Перебои с поставками бензина в ряде регионов объясняют сезонным спросом. Фото с сайта www.newsvl.ru
Несколько российских регионов столкнулись с нехваткой топлива на заправках. Местные власти причины дефицита называют разные: от летнего сезона отпусков до дорожных ремонтов или ремонтов нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Эксперты не исключают новых перебоев с поставками бензина и роста цен в регионах. Ситуация может нормализоваться к концу сентября, когда нефтезаводы завершат свои внеплановые ремонты. Пока же оптовые цены на бензин, несмотря на меры федеральных властей, продолжают обновлять очередные максимумы.
В среду биржевая стоимость бензина продолжила рост, цены марок АИ-92 и АИ-95 обновили очередные рекорды. Так, бензин АИ-92 подорожал на 0,76%, до 72,51 тыс. руб. за тонну, превзойдя таким образом предыдущую рекордную отметку в 71,97 тыс. руб. за тонну, установленную 19 августа.
Цена бензина АИ-95 выросла за день на 1,13%, до 82,253 тыс. руб. за тонну и достигла нового ценового максимума, следует из данных Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ). Стоимость летнего дизельного топлива увеличилась на 1,25%, до 61,01 тыс. руб. за тонну, превысив отметку в 61 тыс. руб.
В ряде российских регионов уже наблюдаются даже перебои поставок бензина на заправках. Такую проблему, к примеру, признают в Крыму. Глава Республики Крым Сергей Аксенов назвал их «перебоями с определенными видами топлива» и объяснил это логистическими сложностями. «Вопрос касается логистики. Значительная часть топлива доставляется (в Крым. – «НГ») автомобильным транспортом… Прошу и крымчан, и гостей полуострова с пониманием отнестись к этой ситуации. Это объективная ситуация, которая еще может продлиться максимум месяц», – сказал он. Чиновник также отметил, что в прошлом году в период курортного сезона в республике продавалось 700 т бензина в сутки, в этом году – уже 1100 т.
В Министерстве топлива и энергетики региона ранее сообщили о временных трудностях с доставкой топлива на полуостров через Керченский пролив. В ведомстве отметили, что на ряде автозаправочных станций наблюдается отсутствие бензина марки АИ-95, однако «данный дефицит является незначительным по отношению к общим запасам топлива и количества АЗС».
При этом в Севастополе на сетевых АЗС 95-го бензина нет уже неделю, в Алуште бензин отпускают только по талонам и специальным топливным картам, обращают федеральные и региональные СМИ.
Крым – не единственный регион, который столкнулся с дефицитом бензина. Так, в Забайкальском крае ввели временное ограничение на продажу бензина марки АИ-95. Марки АИ-92 и АИ-100 реализуются без ограничений. Региональное Министерство экономического развития причину отсутствия бензина на заправках объясняло возросшим товаропотоком на Забайкальской железной дороге и задержками с отгрузкой с нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ).
Местные СМИ также сообщают о том, что автомобилисты массово жалуются на проблемы с заправкой автомобилей на трассе Хабаровск–Владивосток. Многие АЗС просто закрыты из-за отсутствия топлива, а на действующих собираются гигантские пробки.
В правительстве Приморского края объяснили нехватку бензина тем, что летом он заканчивается быстрее, а доставка нефтепродуктов на АЗС замедлилась из-за ремонта на участке федеральной трассы. Как пишут местные СМИ, власти со ссылкой на информацию представителей крупнейшей сети АЗС региона «ННК-Приморнефтепродукт» (ННК) сообщили, что все нефтебазы сети обеспечены топливом в полном объеме. Запас составляет от четырех до семи суток. А перебои с топливом объяснили наплывом клиентов летом, в результате чего реализация выросла на 30% и бензин заканчивается раньше, чем его успевают подвозить.
Как считает вице-президент Российского топливного союза Ринат Фаттахов, дефицит топлива указывает и на неэффективность полного запрета экспорта, введенного с августа. В сентябре 2023 года такая мера помогла быстро сбить цены, а сейчас рынок ее почти не заметил.
В Минэнерго подчеркивают, что ситуация остается контролируемой, а рост розничных цен на топливо держится «в пределах общего инфляционного фона». Заметим, розничные цены на бензин продолжают обгонять средний уровень инфляции в стране. Так, на 11 августа при общей годовой инфляции в 8,55% цены на бензин выросли на 10,52%.
Ранее в ответ на стремительный рост биржевых цен на бензин правительство РФ ввело до конца августа временный запрет на экспорт бензина для его производителей. До этого аналогичная мера распространялась только на непроизводителей. Однако решение полностью запретить экспорт топлива с 1 августа пока не привело к тому эффекту, что двумя годами ранее, когда реакцией на такие действия властей стал обвал цен (см. «НГ» от 12.08.25).
В правительстве при этом подчеркивали, что внутренний рынок полностью обеспечен топливом. Чиновники также рекомендовали нефтяникам сохранять уровни реализации топлива в достаточных объемах, не допускать закупок товара на бирже нефтяными компаниями друг у друга. Позднее вице-премьер России Александр Новак поддержал предложение Минэнерго продлить запрет экспорта бензина для производителей топлива на весь сентябрь, для непроизводителей – до конца октября.
Кроме того, как сообщает Интерфакс, Федеральной антимонопольной службе (ФАС) и Минэнерго было поручено провести анализ цен в некоторых регионах, где отмечается значительный рост цен на заправках. Среди таких «проблемных» регионов назывались Донецкая и Луганская народные республики, Запорожская и Херсонская области, а также Сибирь и Дальний Восток. Эти же ведомства с участием Минэкономразвития должны подготовить прогноз динамики изменения розничных цен на нефтепродукты до конца 2025 года с учетом ожидаемого снижения темпов инфляции. О своих выводах и принятых мерах ведомства должны будут доложить на очередном совещании в правительстве. Также Новак ждет от них конкретных предложений по каждому из регионов, где ситуация с нефтепродуктами не стабилизировалась.
Указывалось, что до 22 августа ФАС и Минэнерго совместно с Петербургской биржей и заинтересованными нефтяными компаниями было поручено проработать предложения о повышении норматива продаж на бирже автомобильного бензина до 17% от объема производства с учетом сезонного повышения спроса и об установлении стартовой цены следующего торгового дня на уровне первой стартовой цены текущего месяца, в случае если темп роста цены превысит 10% от первой стартовой цены месяца.
«Рекордные оптовые цены и срочное рассмотрение правительством перспективы повышения цены отсечения по демпферным выплатам явно указывают на локальный кризис в отрасли», – считает аналитик «Финам» Сергей Кауфман. Основной причиной возникновения топливного кризиса он считает физическое снижение производства из-за внеплановых ремонтов НПЗ. «В условиях физического дефицита бензина единственным возможным вариантом является импорт – в частности, рассматриваются закупки у белорусских производителей. Ситуация может оставаться напряженной еще не менее месяца. В конце сентября сезонный рост спроса начнет спадать, а производство может частично восстановиться, что позволит ценам в опте хотя бы частично нормализоваться. При этом уже сейчас с высокой степенью уверенности можно сказать, что рост цен в рознице по итогам года превысит общий уровень инфляции», – уверен эксперт.
«На текущий момент спрос настолько высок, что весь производимый на российских НПЗ бензин потребляется на внутреннем рынке. Спрос на бензин на биржевой площадке на текущий момент превышает заявленный производителями уровень», – заявляет доцент Президентской академии Тамара Сафонова. При этом она считает, что проведение дискретных аукционов на биржевой площадке может оказать положительное влияние на сдерживание оптовых цен. «Дискретные аукционы могут применяться в случае отсутствия непрерывности торгов в отношении определенного товара с учетом базиса поставки для целей определения равновесной цены при достижении баланса спроса и предложения в реальном времени, а не в некоторые дискретные моменты. Так, в первый день месяца устанавливается базовая цена, и если в течение месяца темпы роста превышают 10%, то на следующий торговый день цена может быть зафиксирована на уровне стартовой цены месяца и возвращается к первоначальному значению», – поясняет она. По ее мнению, дискретные аукционы могут защитить участников рынка от резких изменений цен.
«Для того чтобы стабилизировать цены и обеспечить доступность топлива, предотвращая искусственный дефицит, властям необходимо сфокусировать свое внимание на улучшении логистики поставок, а также ужесточить контроль за рынком и продолжать сохранять запрет на экспорт бензина с одновременной корректировкой системы демпфера», – предлагает аналитик «Цифра брокер» Дмитрий Вишневский.
«В России с 2022 года не растут мощности НПЗ, сохраняется средний уровень переработки 6,7 млн барр. в сутки, по данным Энергетического института (Energy Institute). При этом спрос на топливо в России стабильно растет на 2–3% ежегодно. Летом спрос достигает наивысшего уровня. Соответственно текущие объемы нефтепереработки России не смогли летом достаточно насытить рынок предложением, в отдельных регионах возникли дефициты бензина», – говорит завлабораторией анализа лучших международных практик Института Гайдара Антонина Левашенко. Она предлагает расширять сети топливных хранилищ в регионах. Это обеспечит запасы топлива в регионах на экстренный случай и снизит зависимость от железнодорожных поставок, полагает эксперт.
«Ситуация на российском топливном рынке выглядит напряженной, но контролируемой, с локальными проявлениями дефицита в регионах. Но это не системный кризис, как в 2023–2024 годах, а сезонно-логистический, усугубленный атаками на НПЗ и сокращением экспорта», – считает аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. Он полагает, что это приведет к дальнейшему росту цен на 0,5–2,5% к концу августа, что усилит инфляционное давление и ударит по потребителям, особенно в регионах с высоким туристическим трафиком. «Долгосрочно, если не решить логистику, возможен дефицит в других регионах (как в Забайкалье с талонами), снижение демпферных выплат нефтяникам (при цене свыше 66 495 руб/т для АИ-92) и риски для аграриев (ФАС уже анализирует цены для них). В худшем сценарии могут последовать локальные протесты или перебои в транспорте», – не исключает Чернов, предлагая властям срочно предпринять меры по стабилизации.«Если не будут приняты меры, последствия могут быть разные. Экономические в виде роста розничных цен на бензин и дизельное топливо. В регионах, где есть НПЗ, рост будет меньше, но логистика отразится на цене везде. Ускорение инфляции: топливо – это затраты для всего бизнеса. Плюс спад деловой активности. Социальное недовольство, особенно в регионах, где люди зависят от автомобильных перевозок, – Дальний Восток, Сибирь и удар по внутреннему туризму. Опять появятся разговоры о квотировании топлива», – рассуждает начальник аналитического отдела компании «Риком-Траст» Олег Абелев.