0
308
Газета Экономика Интернет-версия

28.10.2025 20:17:00

Чиновники переоценили потребность в операторах дронов

Стратегия развития беспилотной авиации проходит публичное обсуждение

Тэги: новая стратегия развития беспилотных авиационных систем рф, обсуждение

Все статьи по теме "Специальная военная операция на Украине"

новая стратегия развития беспилотных авиационных систем рф, обсуждение Иллюстрация Pixabay.com

До 11 ноября должно продлиться публичное обсуждение новой Стратегии развития беспилотных авиационных систем (БАС) РФ до 2030-го и на перспективу до 2035 года. Переработанная версия стратегии, которую разработал Минпромторг, должна заменить утвержденный еще два года назад действующий документ. По мнению экспертов, обновление стратегии выглядит как приведение целевых показателей к реальным возможностям отрасли и к имеющимся у нее ресурсам.

В обновленной версии снижено множество целевых показателей. Ожидается, что к 2030 году общий объем российского рынка беспилотников (с учетом потребности в оборудовании и в рамках услуг) превысит 1 млн единиц. Без учета образовательных беспилотников рынок составит более 270 тыс. единиц, а с ними – почти 760 тыс. 

Также в документе уточняется, что к 2030 году объем российского рынка дронов для различных авиационно-химических работ должен превысить 5,4 тыс. шт., а для нужд логистики – более 2,7 тыс. Для мониторинга будет использоваться свыше 205 тыс. дронов, следует из новой стратегии. При этом объем отечественного рынка оборудования для БАС составит 1,5 тыс. ед.

В новой стратегии утверждается, что совокупно с 2023 по 2030 год в РФ будет произведено свыше 135 тыс. беспилотников. Это меньше, чем в действующем документе. Там прогнозировалось производство свыше 157 тыс. дронов к 2030 году. Причем в предложенной версии стратегии ожидается, что к 2026 году в РФ совокупно будет произведено свыше 45 тыс. новых дронов в базовом сценарии и свыше 47 тыс. – в прогрессивном сценарии. В принятой два года назад стратегии эти целевые значения равны 52,1 тыс. и 55,4 тыс. соответственно.

Также в новом документе закладывается, что снижение стоимости сертификации типовой конструкции БАС по отношению к предельной стоимости сертификации составит 25% против 50% в действующей стратегии.

В действующем документе также определяется, что к 2030 году 89 субъектов РФ будут оснащены унифицированной инфраструктурой для обеспечения полетов беспилотников. В новой стратегии предлагается снизить количество таких субъектов РФ до 54. Кроме того, почти в два раза предлагается сократить количество созданных опытных, экспериментальных образцов и демонстраторов перспективных технологий БАС. В новой редакции указывается, что будет разработано 55 экспериментальных образцов к 2030 году против 109 в действующей версии стратегии.

В новой версии документа Минпромторг также сразу в несколько раз снизил потребности отрасли в количестве специалистов, занятых в сфере исследований, разработки, производства и эксплуатации беспилотников. Так, в действующей редакции ожидается, что количество таких специалистов достигнет 1,1 млн человек к 2030 году, тогда как в новой – 130 тыс. специалистов к 2030-му.

По базовому сценарию обновленной стратегии доля отечественных БАС в общем объеме российского рынка превысит 70%, а в рамках государственного гражданского заказа – 80%. Уровень технологической независимости отрасли ожидается на отметке 81,1%. Наибольший потенциал для расширения применения беспилотной авиации в гражданском секторе чиновники видят в сельском хозяйстве, создании и актуализации геопространственных баз данных, доставке грузов и мониторинге инфраструктурных объектов.

Напомним, действующая в настоящий момент стратегия развития беспилотной авиации была утверждена правительством в июне 2023 года и предполагает постепенный рост российского рынка беспилотных авиационных систем до уровня в 1 млн единиц в год к 2035 году и постепенное увеличение рыночной доли российских производителей с 50% до 80%. При этом и сами чиновники признают текущий незначительный вклад отрасли гражданской беспилотной авиации в экономику РФ. Доля отрасли в ВВП составляет менее 0,1%, говорится в обновленной стратегии.

По итогам прошлого года объем российского рынка БАС и услуг с их применением составил 35,9 млрд руб., или менее 1% мирового рынка. Экспертная оценка объема российского производства БАС и их компонентов составляет  более 15 млрд руб. в год. Экспорт БАС в 2024 году составил около 600 млн руб. Для сравнения: по итогам 2022 года объем российского рынка беспилотных авиасистем и услуг с их применением составил около 50 млрд руб. А объем производства дронов в России по итогам 2022 года в Gaskar Group оценивали в 14 млрд руб. (см. «НГ» от 14.08.24).

Мировой рынок беспилотных систем к 2023 году составил 36,3 млрд долл. По оценкам Drone Industry Insight, объем мирового рынка для применения в коммерческом секторе будет расти в среднем на 9,4% в год – с 26,3 млрд долл. в 2021 году до 41,3 млрд долл. в 2026-м. Агентство Grand View Research прогнозирует рост объема всех сегментов глобального рынка дронов к 2025 году до 84 млрд долл., а Huawei – до 200 млрд долл. к 2027 году.

Основными игроками на этом рынке сегодня являются Китай и США. В частности, в Китае только на конец 2023 года рынок так называемой экономики малых высот оценивали в 500 млрд юаней, или 70 млрд долл. Масштабы сектора увеличатся до 279 млрд долл. к 2030 году. В Белой книге по развитию экономики малых высот, которая была опубликована в конце 2023 года Международной академией цифровой экономики в Шэньчжэне, перспективы экономики малых высот оценивались диапазоном от 422 до 700 млрд долл. (см. «НГ» от 14.08.24).

Несмотря на незначительный вклад в ВВП РФ, российский рынок беспилотной авиации обладает значительным потенциалом, следует из обновленной стратегии. Так, чиновники ожидают, что к 2030 году объем рынка отечественных БАС достигнет 145 млрд руб., а к 2035-му – свыше 350 млрд руб. При этом основным потребителем БАС в гражданском секторе, вероятно, и дальше будет оставаться государство. Так, с 2018 по 2023 год по госзакупкам было заключено почти 2,5 тыс. контрактов на сумму в 15 млрд руб. В прошлом году было закуплено 20 тыс. единиц техники на 15,3 млрд руб. в рамках государственного гражданского заказа.

По мнению экспертов, обновление стратегии выглядит как приведение целевых показателей к реальным возможностям отрасли и имеющимся у нее ресурсам. «Спрос на рынке снижается: компании отмечают сокращение выручки, а опросы показывают падение доходов как от поставок техники, так и от оказания услуг. Одновременно сохраняется зависимость от критически важных компонентов (электроника, двигатели), а регуляторные процедуры – длительная сертификация и допуск в воздушное пространство – замедляют масштабирование производства. На этом фоне пересмотр стратегических ориентиров выглядит как корректировка, а не отказ от целей», – подчеркивает завлабораторией анализа лучших международных практик Института Гайдара Антонина Левашенко.

Основной акцент в новой версии переносится на развитие компонентной базы, подготовку кадров и создание инфраструктуры, продолжает она. «Корректировка отражает попытку скорректировать планы с бюджетными возможностями, реальными темпами локализации и спросом, сохранив приоритеты импортонезависимости и безопасности», – говорит Левашенко.

«В 2023 году были сформированы достаточно амбициозные планы. Они не учитывали возможностей и потребностей самих потребителей, которым нужно было использовать беспилотную технику. В итоге промышленность была готова произвести и поставить достаточно много беспилотников, но экономика не была готова столько «переварить». Нужно еще обучить персонал, отработать методики применения нового инструментария, создать инфраструктуру», – добавляет исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

Антонина Левашенко также напоминает, что в РФ отсутствует специальный закон о БАС. «Регулирование осуществляется на основе Воздушного кодекса, постановлений и иных подзаконных актов. Между тем отрасль уже перешла к массовой эксплуатации: по данным Росавиации, за 11 месяцев 2024 года интенсивность полетов выросла на 30%, а число официальных операторов – с 12 до 74. В этих условиях требуется единый закон, который установит общие термины, распределит роли и ответственность участников рынка и задаст базовые требования к производству, эксплуатации и обеспечению безопасности полетов», – считает она. 


Читайте также


Национальный мессенджер между амбициями и реальностью

Национальный мессенджер между амбициями и реальностью

Обсуждение Max показывает важность повышения доверия и прозрачности к решениям власти

0
4790

Другие новости