Оборот розничной торговли, реальная заработная плата, депозиты и кредиты физических лиц, рост к тому же периоду прошлого года (г/г). Источник: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН
Отрицать серьезные экономические проблемы в РФ становится все труднее. После сокращения ВВП в первом квартале на 0,6% второй квартал показал нулевой рост экономики. Подавление кредитования и потребительского спроса со стороны ЦБ дало свои результаты, которые могут наблюдать все граждане РФ. При этом аномально жесткая политика ЦБ больше ударила по производству, а не по спросу населения, говорят экономисты. Ожидаемые в третьем квартале 2025 года темпы прироста инвестиций в основной капитал снизятся в годовом выражении практически до нуля, сообщают в Институте народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН.
Российская экономика продолжает балансировать между стагнацией и спадом. При этом остановку роста уже можно считать статистическим фактом.
Замедление экономики в первой половине 2025 года связано с негативным действием на динамику выпуска и спроса высоких процентных ставок, сокращением экспортной выручки, укреплением рубля и ростом импорта, отмечается в последнем исследовании ИНП РАН.
На данный момент произошло исчерпание действовавших факторов экономического роста. Наращивание государственных расходов упирается в растущий дефицит бюджета и уже не дает прежний импульс экономике в условиях торможения экономической активности в частном секторе. В последние месяцы повышение процентных ставок охладило не столько потребительский спрос, сколько предложение. В июле 2025 года к июлю 2023 года, когда началось ужесточение денежно-кредитной политики ЦБ, рост потребительского спроса составил 8,8%, инвестиции выросли на 11,8%, а выпуск увеличился только на 5,7%.
В реальном секторе экономики все отчетливее наблюдается тенденция по сокращению выпуска и ухудшению финансово-экономического положения предприятий. На фоне общего замедления темпов роста в промышленности выпуск в ее гражданском секторе сокращается с начала года. За январь–июль 2025 года выпуск в промышленности, за исключением оборонных производств, сократился на 2,4%. В июле спад выпуска во многих производствах в обрабатывающей промышленности ускорился – в гражданском сегменте он достиг 5%, говорят аналитики ИНП РАН.
Но руководство Центробанка утверждает прямо противоположное. «Экономическая активность в РФ растет умеренными темпами», – уверяют чиновники ЦБ в опубликованном во вторник отчете. «Секторы, связанные с внутренним спросом, продолжали расти», – объявила председатель ЦБ Эльвира Набиуллина в прошлую пятницу.
Однако маскировать серьезные экономические проблемы словесной эквилибристикой становится уже невозможно. Тем более что многие натуральные и отраслевые показатели уже давно показывают глубокий спад. Сокращение производства зафиксировано по большинству важнейших видов продукции (см. «НГ» от 14.09.25). Условия кредитования в РФ продолжают ухудшаться. Баланс ответов предприятий на вопрос об изменениях условий кредитования достиг в 2025 году антирекорда, приблизившись к значению минус 60%.
Несколько индикаторов говорят о существенном падении инвестиций. Накопленное сокращение предложения инвестиционных товаров составило уже 8,4% по отношению к третьему кварталу прошлого года, подсчитали аналитики Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП). А в среднем с января по июль предложение инвестиционных товаров сократилось на 5,7% по сравнению с тем же периодом прошлого года.
На фоне сокращения экспорта и выпуска в гражданском секторе промышленности продолжается спад грузоперевозок и оборота оптовой торговли, отмечают в ИНП РАН. Сокращение погрузки на железнодорожном транспорте наблюдается по большинству видов грузов. За январь–июль 2025 года погрузка цемента снизилась на 14,1%, черных металлов – на 16,9%, строительных грузов – на 17%, зерна – на 35,6%. Падение оборота оптовой торговли за январь–июль составило 4,5%.
Заметим, что попытка остановить инфляцию за счет фронтального подавления экономической активности в стране потерпела фиаско. И неслучайно некоторые экономисты утверждают, что «высокая ключевая ставка – это одна из главных экономических диверсий последних десятилетий» (см. «НГ» от 06.02.25).
Динамика косвенных индикаторов инвестиционной активности предполагает высокую вероятность отрицательной динамики инвестиций во второй половине текущего года, говорят экономисты ИНП РАН. Сохраняющийся рост потребительского спроса и наращивание государственных расходов пока компенсируют сокращение выпуска в реальном секторе. За январь–июнь рост потребительского спроса составил 2,4%. На фоне стагнации спроса на непродовольственные товары продолжается существенный рост в секторе платных услуг и питания вне дома (кафе, бары, рестораны).
Потребительский спрос продолжает расти за счет повышения зарплат в условиях сохранения дефицита на рынке труда и роста доходов населения от собственности. Однако в случае дальнейшего падения выпуска в реальном секторе тенденция по росту занятости последних лет может развернуться, что приведет к сокращению доходов населения и снижению уровня потребления. Первые признаки возможного снижения занятости уже проявляются в виде сокращения рабочей недели и других характеристик интенсивности использования трудовых ресурсов на ряде производств, говорят эксперты.
Простой переход к смягчению денежно-кредитной политики уже не решает всех проблем российской экономики, считают ученые. Прежде всего потому, что при этом не устраняются фундаментальные причины ускорения инфляции. По мере смягчения монетарной политики постепенно вновь произойдет превышение спроса над предложением и очередной всплеск потребительского спроса и инфляции.
Таким образом, задача экономической политики состоит в том, чтобы не только использовать меры макроэкономического регулирования, но и дополнить их нерегулярными действиями, которые могут обеспечить сбалансированность восстановления экономического роста, советуют в ИНП РАН. К таким мерам следует отнести ограниченное стимулирование спроса на отечественную продукцию, а также ориентацию институтов развития на поддержку инвестиционных проектов в производственной сфере на внутреннем рынке. Важнейшим элементом поддержки экономики должно стать сохранение реальных бюджетных расходов на уровне 2024 года, говорят экономисты.