0
1157
Газета Экономика Интернет-версия

29.07.2025 20:10:00

России придется искать новых покупателей нефти

Сбыт сырья в Китай и Индию осложнят санкционные ограничения и геополитические конфликты

Тэги: опек, нефтедобыча. нефтяные цены, сша, торговая политика, вторичные санкции, рф, экспорт сырья

Все статьи по теме "Санкционные войны и тарифные схватки"

опек+, нефтедобыча. нефтяные цены, сша, торговая политика, вторичные санкции, рф, экспорт сырья РФ может понадобиться переориентация экспорта углеводородов. Фото Reuters

Дальнейшее наращивание объемов добычи нефти как в рамках ОПЕК+, так и за пределами будет ограничивать потенциал роста нефтяных цен, делают вывод эксперты из Института Гайдара. Согласно их расчетам, нефтяные котировки закрепятся в 2026 году на среднем уровне в 64 долл. за баррель. Дополнительными факторами для волатильности котировок будут оставаться торговая политика США, геополитические конфликты и снижение потребления нефти в развитых странах. А ужесточение санкций против российского ТЭК создаст дополнительные барьеры для производства и экспорта сырья. Именно поэтому для России ключевыми задачами на ближайшие годы должен стать поиск новых каналов экспорта энергоресурсов, подчеркивают эксперты из Института Гайдара.

Нефтяные котировки во вторник снижались после резкого роста в понедельник. Так, днем сентябрьские фьючерсы на Brent дешевели до 70 долл. за баррель. WTI – до 66,7 долл. за баррель. В понедельник Brent дорожала на 2,3%, WTI – на 2,4% на новостях о заключении торгового соглашения между США и Евросоюзом. Подъему цен также способствовали заявления президента США Дональда Трампа о том, что он решил сократить срок в 50 дней, который он ранее отвел для достижения мирного соглашения между РФ и Украиной, до 10–12 дней. Также американский лидер пообещал ввести пошлины в 100% для покупателей российской нефти и другие санкции, если Москва не заключит мирное соглашение с Киевом до дедлайна.

Аналитики, впрочем, сомневаются, что угрозы о введении вторичных санкций будут исполнены, так как это может привести к росту цен. Однако реальное введение этих санкций может «кардинально изменить» прогнозы для нефтяного рынка, говорят экономисты. Тем не менее и политика США, и санкционное давление на Россию будут оставаться одними из главных источников волатильности на нефтяном рынке, считают эксперты из Института Гайдара.

Как напоминают исследователи, ранее страны – участницы соглашения ОПЕК+ договорились увеличить квоты на добычу нефти. Эксперты тогда сходились во мнении, что тем самым крупнейший участник объединения – Саудовская Аравия – намерен вернуть свою долю на рынке. Это, в свою очередь, чревато снижением мировых нефтяных цен.

К слову, Мониторинговый комитет ОПЕК+ (JMMC) в понедельник рассмотрел данные о добыче сырой нефти за май и июнь 2025 года и по итогам встречи не рекомендовал менять текущие параметры соглашения по добыче нефти. На ближайшее воскресенье назначена встреча восьми стран ОПЕК+, на которой принимаются решения о выходе из добровольных сокращений нефтепроизводства. В ходе этой встречи должно быть принято и решение по параметрам добычи нефти в сентябре для восьми участников соглашения.

Дальнейшее наращивание добычи будет ограничивать рост нефтяных котировок, считает научный сотрудник лаборатории отраслевых рынков и инфраструктуры Института Гайдара Екатерина Галеева. Согласно расчетам экономистов, цены будут держаться в среднем диапазоне в 64 долл. за баррель в следующем году.

Схожие оценки приводили и в Управлении энергетической безопасности США (EIA). Согласно их прогнозам, цена на нефть марки Brent во второй половине этого года составит 66 долл. за баррель. «Устойчивое понижательное давление на цены на нефть в течение 2025–2026 годов будет оказывать значительное увеличение мировых запасов нефти», – говорит Галеева.

По подсчетам того же EIA, мировые запасы нефти в первой половине 2025 года увеличивались на 1,2 млн барр. в сутки (б/с) и будут увеличиваться в среднем на 0,9 млн б/с до конца года и на 1,1 млн б/с в 2026 году. В этом случае цена на нефть марки Brent в этом году составит в среднем 69 долл. за баррель, а в следующем – 58 долл.

Дополнительным фактором неопределенности для нефтяного рынка, по мнению экспертов Института Гайдара, будут торговые конфликты США с другими странами, а также будущие решения ОПЕК+ и соблюдение ее членами целевых показателей добычи, учитывая рост поставок нефти из стран, не входящих в ОПЕК+. «Рост мировой добычи нефти обусловлен увеличением добычи ОПЕК+, а также ростом добычи в США, Бразилии, Канаде и Гайане. По прогнозам, добыча в странах, не входящих в ОПЕК+, увеличится на 1,3 млн б/с в 2025 году и на 0,5 млн б/с в 2026 году», – говорит Галеева.

Спрос же на сырье будет увеличиваться в ряде развивающихся стран и снижаться в странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). «Так, страны Азии, Ближнего Востока и Африки станут основными источниками дополнительного роста спроса (+22,4 млн б/с с 2024 по 2050 год): Индия – на 8,2 млн б/с; Китай – на 1,8 млн б/с – и значительная часть этого роста придется на среднесрочную перспективу (рост замедляется из-за перехода на электромобили и СПГ)», – перечисляют в Институте Гайдара, полагая, что наибольший прирост спроса будет обеспечен за счет автотранспорта, нефтехимии и авиации.

139-4-2480.jpg
Нефтедобыча в РФ ограничена действием
соглашения с ОПЕК+.  Фото Reuters
Рост мирового спроса на нефть ожидается как минимум до 2035 года, заявлял в середине июля вице-премьер РФ Александр Новак. По его словам, рост мирового спроса на нефть ожидается в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), Латинской Америки и Африки «на фоне роста числа автомобилей». «В результате, хотя доля нефти в мировом энергобалансе снизится с 37 до 33% к 2050 году, объемы спроса на нефть в абсолютных цифрах увеличатся с 102 до 114 млн б/с», – заявлял чиновник.

При этом для России возможности наращивания экспортных поставок сырья будут ограничиваться дальнейшим расширением санкционных ограничений, полагают в Институте Гайдара (см. «НГ» от 20.07.25). «Например, обсуждаемые США возможные заградительные пошлины в размере 100 или 500% в отношении ключевых торговых партнеров России. Если такие пошлины будут введены, то основные издержки лягут на Китай, Индию (крупнейший импортер российской нефти) и Турцию (через которую идут реэкспортные поставки нефтепродуктов в ЕС)», – рассуждает Екатерина Галеева.

К слову, согласно данным отраслевой аналитики, в первой половине 2025 года Россия поставила в Индию около 1,75–1,8 млн б/с нефти, что на 1% больше, чем годом ранее. Это максимальный уровень с июля 2024 года. Объем импорта за шесть месяцев мог превысить 318 млн барр., что в денежном выражении приближается к 22 млрд долл., исходя из средней экспортной цены около 69 долл. за баррель, подсчитывали аналитики. За весь прошлый год доход от поставок нефти в Индию превышал 40 млрд долл. Однако индийские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) в настоящий момент пытаются начать диверсификацию закупки российской нефти на фоне новых санкций ЕС, обращают внимание западные агентства. В частности, индийские нефтекомпании уже начали закупки азербайджанской нефти, западноафриканских сортов нефти, включая нигерийские и флагманский сорт ОАЭ Murban – премиальную нефть.

Сокращаются физические поставки российского сырья в Китай. Так, Россия в первом полугодии 2025 года поставила Китаю 49,1 млн т нефти, что на 10,8% меньше, чем за аналогичный период 2024 года, следует из данных Главного таможенного управления КНР. В стоимостном выражении поставки российской нефти обошлись Китаю в 25 млрд долл., что на 24% меньше, чем в январе–июне прошлого года, когда КНР закупила в РФ 55,115 млн т нефти на 33 млрд долл. Только по итогам июня Китай ввез из России 8,3 млн т нефти на 3,9 млрд долл., что на 0,9 и 21% меньше соответственно, чем в июне 2024 года. Для сравнения: за весь 2023 год Китай импортировал из России 107 млн т нефти, а по итогам 2024 года КНР закупила в России 108,5 млн т нефти на 62,4 млрд долл.

Нефтегазовые доходы российского бюджета продолжают снижаться. Так, только по итогам июня налоговые поступления федерального бюджета от добычи и продажи нефти и газа снизились на 34% к июню 2024-го, до 495 млрд руб. Месячные сборы в июне опустились до минимального за последние два с половиной года значения: прежний минимум фиксировался в январе 2023 года – 426 млрд руб. По итогам первого полугодия было собрано 4,73 трлн руб., что почти на 17% меньше, чем годом ранее. По оценкам западных аналитиков, в июле доходы российского бюджета от продажи сырья составят около 680 млрд руб., что на 37% ниже уровня июля прошлого года. В результате общие нефтедоходы казны за семь месяцев этого года сократятся примерно на 20%, до 5,4 трлн руб., считают эксперты.

При этом российские власти ранее уже скорректировали свои ожидания по налоговым поступлениям от добычи и продажи сырья в этом году. Они были снижены с прежних 10,9 трлн до 8,3 трлн руб., то есть на 2,6 трлн руб., или почти на четверть.

Эксперты согласны с тем, что России необходимо как можно быстрее начать диверсификацию своего сырьевого экспорта. «Если Россия с 2022 года не является зависимой от поставок нефти и газа фактически одному «монопотребителю» – Евросоюзу, это не значит, что она должна вместо ЕС искать нового «монопотребителя» в лице Китая, Индии или иной страны. Хотя Россия переориентировала потоки экспорта нефти и газа в несколько стран, это не значит, что география поставок должна ими и ограничиваться», – подчеркивает ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова.

Она, в частности, считает, что Россия может легко нарастить объемы в страны Центральной Азии, в том числе в Узбекистан, где практически полностью исчерпаны месторождения нефти, а газа очень ограниченное количество. «Плюс там есть инфраструктура: нефтепроводы и газопроводы», – напоминает аналитик. Другой вариант – развитие нефтехимии и газохимии, то есть экспорт уже не сырья, а продуктов переработки с высокой добавленной стоимостью. «По крайней мере у нефтехимических предприятий Татарстана и Башкортостана есть потенциал увеличения производства, да и новые производства в России тоже создаются (Амурский ГПЗ и газохимический комплекс и т.д.)», – приводит пример Мильчакова.

«По плану на 2025–2027 годы Россия должна будет получить около 42 трлн руб. доходов в 2026 году и свыше 43 трлн руб. доходов в 2027 году. На нефтегазовые доходы у России приходится примерно треть доходной части бюджета. Однако планы могут корректироваться в сторону уменьшения, в том числе если России придется в срочном порядке заниматься перенаправлением экспортных потоков. Поэтому важно, чтобы диверсификация экспорта России происходила не «в пожарном порядке», а в плановом как можно раньше», – рассуждает аналитик.

Как считает доцент РЭУ им. Плеханова Павел Севостьянов, новые каналы экспорта могут включать усиление азиатского направления. «Кроме того, взаимодействие с Турцией и странами Юго‑Восточной Азии через черноморские терминалы и греческие хабы позволит диверсифицировать маршруты», – предлагает он.

Новые каналы экспорта искать необходимо преимущественно в странах АТР, говорит аналитик «Финам» Николай Дудченко. «Так, например, из конкретных проектов можно отметить проект России с Вьетнамом (Зунг-Куат). Поиск новых каналов обязательно нужен в рамках диверсификации поставок. Вместе с тем в ближайшее время пока сомнительно, что ситуация с ключевыми покупателями российской нефти существенно изменится», – добавляет он.  


статьи по теме


Читайте также


Редкоземельные металлы "мирят" США с Мьянмой

Редкоземельные металлы "мирят" США с Мьянмой

Надежда Мельникова

Белый дом готов забыть о демократических ценностях ради ценного природного ресурса

0
601
Иран назначен виновным за войну в Газе

Иран назначен виновным за войну в Газе

Игорь Субботин

Трамп связал срыв переговоров Израиля и ХАМАС с Тегераном

0
830
Премьер-министр Болгарии попал под раздачу из-за молдавского коллеги

Премьер-министр Болгарии попал под раздачу из-за молдавского коллеги

Светлана Гамова

Из Кишинева выдворяют всех подозрительных гостей, даже из ЕС и США

0
1402
Америка требует, чтобы Китай прекратил закупки нефти у РФ

Америка требует, чтобы Китай прекратил закупки нефти у РФ

Владимир Скосырев

Пекин ожидает от Соединенных Штатов сокращения поддержки Тайваня

0
1755

Другие новости