мы видим у этого инструмента ряд преимуществ, – отметил Александр Ведяхин. – К ним относятся скорость транзакций, надежность, низкая себестоимость и низкий риск отслеживания со стороны недружественных юрисдикций. Но пока масштабированию этого инструмента во внешнеэкономической деятельности мешает отсутствие вторичной ликвидности и готовности со стороны иностранных контрагентов принимать российские ЦФА в качестве средства платежа. Соответственно и у российского бизнеса наблюдается интерес к ЦФА в первую очередь как к инвестиционному инструменту, а не средству платежа».
Добавим, 28 мая Банк России разрешил финансовым организациям предлагать квалифицированным инвесторам производные финансовые инструменты, ценные бумаги и цифровые финансовые активы, доходность которых привязана к стоимости криптовалюты. Ключевое условие – такие инструменты не должны предусматривать фактическую поставку криптовалют. Это уже доступно вне рамок планируемого ЭПР.