Вице-премьер Марат Хуснуллин считает инфраструктурные бюджетные кредиты эффективным способом улучшения жизни в регионах. Фото РИА Новости
Счетная палата РФ предложила ввести меры за срыв планов по проектам с казначейскими кредитами. Такая рекомендация сделана на основе анализа долговых обязательств регионов РФ. Суммарный долг регионов вырос до 3 трлн руб. Но одновременно повысилась и долговая устойчивость региональных бюджетов. Позитивные изменения регионального долга сопровождаются негативными результатами по исполнению обязательств местных властей по новым федеральным кредитам.
Сроки исполнения проектов по большинству инфраструктурных проектов переносятся, сметы самих проектов повышаются, а плановые показатели не выполняются. Беспокоит аудиторов Счетной палаты (СП) и тот факт, что при расчете общей долговой устойчивости регионов не учитываются объемы предоставляемых инфраструктурных кредитов и платежей по их обслуживанию, что по итогу искажает уровень долговой устойчивости регионов. В правительстве РФ заверяют, что проводят постоянный мониторинг региональных финансов, а многие объекты в регионах строятся именно благодаря подобным займам.
Свыше 720 объектов в 71 регионе России было завершено благодаря бюджетным кредитам в России с 2022 года, сообщает вице-премьер РФ Марат Хуснуллин. «Механизмы инфраструктурных бюджетных (ИБК) и специальных казначейских кредитов (СКК) призваны повышать качество жизни граждан и менять облик населенных пунктов к лучшему», – подчеркнул чиновник. По его словам, программа бюджетных кредитов, которые в России используются с 2022 года, позволяет регионам обновлять транспортную, коммунальную и социальную инфраструктуру. «Благодаря выгодным условиям – низкой ставке 3% и длительному сроку кредитования (на 15 лет) – субъекты получают возможность реализовывать значимые для граждан проекты без сильной долговой нагрузки. ИБК и СКК помогают не только создавать современные дороги, объекты ЖКХ, больницы и детские сады, но и развиваться регионам в целом», – сказал вице-премьер.
Всего с привлечением средств ИБК и СКК обновлено 8152 единицы общественного транспорта, добавил Хуснуллин. В этом году работа по развитию инфраструктуры продолжится как по запланированным ранее объектам в рамках ИБК и СКК, так и с привлечением средств казначейских инфраструктурных кредитов. Вице-премьер отметил, что благодаря выполненной работе бюджетные кредиты с 2022 года поспособствовали привлечению в регионы свыше 3,7 трлн руб. внебюджетных инвестиций, созданию 44 тыс. рабочих мест, вводу в эксплуатацию 32,9 млн кв. м жилья. Среди регионов-лидеров – Республика Татарстан (3,88 млн кв. м), Санкт-Петербург (3,43 млн кв. м), Свердловская область (2,54 млн кв. м).
«Большое внимание уделяется модернизации объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры. С 2022 года благодаря программе бюджетных кредитов введено в эксплуатацию 398 объектов ЖКХ, а также более 1,4 тыс. км инженерных сетей. Обновляется и дорожная инфраструктура страны. Уже построено и отремонтировано 514 км дорог – это как крупные магистрали, так и улично-дорожная сеть в жилых кварталах», – подчеркнул первый замминистра строительства и ЖКХ РФ Александр Ломакин.
«В рамках программы ИБК продолжаются работы по 476 объектам и мероприятиям в 76 регионах, по СКК – по 239 объектам и мероприятиям в 40 регионах. Среди них – проектирование и строительство магистрального водовода Чиркей–Махачкала–Каспийск в Республике Дагестан, реконструкция автомобильной дороги Апатиты–Кировск в Мурманской области, реконструкция очистных сооружений канализации в Московской области. Кроме этого, в Москве, Вологодской, Тамбовской и Челябинской областях планируется поставка еще 174 единиц новых автобусов, троллейбусов, трамваев и составов МЦД», – сообщил гендиректор Фонда развития территорий Василий Купызин.
Аудиторы же Счетной палаты в своем новом отчете ставят под сомнение эффективность реализации выданных бюджетных кредитов. Они, в частности, проанализировали информацию о количестве фактически завершенных и запланированных к окончанию в 2023–2026 годах объектов, которые финансировались за счет СКК. В первую очередь они обращают внимание на перенос строительства инфраструктурных объектов.
«В анализируемом периоде из 508 объектов инфраструктуры дата завершения была перенесена на более поздний срок по 228 объектам, из них на 1 год по 218, на 2 года – по 10. На более ранний срок перенесено завершение по 8 объектам», – замечают в ведомстве Бориса Ковальчука. Кроме того, 499 проектов в проверяемом периоде стоимость была увеличена по 104 проектам на общую сумму в 12,5 млрд руб. (на 57,3%), а уменьшение стоимости произошло по 88 (17,6% от общего количества) на общую сумму 16,7 млрд руб., замечают в СП.
Выданные казначейские кредиты не всегда оказываются эффективными. К примеру, 73 региона в общей сложности получили 50 млрд руб. СКК на реализацию 106 транспортных проектов. Однако плановые показатели по выданным кредитам не были достигнуты. Так, ожидалось, что к 2023 году объем билетной выручки на этих объектах достигнет 9,8 млрд руб., а было получено только 600 млн. Также ожидалось, что за этот же период времени будет перевезено 366 млн человек, а было – только 23 млн. Собственно, продолжают в СП, план по объему билетной выручки не был достигнут за 2023 год в 27 субъектах РФ, за 2024 год – в 55 (то есть 90% и 78,6% от количества регионов, которым были установлены плановые показатели, соответственно). В свою очередь, план по количеству перевезенных пассажиров за 2023 год не был достигнут в 26 субъектах РФ, а за 2024 год – в 54 (74,3% и 77% от количества регионов, которым были установлены плановые показатели, соответственно), замечают аудиторы.
Схожие замечания в СП выдвигают и в отношении ИБК. Согласно выводам аудиторов, в проверяемый период из 983 мероприятий дата завершения была перенесена на более поздний срок по 368 мероприятиям, то есть по каждому третьему. В каждом третьем случае повышалась и смета проекта: из 773 стоимость проектов была увеличена по 277 на почти 216 млрд руб. (на 52,9 %). В общем и целом, из 83 субъектов РФ, получивших средства ИБК, в 68 регионах не выдерживаются сроки реализации инфраструктурных проектов, а в 63 регионах – их стоимость.
При этом предоставление регионам бюджетные кредиты на инфраструктуру в инвестиционных целях ежегодно наращивается. Размер портфеля таких кредитов на начало 2025 года достиг 849,5 млрд руб. Доля таких кредитов в общем объеме госдолга превышает 34%.
Из-за более дорогих бюджетных кредитов на инвестиционные цели по ставке 3% годовых увеличились и расходы регионов на обслуживание государственного долга: рост в 5,3 раза в 2024 году по отношению к 2022-му. «На начало 2025 года доля ИБК и СКК в общем объеме долговых обязательств регионов достигла 27%, а платежи по их обслуживанию – 30% от общего объема платежей по обслуживанию долговых обязательств», – уточняют в СП.
Меняется и структура заимствований в регионах. Снижается доля рыночных заимствований при наращивании доли бюджетных кредитов. Доля рыночных заимствований за 2022–2024 годы сократилась с 42,7% до 19,4%, а доля кредитов из федерального бюджета выросла с 55,4% до 78,4%. Это привело к росту общего объема госдолга регионов. За этот период он увеличился в 1,3 раза и составил на 1 января 2025 года 3,1 трлн руб.
В то же время в Счетной палате обращают внимание на снижение общего уровня долговой нагрузки на бюджеты регионов: с 20,9% в 2022-м до 17,8% в 2024-м. Нагрузка уменьшилась в 52 регионах, увеличилась – в 33. Наибольшее снижение наблюдается в Удмуртии, Калмыкии и Мордовии, Костромской и Магаданской областях. Наибольшее увеличение – в Чечне, Дагестане, Хакасии, Архангельской и Мурманской областях. Уровень долговой устойчивости в 2022–2024 годах повысился со среднего до высокого уровня в 15 регионах, а с низкого до среднего – в 2 регионах. «В результате по итогам 2024 года количество регионов с высоким уровнем долговой устойчивости достигло 64, а к группе с низкой устойчивостью не был отнесен ни один регион», – подчеркивают в ведомстве.
Однако аудиторов беспокоит, что при расчете общей долговой устойчивости не учитываются объемы предоставляемых регионам инфраструктурных бюджетных кредитов и платежей по их обслуживанию. По их мнению, это может искажать оценку долговой устойчивости регионов.
Минфин России, в свою очередь, отмечает снижение доли рыночных заимствований и изменение структуры долга субъектов РФ. Предоставляемые бюджетные кредиты позволили повысить уровень долговой устойчивости регионов, а также обеспечить своевременное финансирование первоочередных расходов и значимых проектов, отмечает министерство в комментарии, который прилагался в материалах Счетной палаты.
«Новый механизм списания 2/3 задолженности по бюджетным кредитам способствует сокращению долговой нагрузки субъектов РФ и позволяет финансировать проекты по ЖКХ, обновлению общественного транспорта, развитию опорных населенных пунктов, переселению граждан из аварийного жилья, а также расходов, связанных с проведением специальной военной операции», – отметили в ведомстве Антона Силуанова.
Отвечая на комментарий СП о том, что при расчете долговой устойчивости не учитываются объемы предоставляемых регионам инфраструктурных бюджетных кредитов и платежей по их обслуживанию, в Минфине отметили, что ведомство «проводит мониторинг оценки качества управления региональными и муниципальными финансами».