Иллюстрация Pixabay.com
До 11 ноября должно продлиться публичное обсуждение новой Стратегии развития беспилотных авиационных систем (БАС) РФ до 2030-го и на перспективу до 2035 года. Переработанная версия стратегии, которую разработал Минпромторг, должна заменить утвержденный еще два года назад действующий документ. По мнению экспертов, обновление стратегии выглядит как приведение целевых показателей к реальным возможностям отрасли и к имеющимся у нее ресурсам.
В обновленной версии снижено множество целевых показателей. Ожидается, что к 2030 году общий объем российского рынка беспилотников (с учетом потребности в оборудовании и в рамках услуг) превысит 1 млн единиц. Без учета образовательных беспилотников рынок составит более 270 тыс. единиц, а с ними – почти 760 тыс.
Также в документе уточняется, что к 2030 году объем российского рынка дронов для различных авиационно-химических работ должен превысить 5,4 тыс. шт., а для нужд логистики – более 2,7 тыс. Для мониторинга будет использоваться свыше 205 тыс. дронов, следует из новой стратегии. При этом объем отечественного рынка оборудования для БАС составит 1,5 тыс. ед.
В новой стратегии утверждается, что совокупно с 2023 по 2030 год в РФ будет произведено свыше 135 тыс. беспилотников. Это меньше, чем в действующем документе. Там прогнозировалось производство свыше 157 тыс. дронов к 2030 году. Причем в предложенной версии стратегии ожидается, что к 2026 году в РФ совокупно будет произведено свыше 45 тыс. новых дронов в базовом сценарии и свыше 47 тыс. – в прогрессивном сценарии. В принятой два года назад стратегии эти целевые значения равны 52,1 тыс. и 55,4 тыс. соответственно.
Также в новом документе закладывается, что снижение стоимости сертификации типовой конструкции БАС по отношению к предельной стоимости сертификации составит 25% против 50% в действующей стратегии.
В действующем документе также определяется, что к 2030 году 89 субъектов РФ будут оснащены унифицированной инфраструктурой для обеспечения полетов беспилотников. В новой стратегии предлагается снизить количество таких субъектов РФ до 54. Кроме того, почти в два раза предлагается сократить количество созданных опытных, экспериментальных образцов и демонстраторов перспективных технологий БАС. В новой редакции указывается, что будет разработано 55 экспериментальных образцов к 2030 году против 109 в действующей версии стратегии.
В новой версии документа Минпромторг также сразу в несколько раз снизил потребности отрасли в количестве специалистов, занятых в сфере исследований, разработки, производства и эксплуатации беспилотников. Так, в действующей редакции ожидается, что количество таких специалистов достигнет 1,1 млн человек к 2030 году, тогда как в новой – 130 тыс. специалистов к 2030-му.
По базовому сценарию обновленной стратегии доля отечественных БАС в общем объеме российского рынка превысит 70%, а в рамках государственного гражданского заказа – 80%. Уровень технологической независимости отрасли ожидается на отметке 81,1%. Наибольший потенциал для расширения применения беспилотной авиации в гражданском секторе чиновники видят в сельском хозяйстве, создании и актуализации геопространственных баз данных, доставке грузов и мониторинге инфраструктурных объектов.
Напомним, действующая в настоящий момент стратегия развития беспилотной авиации была утверждена правительством в июне 2023 года и предполагает постепенный рост российского рынка беспилотных авиационных систем до уровня в 1 млн единиц в год к 2035 году и постепенное увеличение рыночной доли российских производителей с 50% до 80%. При этом и сами чиновники признают текущий незначительный вклад отрасли гражданской беспилотной авиации в экономику РФ. Доля отрасли в ВВП составляет менее 0,1%, говорится в обновленной стратегии.
По итогам прошлого года объем российского рынка БАС и услуг с их применением составил 35,9 млрд руб., или менее 1% мирового рынка. Экспертная оценка объема российского производства БАС и их компонентов составляет более 15 млрд руб. в год. Экспорт БАС в 2024 году составил около 600 млн руб. Для сравнения: по итогам 2022 года объем российского рынка беспилотных авиасистем и услуг с их применением составил около 50 млрд руб. А объем производства дронов в России по итогам 2022 года в Gaskar Group оценивали в 14 млрд руб. (см. «НГ» от 14.08.24).
Мировой рынок беспилотных систем к 2023 году составил 36,3 млрд долл. По оценкам Drone Industry Insight, объем мирового рынка для применения в коммерческом секторе будет расти в среднем на 9,4% в год – с 26,3 млрд долл. в 2021 году до 41,3 млрд долл. в 2026-м. Агентство Grand View Research прогнозирует рост объема всех сегментов глобального рынка дронов к 2025 году до 84 млрд долл., а Huawei – до 200 млрд долл. к 2027 году.
Основными игроками на этом рынке сегодня являются Китай и США. В частности, в Китае только на конец 2023 года рынок так называемой экономики малых высот оценивали в 500 млрд юаней, или 70 млрд долл. Масштабы сектора увеличатся до 279 млрд долл. к 2030 году. В Белой книге по развитию экономики малых высот, которая была опубликована в конце 2023 года Международной академией цифровой экономики в Шэньчжэне, перспективы экономики малых высот оценивались диапазоном от 422 до 700 млрд долл. (см. «НГ» от 14.08.24).
Несмотря на незначительный вклад в ВВП РФ, российский рынок беспилотной авиации обладает значительным потенциалом, следует из обновленной стратегии. Так, чиновники ожидают, что к 2030 году объем рынка отечественных БАС достигнет 145 млрд руб., а к 2035-му – свыше 350 млрд руб. При этом основным потребителем БАС в гражданском секторе, вероятно, и дальше будет оставаться государство. Так, с 2018 по 2023 год по госзакупкам было заключено почти 2,5 тыс. контрактов на сумму в 15 млрд руб. В прошлом году было закуплено 20 тыс. единиц техники на 15,3 млрд руб. в рамках государственного гражданского заказа.
По мнению экспертов, обновление стратегии выглядит как приведение целевых показателей к реальным возможностям отрасли и имеющимся у нее ресурсам. «Спрос на рынке снижается: компании отмечают сокращение выручки, а опросы показывают падение доходов как от поставок техники, так и от оказания услуг. Одновременно сохраняется зависимость от критически важных компонентов (электроника, двигатели), а регуляторные процедуры – длительная сертификация и допуск в воздушное пространство – замедляют масштабирование производства. На этом фоне пересмотр стратегических ориентиров выглядит как корректировка, а не отказ от целей», – подчеркивает завлабораторией анализа лучших международных практик Института Гайдара Антонина Левашенко.
Основной акцент в новой версии переносится на развитие компонентной базы, подготовку кадров и создание инфраструктуры, продолжает она. «Корректировка отражает попытку скорректировать планы с бюджетными возможностями, реальными темпами локализации и спросом, сохранив приоритеты импортонезависимости и безопасности», – говорит Левашенко.
«В 2023 году были сформированы достаточно амбициозные планы. Они не учитывали возможностей и потребностей самих потребителей, которым нужно было использовать беспилотную технику. В итоге промышленность была готова произвести и поставить достаточно много беспилотников, но экономика не была готова столько «переварить». Нужно еще обучить персонал, отработать методики применения нового инструментария, создать инфраструктуру», – добавляет исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.
Антонина Левашенко также напоминает, что в РФ отсутствует специальный закон о БАС. «Регулирование осуществляется на основе Воздушного кодекса, постановлений и иных подзаконных актов. Между тем отрасль уже перешла к массовой эксплуатации: по данным Росавиации, за 11 месяцев 2024 года интенсивность полетов выросла на 30%, а число официальных операторов – с 12 до 74. В этих условиях требуется единый закон, который установит общие термины, распределит роли и ответственность участников рынка и задаст базовые требования к производству, эксплуатации и обеспечению безопасности полетов», – считает она.
