Руководитель Минфина Антон Силуанов уверен, что бюджет-2026 поможет смягчить сегодняшнюю политику Центробанка. Фото РИА Новости
Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина назвала условие для нормализации своей денежной политики – «сбалансированный бюджет». Возможен ли бездефицитный бюджет в условиях военного конфликта – большой вопрос. В Минфине пока обещают снижение зависимости бюджета от нефтегазовых доходов. И надеются, что новый трехлетний бюджет будет содействовать «размягчению» жесткой денежно-кредитной политики (ДКП) Центробанка. Противостояние Центробанка и правительства вокруг бюджета наглядно проявилось на финансовом форуме в Москве в четверг.
Сбалансированный бюджет позволит иметь умеренные ставки по всей экономике, заявила в четверг Эльвира Набиуллина. Из этого тезиса следует, что при нынешнем превышении госрасходов над доходами ЦБ будет сохранять неумеренные ставки, которые будут подавлять экономическую активность в стране и соответственно будут еще больше сокращать доходы российской казны.
Накануне пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков подтвердил, что Североатлантический альянс (НАТО) уже ведет войну против России. Но этот факт в спорах ЦБ с правительством словно бы игнорируется.
При подготовке проекта федерального бюджета на 2026–2028 годы была поставлена задача содействовать «размягчению» денежно-кредитной политики (ДКП), сообщил в четверг глава Минфина Антон Силуанов. «Сейчас наша страна находится в таком времени планового охлаждения экономики, и президент говорил, что это нужно очень тонко пройти, чтобы не переохладить, с одной стороны, а с другой стороны, с тем, чтобы решить вопрос снижения инфляции, соответственно роста реальных доходов населения, с тем, чтобы все задачи, которые реализуются через бюджет, были выполнены», – сказал глава Минфина.
Министр отметил, что вопрос стимулирования или охлаждения экономики относится и к финансовым властям – в первую очередь к бюджетной и денежно-кредитной политике. «Здесь главное, с одной стороны, не переборщить, и не недоработать. Поэтому, когда мы говорили, когда докладываем президенту о бюджетной политике на следующие три года, то как раз задача была такая, чтобы бюджет помог размягчить денежно-кредитную политику сегодняшнюю», – пояснил Силуанов.
И есть два инструмента, влияющие на финансы, – бюджет и банки. «Через ставку и соответственно через бюджетный импульс. И когда мы говорили о параметрах бюджета, о том, какие принципы должны быть положены в основу бюджетной политики на следующие три года, как раз из этого исходили. А именно, чтобы те ограничения и санкции, с которыми мы столкнулись, те торговые войны… ценовые ситуации на внешних рынках абсолютно не были бы заметны для наших людей, для получателей бюджетных средств, для пенсионеров, для семьи с детьми и так далее. Все это должен обеспечить бюджет», – сказал министр.
В новый бюджет Минфин намерен заложить постепенное снижение цены отсечения нефти в бюджетном правиле. «Для того чтобы сделать устойчивыми финансы, мы предлагаем и в бюджете закладываем снижение зависимости… бюджета от нефтегазовых доходов. И при подготовке бюджета мы планируем снижать нашу бюджетную планку, которая является основой для формирования нефтегазовых доходов. Если помните, сегодня это 60 долл. за баррель. К 2030 году планируем 55 долл., каждый год по доллару снижать зависимость бюджета от нефти и газа», – сказал глава Минфина Антон Силуанов. По его словам, доля нефтегазовых доходов бюджета, которая ранее достигала 50%, в следующем году уже будет равна 22%. Как заметил чиновник, задача министерства – сделать «бюджет более мускулистым», чтобы он отвечал на любые ограничения, с которыми страна сталкивается.
Таким образом, пояснят министр, произойдет возврат к тем принципам, которые были заложены в 2017 году при подготовке бюджетного правила. «Цена была 40 долл. за баррель, как отсечка для формирования доходов, идущих на расходы. Эта цена индексировалась на 2% (ежегодно. – «НГ»). Мы чуть ослабили его в период всех ковидов, санкций... Если бы мы сохраняли эту динамику, то примерно 55 долл. и получили бы к 2030 году», – отметил он.
Ранее министр уже сообщал, что вопрос изменения цены отсечения нефти по бюджетному правилу предстоит рассмотреть при подготовке бюджета на 2026–2028 годы. «Нужно подумать нам при подготовке нового бюджета на среднесрочную перспективу, посмотреть по уровню цены отсечения, базовой цены, 60 долл. за баррель, насколько она сегодня соответствует тем уровням, которые позволяют нам обеспечить не только сохранение, но и пополнение Фонда национального благосостояния. Сегодня 60 долл. за баррель – это цена, которая может быть слишком оптимистичной для цены на нефть, потому что видели, что цены на нефть марки Urals ниже этой отсечки опускаются. Сегодня ситуация геополитическая изменилась, но нам надо всегда держать бюджет «сухим», держать бюджет всегда в тонусе», – пояснял Силуанов.
При этом приоритеты бюджета-2026 прежние. «В первую очередь все, что государство гарантировало перед людьми, перед компаниями, перед бизнесом. Это будет выполнено... Второе, безусловно важное направление – это обеспечение обороны и безопасности, причем безопасности не только страны, но и людей... И третье – национальные цели», – перечислил глава Минфина.
Ранее зампред Совбеза России Дмитрий Медведев назвал проект федерального бюджета на 2026–2028 годы «военным». «Бюджет никогда не бывает простым, а сейчас это, скажем прямо, военный бюджет», – отмечал он.
Можно предположить, что в новом бюджете может произойти некоторое усыхание бюджетной поддержки компаний. В частности, выступая на форуме в четверг, Антон Силуанов отдельно подчеркнул, что Минфин беспокоит «мода» среди компаний покрывать свои убытки за счет бюджета, вместо того чтобы заниматься повышением эффективности и конкурентоспособности. «Что у нас получается? Деньги большие выделяем, зачастую, нередко, в неэффективные производства. НИОКРы осваиваются, техника покупается, где результат? Результата нет. Получается, помогаем разгильдяям, а не помогаем эффективным», – посетовал Силуанов. По его мысли, помогать надо тем, «кто делает». «Мне кажется, сейчас надо пересматривать отношение к своему делу. Мы большие ресурсы тратим, чтобы поддерживать безубыточность. А надо эти ресурсы вкладывать, требуя повышения производительности труда, повышения эффективности, требуя конкурентного продукта. А не просто – выпустил, никто не берет, ну ладно, ничего, государство купит», – заключил глава Минфина.
![]() |
Глава ЦБ Эльвира Набиуллина неоднократно пыталась убедить участников форума в необходимости «сбалансированного» бюджета. Фото РИА Новости |
По данным Минфина, дефицит федерального бюджета России за восемь месяцев 2025 года достиг 4,19 трлн руб., или 1,9% ВВП. Напомним, законом о бюджете на текущий год был запланирован дефицит в размере 1,173 трлн руб., или 0,5% ВВП. Весенними поправками дефицит был увеличен до 3,792 трлн руб., или 1,7% ВВП. Нефтегазовые доходы в январе–августе сократились год к году на 20,2% – до 6 трлн руб. – преимущественно вследствие снижения средней цены на нефть.
Эксперты из Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН ранее обращали внимание, что возможности по поддержанию высоких темпов бюджетных расходов, по-видимому, практически исчерпаны. Наращивание государственных расходов упирается в растущий дефицит бюджета и уже не дает прежний импульс экономике в условиях торможения экономической активности в частном секторе. «При сложившихся условиях (низкие экспортные цены на углеводороды и снижение физических объемов экспорта, крепкий рубль, стагнация экономики и высокие процентные ставки) сохранение опережающего роста расходов возможно только при допущении дефицита федерального бюджета выше 5 трлн руб. в 2025 году. С другой стороны, сокращение темпов роста расходов федерального бюджета неминуемо приведет к ухудшению экономической ситуации во второй половине 2025 года», – заявляли ученые (см. «НГ» от 16.09.25).
Главный экономист рейтингового агентства «Эксперт РА» Антон Табах обращает внимание, что чиновники в четверг обсудили самые разнообразные экономические вопросы, кроме деталей ожидаемой бюджетной оптимизации. «Мало конкретики прозвучало по тому вопросу, который сейчас всех беспокоит, а именно: в какой форме будет происходить бюджетная оптимизация либо корректировки в налоговой сфере со следующего года», – заключил эксперт.
«Понижение цены отсечения нефти означает, что нефтегазовые доходы бюджета уменьшатся. Ведь пополнять изрядно истощившуюся резервную кубышку надо, значит, с каждого проданного барреля на текущие расходы бюджета уходить будет меньше. Впрочем, министр финансов это и имеет в виду, когда говорит, что доля нефтегазовых доходов в бюджете сокращается», – замечает член генерального совета «Деловой России» Олег Николаев. По его мнению, слова о «содействии смягчению денежно-кредитной политики» можно также расценивать как будущее сокращение расходов. «В логике Минфина такое «подмораживание», влекущее за собой сокращение спроса, придавит инфляцию, и тогда ЦБ наконец сможет ставку ослабить реально, а не символически, как сейчас», – рассуждает экономист.
Что самое опасное, продолжает Николаев, судя по косвенным признакам, в правительстве активно ищут, где бы и на что еще повысить налоги. «То есть ужатие расходов будет сопровождаться еще и изъятием средств из коммерческого оборота. Как бы такими темпами к тому моменту, когда понижать ставку можно будет безболезненно, лекарство вообще не потеряло свой смысл», – говорит эксперт.
Ситуация с бюджетом не самая простая, считает главный экономист Института экономики роста им. Столыпина Борис Копейкин. «С учетом резкого замедления темпов роста экономики и заметного повышения ряда налогов, сборов, пошлин и тарифов в 2025 году дальнейшее повышение финансовой нагрузки на бизнес и граждан вряд ли целесообразно. И связано с рисками дальнейшего усугубления экономической ситуации. Сказывается и не лучшая конъюнктура на глобальном нефтяном рынке. Поэтому рост доходов бюджета в следующем году будет в первую очередь связан с инфляционными процессами», – полагает он.
При этом заявленные приоритеты бюджета подразумевают поддержание и даже наращивание как социальных расходов, так и расходов, связанных с безопасностью. «А резкое сокращение других расходов, к примеру расходов на инфраструктуру и поддержку инвестиций и инноваций, также может не лучшим образом сказаться на совокупном спросе и экономической ситуации в целом», – продолжает Копейкин. Экономист видит выход в ускорении экономического роста. «Если экономика растет на 1% в год, а дефицит складывается, например, на уровне 2% ВВП, то долг по сравнению с размерами экономики будет расти. А вот если рост составит 4%, как это было в 2023–2024 годах, то долг станет сокращаться и при дефиците в 3% ВВП. Поэтому основные усилия всех органов власти и бизнес-сообщества должны быть сосредоточены на поддержке инвестиций, предпринимательской инициативы и, как следствие, темпов роста экономики», – резюмирует Борис Копейкин.