Аналитики ожидают дальнейшего роста цен на золото. Иллюстрация Vecteezy
Менее чем за год золото может подорожать с 3 тыс. до 5 тыс. долл. за унцию. Главные причины взлета цен на золото – ослабление американского доллара и рост экономической и геополитической неопределенности в мире. Только за один день 8 октября биржевые цены на желтый металл поднялись на 1,6%. В отличие от золота американский доллар теряет былую привлекательность защитного актива из-за торговых войн президента США Дональда Трампа и его давления на Федрезерв. Эксперты называют потерю долларом привлекательности «тревожным симптомом». Для России же главный риск – снижение доходов от продажи сырья.
Западные аналитики на фоне продолжающегося роста цен на золото пересматривают свои прогнозы цен на главный драгоценный металл.
Аналитики из инвестбанка Goldman Sachs повысили ожидания цены на золото с прежних 4300 долл. до 4900 долл. на декабрь 2026 года. Эксперты ожидают, что центральные банки всего мира продолжат закупки драгметалла. «Покупки центральных банков будут в среднем составлять 80–70 т в 2025–2026 годах, так как центробанки развивающихся рынков, вероятно, продолжат структурную диверсификацию своих резервов в пользу золота», – пишут аналитики банка. Только этот фактор добавит около 19 процентных пунктов в ожидаемый рост цен.
Повышенный спрос на золото продолжается на фоне ослабления американского доллара, а также растущего интереса к металлу со стороны инвесторов, которые стремятся перестраховаться от растущей торговой и геополитической напряженности. Ситуация усугубляется приостановкой работы правительства США (шатдауна) с 1 октября из-за невозможности согласовать бюджет страны.
Многие инвесторы теперь считают золото куда более безопасным активом, чем американский доллар. В частности, по словам главы хедж-фонда Citadel Кена Гриффина, инвесторы начинают рассматривать золото как более безопасный актив, чем доллар, и это событие его «действительно беспокоит». «Мы наблюдаем существенную инфляцию активов вне доллара, поскольку люди ищут способы эффективно дедолларизовать или снизить риски своих портфелей в отношении суверенного риска США», – сказал Гриффин. По его словам, в США наблюдается фискальное и монетарное стимулирование, которое больше похоже на то, что обычно происходит во время рецессии, что подстегивает рынки. Он описывает американскую экономику как «немного взвинченную».
С ним позднее согласился и основатель хедж-фонда Bridgewater Associates Рэй Далио, который назвал золото «определенно» более надежным активом, чем доллар. «Золото – отличный инструмент для диверсификации портфеля. Если рассматривать только стратегическое распределение активов, то, вероятно, оптимальной будет доля золота в вашем портфеле примерно в 15%. Этот драгметалл является надежным средством сбережения в период растущего бремени государственного долга США», – заявил он. Рекордный рост цен на драгметалл он сравнил с ситуацией 1970-х, когда цены на золото резко выросли на фоне высокой инфляции и экономической нестабильности. Гендиректор компании DoubleLine Capital Джеффри Гундлах и вовсе рекомендовал довести долю золота в портфеле до 25%.
В отчете Международного валютного фонда (МВФ) снижение доли американской валюты в международных резервах называют «тревожным симптомом». Так, к середине этого года доля доллара США в мировых валютных резервах снизилась до 56,3%, что стало самым минимальным уровнем с 1995 года. Снижение доли в первую очередь связано с падением курса самой американской валюты. Так, с начала года индекс стоимости американской валюты (DXY) относительно корзины из шести других мировых валют снизился почти на 10%. Рубль укрепился к доллару примерно на 20%.
Для России ослабление доллара, по мнению экономистов, имеет неоднозначные последствия. «В долгосрочной перспективе ослабление доллара потенциально делает все санкции, нацеленные на отключения от долларовой системы для России, менее болезненными. Плюс для России – это укрепление позиций в торговле, потому что переход на расчеты в национальных валютах будет увеличиваться. Это будет снижать издержки и риски для экспорта российского. Для России как крупнейшего держателя и производителя золота также выгоден рост спроса на драгметалл», – полагает начальник аналитического отдела компании «Риком-Траст» Олег Абелев.
Главный же риск – это укрепление рубля из-за ослабления американской валюты, что невыгодно для бюджета и нефтегазового сектора. «Ослабление доллара является одной из причин сильного курса рубля, что, конечно, не очень выгодно в условиях растущего дефицита российского бюджета», – говорит аналитик «Финам» Николай Дудченко.
Еще один риск – замедление глобальной экономики. «Кризис доверия к доллару неизбежно будет провоцировать рецессию в мире. Это ударит по спросу на все сырьевые товары. И российские товары тут точно не исключение», – добавляет Абелев. «То есть, с одной стороны, ослабление доллара к рублю будет делать импорт дешевле, что потенциально может замедлять инфляцию. Обратный эффект этого – снижение валютной выручки экспортеров. Следовательно, нефтегазовые доходы страны будут снижаться, что окажет давление на дефицит бюджета», – сообщает аналитик компании «Цифра брокер» Егор Зиновьев.
Часть экспертов уверены в ограниченности последствий для рубля и бюджета от ослабления американской валюты. «Россия будет бенефициаром процесса ослабления доллара и повышения значимости и стоимости золота. Прежде всего потому, что золото сегодня практически выполняет для нашей страны ту же функцию, что и доллар раньше. Россия накапливает золото, и оно во многом заменяет прежние свободно конвертируемые валюты», – подчеркивает завлабораторией анализа институтов и финансовых рынков Президентской академии Александр Абрамов. Кроме того, продолжает он, ослабление позиции доллара как платежного средства означает расширение альтернатив в международных расчетах, что для России ослабляет влияние санкций и укрепляет позиции в глобальной торговле.
С ним согласен и главный аналитик Инго Банка Петр Арронет. «Политика дедолларизации привела к практически полному переходу внешней торговли на национальные валюты. Например, с основным торговым партнером – Китаем доля расчетов в национальных валютах уже составляет более 90%», – напоминает он.
Аналитик фондового рынка «Альфа-Капитал» Алина Попцова считает некорректным говорить о потере позиций доллара на глобальном рынке. «Привлекательность доллара США обеспечивается не только глубиной рынка государственного долга, но и ликвидностью, и масштабом финансовой системы в целом с широким доступом ко множеству других инструментов, номинированных в долларах. Несмотря на строгость регулирования, финансовый рынок США отличается большей гибкостью и конкурентоспособностью, чем, например, европейский. Ландшафт европейского рынка отличается и большей фрагментированностью, в том числе с точки зрения надзора над банками, управляющими компаниями и фондами, и европейские регуляторы признают этот недостаток. А именно интегрированность рынка капитала является еще одним условием для укрепления позиций евро на глобальном рынке.