Банковские клиенты все чаще обращаются в микрофинансовые организации. Фото РИА Новости
Рынок микрокредитования в России растет сейчас такими быстрыми темпами, которым позавидовали бы многие отрасли экономики. По итогам полугодия объем выдачи микрозаймов увеличился на 61% по отношению к тому же периоду 2024-го. Это стало следствием не только относительного удобства такого формата заимствований, но и уловки со стороны банков, перенаправляющих в ответ на ограничения Центробанка своих клиентов в дочерние микрофинансовые организации (МФО). В отрасли теперь фиксируют приток клиентов со средним достатком.
По итогам января–июня объем выдачи микрозаймов увеличился в стране на 61% в годовом сопоставлении, а размер портфеля за период с 1 июля 2024-го по 1 июля 2025-го прибавил 46%, сообщается в новом обзоре рейтингового агентства «Эксперт РА».
«Масштабирование рынка сопровождалось увеличением операционных расходов (на 21% за первое полугодие 2025-го относительно аналогичного периода прошлого года, по данным респондентов) с целью расширения IT-инфраструктуры и привлечения качественной клиентской базы», – уточняется в обзоре.
Кроме того, во втором квартале прекратил действовать мораторий на ограничение процентных ставок, дополнительно оказавший давление на прибыль компаний, которые не работали по предельным ставкам. В совокупности прибыль рынка, по данным агентства, стагнирует, сократившись на 5% относительно первого полугодия 2024-го.
Тем не менее у проанализированных МФО выросли доходы от дополнительных услуг почти в 2,5 раза, что позволило частично восполнить сокращающиеся процентные доходы.
По данным опрошенных «НГ» представителей отрасли, список основных целей, на которые люди берут микрозаймы, кардинально не меняется, хотя в отдельных случаях вслед за корректировкой экономических и социальных тенденций в стране одни приоритеты заемщиков могут временно уступать место другим. Хотя, несмотря на примерно один и тот же перечень целей, представители отрасли фиксируют заметные изменения именно портрета заемщика.
Итак, наиболее частая причина обращения в МФО, примерно в 40% случаев, – это займы на текущие потребительские нужды, покупка товаров и услуг повседневного спроса, сообщил «НГ» гендиректор финансовой онлайн-платформы Webbankir Андрей Пономарев. Еще около 15% запросов приходятся, по его данным, на крупные покупки, к которым можно отнести бытовую технику и электронику, мебель, дорогую одежду. Также в третьем квартале заметно возрастает доля займов на путешествия, отпуска и на образование, когда люди готовят детей к школе. На каждую из этих категорий приходится примерно по 5% выдач.
«Самые распространенные цели займов остаются неизменными: покрытие текущих нужд, таких как ежедневные покупки или оплата проезда, лечение, помощь близким, ремонт машины или квартиры, покупка одежды и техники, оплата других кредитов, а также займы на нужды малого бизнеса самозанятых», – перечислил гендиректор микрофинансовой компании (МФК) «Займер» Роман Макаров.
Между тем, в этом году по сравнению с прошлым отмечается рост выдачи займов на лечение (примерно в 2 раза), тогда как займы на покупку одежды и техники, напротив, стали менее популярными – снижение спроса тоже примерно в два раза, уточнил Макаров. Также, по его словам, сократилась доля займов на ремонт квартиры и машины.
«Если говорить о целях, сейчас заметно увеличилась еще доля заемщиков, которые используют средства для финансирования своего бизнеса, – обратила внимание директор по развитию бизнеса компании «А Деньги» Надежда Димченко. – Они берут займы для покрытия операционных расходов, на закупку товаров или оборудования. По нашим данным, с начала 2025 года доля таких запросов выросла на 17% по сравнению со средними значениями за 2022–2024 годы».
«Заемщик МФО – это уже не стереотипный человек в безвыходной ситуации. Категории клиентов диверсифицировались», – добавила операционный директор МФК «МигКредит» Анна Панкратова. С одной стороны, по-прежнему высок спрос со стороны физических лиц, стремящихся решить срочные потребительские задачи, но с другой – все более значительную долю занимают теперь представители малого и микробизнеса, использующие займы на пополнение оборотных средств.
Да и в целом в этом году заметен рост «качества заемщиков». «К нам стали чаще обращаться клиенты со средним достатком, для которых скорость принятия решения оказалась критичнее, чем для банковского клиента», – пояснила Панкратова.
Директор по развитию бизнеса МФК «Джой Мани» Юлия Леденева, в свою очередь, указала на существенный прирост доли банковских или бывших банковских клиентов. «Такие заемщики отличаются стабильным и подтвержденным доходом и большей финансовой дисциплиной», – отметила она.
Если обобщать, то, по данным Пономарева, сегодня среднестатистический заемщик МФО – это молодой человек, работающий в найме, со стабильным доходом от 50–70 тыс. руб. в месяц.
При этом граница между клиентами банков и МФО действительно становится все более проницаемой. И здесь важно отметить, что самые главные новшества рынка микрозаймов в России касаются сейчас не целей кредитования и даже не портрета заемщика, а «природы» тех организаций, которые все активнее выдают микрозаймы.
Агентство «Эксперт РА» сообщило об усилении роли банковских МФО, которые за проанализированный период продемонстрировали рост по портфелю и выдаче займов более чем в два раза.
«Особенностью последних полутора лет стала активизация кэптивных МФО, то есть МФО, напрямую связанных с банками и маркетплейсами», – подтвердил «НГ» гендиректор МФК «Саммит» Алексей Имховик. Из-за ограничений Центробанка банки были вынуждены ужесточать кредитную политику. Но чтобы сохранить клиентов в своем периметре, они наращивали выдачи в дочерних микрофинансовых организациях, фактически перенаправляя туда свою же аудиторию.
«Что касается независимых МФО, то такого бурного роста выдач, как в прошлые годы, у коммерческих МФО вряд ли стоит ожидать», – считает Имховик.
Как отметил эксперт компании «БКС Мир инвестиций» Андрей Смирнов, простота и скорость получения микрозаймов становятся ключевым конкурентным преимуществом МФО: «Решение принимается за 10–15 минут с минимальным пакетом документов, что кардинально отличается от длительных банковских процедур».
По мнению эксперта, если доводить эти тенденции до предела, то они чреваты в том числе негативными последствиями. «Долговая нагрузка растет ввиду высокой стоимости кредита. Объем просроченных займов растет. Низкий порог входа провоцирует получение займов для менее платежеспособных групп населения. Социальные риски тоже растут», – перечислил Смирнов.
Но одновременно с этим представители отрасли, наоборот, напоминают, что рынок микрофинансирования находится под строгим контролем Банка России и что МФО тоже проводят оценку платежеспособности клиентов, анализируя кредитную историю, уровень долговой нагрузки и множество других параметров. Как сообщили «НГ» представители некоторых МФО, они одобряют вовсе не каждую заявку, а в среднем около 45% заявок от новых клиентов и примерно 80% от постоянных.