В кабмине намерены стимулировать экономический рост за счет развития конкуренции. Фото с сайта www.government.ru
Главной темой оперативного совещания премьера Михаила Мишустина с вице-премьером стали планы развития конкурентной среды в России. В понедельник кабмин утвердил новый пятилетний национальный план развития конкуренции до 2030 года. Акцент в нем будет сделан на борьбу с картельными сговорами и на регулирование цифровых платформ. Независимые эксперты напоминают, что конкурентная среда в РФ остается крайне фрагментированной, а доля госсектора в экономике по разным показателям уже превышает 60%. Государство одновременно выступает в роли регулятора и крупнейшего игрока на рынке. И это противоречие сложно разрешить.
В понедельник, 6 октября, правительство РФ официально продлило действие дорожной карты по совершенствованию конкурентной среды в РФ на ближайшие 5 лет в рамках плана развития конкуренции до 2030 года. Как сообщил премьер РФ Михаил Мишустин, акцент в новом плане будет сделан на борьбу с картельным сговором, что обеспечит контроль за ценообразованием в ключевых для поставщиков и покупателей сферах.
«Развитие конкуренции – это один из ключевых факторов устойчивого экономического роста и технологического развития страны. Справедливая конкуренция стимулирует снижение издержек, рост производительности и внедрение инноваций. И это, в свою очередь, укрепляет позиции России на мировом рынке, делает нашу экономику более устойчивой, а также обеспечивает граждан широким ассортиментом качественных товаров и услуг по доступным ценам», – отметил на совещании вице-премьер РФ Александр Новак.
Ключевая цель плана - это формирование эффективной системы развития конкуренции на всех уровнях власти. Основные задачи плана, которые для себя формулируют власти, – это снятие барьеров для бизнеса, повышение эффективности управления государственной собственностью, развитие финансовых рынков, инновационных и высокотехнологичных отраслей.
«В рамках плана предусмотрен ряд общеотраслевых мероприятий и мероприятий по развитию антимонопольного законодательства. В том числе это ежегодное выявление и пресечение картелей, разработка региональных дорожных карт по развитию конкуренции на новую пятилетку, расширение сотрудничества с антимонопольными органами стран БРИКС и государств – членов Шанхайской организации сотрудничества», – перечислил Александр Новак. Новый правительственный документ включает конкретные меры в сферах образования, здравоохранения, транспорта, торговли, агропромышленном комплексе и других секторах. По словам вице-премьера, планируется обеспечить антимонопольное регулирование цифровых платформ для предотвращения злоупотреблений монополистов, а также достичь 100-процентной цифровизации процедур обжалования, что упростит механизм подачи жалобы. Кроме того, планируется создать сервис подбора земельных участков для сельского хозяйства, а также государственный портал о спросе и предложении на инновационную продукцию. Помимо этого, отметил Новак, в рамках обновленного плана будет усовершенствована процедура рефинансирования ипотечных кредитов и налажен обмен практиками развития туризма между регионами. Власти РФ ожидают, что к 2030 году удовлетворенность участников товарных рынков вырастет на 12%, а реализация плана будет способствовать дальнейшему развитию конкуренции, устойчивому росту экономики и достижению справедливого баланса цен.
Александр Новак сообщил, что в РФ завершается реализация нацплана развития конкуренции на 2021–2025 годы. В рамках этого плана, были утверждены концепция развития оптовых продовольственных рынков и дорожная карта организованной торговли, создан Международный центр конкурентного права и политики БРИКС, а также обеспечена взаимозаменяемость лекарственных препаратов и отменена плата за раздачу интернета с мобильных телефонов и роуминг в Крыму, перечислил он. Еще летом Федеральная антимонопольная служба (ФАС) отчитывалась о состоянии конкуренции в стране. Значительная часть доклада об уровне конкуренции в стране за 2024 год была посвящена деятельности ведомства по контролю над ценами по различным потребительским товарам и услугам. Как уточнялось в докладе ведомства Максима Шаскольского, ФАС ведет постоянный контроль за ценообразованием на социально значимые товары с помощью мониторинга цен и наценок торговых сетей, а в стране продолжают развиваться «механизмы стабилизации цен на товарных рынках социально значимых товаров». Под такими механизмами как раз и понимаются различные мониторинги, которые проводит ведомство.
Среди других мер контроля за ценами: «повышение социальной ответственности производителей и торговых сетей на высококонкурентных рынках», «анализ ситуации на каждом участке товаропроводящей цепи», а также соглашения о стабилизации цен на потребительские товары. «Анализ эффективности соглашений говорит о том, что в регионах, где они заключены, индекс потребительских цен по товарам, в отношении которых они действуют, ниже, чем в соседних регионах, где такие соглашения не заключались», – подчеркивал Шаскольский. Предпринимаемые меры должны стабилизировать цены на социально значимые товары и повысить их доступность для граждан. «Количество обращений граждан по вопросам роста цен на продукты питания по итогам 2024 года по сравнению с 2023-м снизилось в 1,7 раза и более чем в 17 раз по сравнению с 2022 годом», – говорил он.
Сообщали в ФАС и о росте доли маркетплейсов в общей структуре российского рынка электронной коммерции. По итогам 2024 года она достигла 64%. «Годом ранее она составляла 56%, а в 2019 году – 23%. Вместе с тем вклад независимого e-commerce (рынок онлайн-продаж через собственные каналы и нишевые маркетплейсы) сократился с 77% в 2019-м до 36% в 2024 году», – отмечают в ведомстве. Тогда же подчеркивалось, что служба «изучает на предмет соответствия антимонопольному законодательству действия компаний по предоставлению скидок на товары уже за собственный счет, так как в среднесрочной перспективе существуют риски окончательной монополизации данного рынка с соответствующими негативными последствиями как для покупателей, так и для продавцов» (см. «НГ» от 26.06.25).
Состояние конкурентной среды в России существенно зависит от конкретных сфер, считают эксперты. «Сфера мелких услуг, действительно, высококонкурентная. Лицензируемые виды деятельности (образование, медицина и т.д.). предполагают серьезные ограничения в конкуренции. Те отрасли, где наиболее сильным является так называемый эффект от масштаба, в принципе не предполагают широкой конкуренции», – говорит доцент РЭУ им Плеханова Вадим Ковригин. Тем не менее в последние годы правительство сделало серьезный шаг на пути развития конкуренции. «Резко снижены административные барьеры, уменьшены риски необоснованных претензий контролирующих органов. Однако пока еще бизнесу, особенно малому, в конкурентном поле тяжело – не только из-за сильных конкурентов. Высокими являются издержки на транспортировку товаров, маркетплейсы часто диктуют правила, пользуясь статусом олигополий», – отмечает Ковригин. По его мнению, в ближайшие пять лет правительству надо прежде всего думать о демонополизации платформ или их регулировании с целью недопущения использования своего положения на рынке, о развитии инфраструктуры, в том числе транспортной, а удешевление транспортировок заметно повысит уровень конкуренции во многих сферах.
Как считает начальник аналитического отдела компании «Риком-Траст» Олег Абелев, сохраняются проблемы с доступом к госзакупкам. «Крупные контракты часто де-факто заключаются с заранее определенными поставщиками, а тендер носит чисто формальный характер. Тут понятно, что никакой конкуренции быть не может. Картельный сговор, строительные торги, поставки продуктов в госучреждения. Ну, формально, по закону, это, конечно, не сговор, а фактически участники могут с собой тет-а-тет договориться, и это искажает ценообразование. Плюс доминирование компаний с госучастием. Они часто, такие компании, имеют преференции при получении доступа к деньгам, при получении господдержки и так далее», – рассказывает эксперт. Он видит необходимость дальнейшего совершенствования законодательства о госзакупках. «Госзаказ – огромный источник доходов для бизнеса. И любая открытость в доступе к нему – это рост конкуренции», – подчеркивает эксперт.
Директор Центра региональной политики Президентской академии Владимир Климанов считает необходимым развивать конкуренцию также и в государственном, и квазигосударственном секторе. «Доля государства в экономике оценивается в 62,7%. Такое доминирование сказывается на росте монополизации со стороны госсектора во многих отраслях», – добавляет директор по аналитике Инго Банка Василий Кутьин.
«Ключевые сектора экономики в значительной степени контролируются госкорпорациями или компаниями с госучастием. Они часто имеют неконкурентные преимущества, что подавляет частный бизнес», – соглашается руководитель направления аналитики Института экономики роста им. Столыпина Сергей Васильковский. По его мнению, последние заявления властей говорят о том, что они осознают имеющиеся проблемы. «Вопрос – в широте полномочий и возможных мер поддержки. Пока они четко не обозначены, и мы твердо не знаем, какой карт-бланш имеет правительство. Ключевой вопрос заключается в следующем: готово ли государство по-настоящему ограничить собственное влияние в экономике? Если меры будут направлены в основном на усиление конкуренции между частными компаниями и дальнейшее упрощение административных процедур – результат будет положительным, но ограниченным. Если же меры затронут привилегии госкомпаний и реально уменьшат возможности для использования административного ресурса – это будет настоящий прорыв, но здесь ожидается сильное сопротивление», – рассуждает он.
В свою очередь, глава Минэкономразвития РФ Максим Решетников в понедельник напомнил, что высокие процентные ставки в экономике России привели к снижению рентабельности предприятий, будущих инвестиций и негативно влияют на потенциал роста ВВП.