0
2731
Газета Экономика Интернет-версия

28.07.2025 20:05:00

Угольный сектор ждет консолидация

На грани банкротства может оказаться 40% предприятий отрасли

Тэги: угледобывающая отрасль, проблемы, господдержка отрасли

Onдine версия

угледобывающая отрасль, проблемы, господдержка отрасли Угледобывающая отрасль РФ столкнулась со множеством проблем сразу. Фото Reuters

Правительство РФ расширяет меры поддержки угольной промышленности. В частности, компании получат отсрочку по уплате ряда налогов и страховых взносов. Чиновники считают, что это позволит организациям «справиться с проблемой ликвидности». Эксперты полагают, что такие меры дадут отрасли лишь передышку. По их мнению, эффективней было бы сразу направлять средства в регионы, критически зависимые от производства угля, чтобы купировать социальную напряженность. Часть аналитиков уверены, что кризиса в отрасли нет.

Поступают предложения по преодолению кризиса в угольной отрасли. Глава комиссии Госсовета по направлению «Энергетика» Айсен Николаев считает необходимым распределять грузопотоки по всем направлениям, а не только по восточному направлению. 

«Вот порт Тамань, например, тоже очень большой ресурс, который, к сожалению, сегодня не до конца используется», – обратил внимание Николаев. Он также видит возможности для увеличения объемов провозки угля по железной дороге и по рекам до Северного морского пути.

Впрочем, эксперты сомневаются в эффективности подобного предложения. «Убытки при перевозке в Тамань или Усть-Лугу могут составлять порядка 2 тыс. руб. на тонну угля. Смысла в такой переадресации нет, это будет только наращивать убытки. Сократить добычу будет даже эффективнее», – рассуждает эксперт Института экономики роста им. Столыпина Мария Никитина.

Российские власти, в свою очередь, вводят различные меры поддержки угольной отрасли. На прошлой неделе правительство РФ утвердило постановление об отсрочке уплаты налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и страховых взносов для угольных компаний до 30 ноября 2025 года. Также в рамках этого решения к угольным компаниям не будут применяться взыскания по налоговым задолженностям и задолженностям по страховым взносам, сформированным до июня 2025 года, при условии, что против организаций-должников не возбуждена процедура банкротства.

Глава Минэнерго Сергей Цивилев пояснял, что решение правительства «позволит угольным компаниям справиться с проблемой ликвидности и пополнить оборотный капитал». В Минфине, комментируя меры, сообщали, что это позволит угольным предприятиям высвободить оборотные средства. Объем финансовой поддержки компаниям в Минфине оценивали в 63 млрд руб.

Среди других мер – предоставление адресных субсидий, чтобы компенсировать часть стоимости логистических затрат при экспорте угля на дальние расстояния. Другое решение касалось предоставления компенсации в 12,8% от величины тарифа на экспорт угля в северо-западном и южном направлении сибирским угольным компаниям. Кроме того, предприятиям угольной отрасли РФ, испытывающим серьезную долговую нагрузку, признано целесообразным дать возможность реструктуризировать кредитную задолженность. В правительстве при этом обещали использовать адресный подход при распределении мер поддержки компаниям угольной отрасли.

Текущий кризис в угольных регионах России, как считается, обусловлен сразу несколькими факторами: это снижение цен на мировых рынках, ограниченная провозная способность железнодорожной инфраструктуры, стагнирующий спрос внутри страны. Негативно повлияло и укрепление рубля. «С его учетом с начала года стоимость угля упала почти в два раза. На все это наложились внутренние причины: ограничение пропускной способности Восточного полигона, рост логистических затрат», – говорил замглавы Минэнерго Дмитрий Исламов.

В «Российских железных дорогах» (РЖД) сообщали, что в первой половине 2025 года перевозки каменного угля снизились на 3,6% в годовом выражении, до 163,1 млн т. Причем в РЖД подчеркивают: снижение было связано с непредъявлением грузов. «Значительные потери в объемах связаны с непредъявлением грузов по уже согласованным заявкам на перевозку, – говорилось в сообщении РЖД. – За первое полугодие в направлении портов северо-запада грузоотправители отказались от погрузки 5,4 млн т угля, в направлении портов юга – 2,1 млн т. По этой же причине на 0,82 млн т недовыполнены параметры соглашения по вывозу угля из Кузбасса на восток».

Россия до недавнего времени была одним из крупнейших экспортеров угля в мире, занимая третье место по объему поставок. В 2024 году экспорт угля из России составил 196,2 млн т, что на 8% меньше, чем в 2023 году.

На фоне снижения поставок финансовая ситуация угольных компаний продолжает ухудшаться. Так, сальдированный убыток угольных компаний РФ по итогам пяти месяцев 2025 года превысил 136 млрд руб. против прибыли в 9,1 млрд руб. годом ранее, оценивали в Минэнерго. По итогам года сальдированный убыток угольных компаний может достигнуть 350 млрд руб., считают в министерстве.

Растет доля убыточных компаний в секторе. Так, в минус работает уже почти 63% всех предприятий отрасли против 52% годом ранее. При этом власти Кемеровской области еще в конце мая объявляли, что все угледобывающие компании региона ведут деятельность с убытками, находясь ниже уровня рентабельности.

В настоящий момент выходить хотя бы «в ноль» могут только те компании, у которых есть собственные портовые и логистические мощности, сообщал старший аналитик компании «Эйлер» по металлургическому и горнодобывающему сектору Никанор Халин. Но любой мелкий игрок, у которого нет своей логистики, он работает в минус, считает эксперт.

Одна из главных проблем угольщиков – закредитованность компаний. По словам Халина, в 2021 году, когда наблюдался рост цен на уголь на мировых рынках, вместо погашения кредитов компании инвестировали в расширение мощностей, рассчитывая, что цены останутся высокими. «Одна из самых главных проблем, с которой сталкивается угольная промышленность, – это ситуация с закредитованностью. На сегодняшний день кредитов набрано на 1,2 трлн руб. К концу года мы ожидаем, что эта цифра вырастет до 1,4 трлн руб.», – соглашался замдиректора департамента Минэнерго РФ Дмитрий Лопатин.

По мнению экспертов, для спасения угольной отрасли понадобятся сотни миллиардов рублей поддержки, что в условиях дефицитного бюджета вряд ли получится осуществить. В лучшем случае можно рассчитывать на консолидацию отрасли через банкротства более мелких предприятий.

Текущие меры поддержки властей они считают временным решением. «Структурные проблемы отрасли это не решит. Снижаются экспортные возможности, санкции и логистические ограничения влияют, снижается спрос на уголь в Европе, в некоторых российских регионах растет себестоимость добычи», – говорит начальник аналитического отдела компании «Риком-Траст» Олег Абелев. По его мнению, распределение грузопотоков, причем не только на Восток, но и через порты Северо-Запада, Южное направление – могло бы снизить логистическую нагрузку, но это требует времени и существенных инвестиций. «Сейчас основной экспортный маршрут остается на Востоке, он перегружен, и это основная проблема. Отсрочка платежей даст угольщикам передышку, но если не диверсифицировать экспорт и не модернизировать инфраструктуру, то доля убыточных шахт будет расти», – уверен эксперт.

Кроме того, продолжает он, для долгосрочных улучшений нужен резкий спрос в Азии, нужны инвестиции в логистику, технологическая модернизация для снижения себестоимости добычи. «В ходе глобального тренда на отказ от угля, давления возобновляемых источников энергии, переход на газ, конкуренция с дешевым углем крупнейших экспортеров мира, высокие издержки логистики – все эти риски сохраняются, и с ними российским угольщикам приходится мириться», – говорит Олег Абелев.

Углубляющийся кризис, по мнению аналитика, чреват дальнейшим закрытием шахт, ростом безработицы в моногородах, снижением налоговых поступлений и ростом социальной напряженности.

Мария Никитина не видит предпосылок для долгосрочного роста цен на уголь. «Около 30–40% предприятий угольной промышленности могут оказаться на грани банкротства. Небольшие потери здесь придутся на шахтеров, на региональный бюджет угольных моногородов и областей», – полагает она.

«Добыча угля годами является дотируемой отраслью, прежде всего с помощью более низких тарифов на железнодорожные перевозки за счет более высоких тарифов для грузов прочих классов. Проблемы отрасли тем временем не решаются. В 2023 году это была, например, единственная отрасль, где упала производительность труда. И текущие временные меры проблемы российской угольной промышленности не решат. Высокая доля неэффективных шахт, большое транспортное плечо по сравнению с иностранными поставщиками и санкции делают российский уголь неконкурентоспособным при широком диапазоне цен на данное сырье», – подчеркивает аналитик Института комплексных стратегических исследований Наталья Чуркина. Она считает, что российской угледобыче нужна глубокая трансформация с управляемым сжатием и решением сопутствующих социальных проблем. «Оставив только наиболее эффективные шахты и разрезы, мы снизим нагрузку и на железные дороги, и на прочих грузоотправителей, и на бюджет, и на экономику в целом. И новые меры поддержки будут нужны все реже», – говорит она. 

Замгендиректора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Александр Григорьев считает, что кризиса в угольной промышленности нет, но есть редкое сочетание неблагоприятных факторов. «Это процесс адаптации к изменениям географии рынков, санкционное давление, не самая благоприятная мировая конъюнктура, рост фискальной нагрузки, высокие ставки по кредитам, крепкий рубль. И как только курс рубля вернется к значениям, характерным для 2024 года, угольной промышленности станет значительно легче. Наши угледобывающие компании вполне конкурентоспособны на мировых рынках и на государственном уровне это понимают, необходимая поддержка, чтобы пройти «идеальный шторм», - поясняет эксперт.


Читайте также


Ереван могут попросить покинуть Евразийский экономический союз

Ереван могут попросить покинуть Евразийский экономический союз

Виктория Панфилова

Позиция Армении по Зангезурскому коридору создает проблемы на пути свободного перемещения товаров и услуг

0
3272
Об обмене территориями и механизме компромисса

Об обмене территориями и механизме компромисса

Позиции Москвы и Киева выглядят бескомпромиссными, но это естественно

0
3259
Государство обещает снизить себестоимость отечественной продукции

Государство обещает снизить себестоимость отечественной продукции

Михаил Сергеев

Правительство признает спад производства в некоторых секторах промышленности

0
2647
Куда двигать российский уголь

Куда двигать российский уголь

Иван Петров

В условиях санкций и снижения мировых цен на сырье ситуация в отрасли во многом зависит от государственных решений

0
2368

Другие новости