0
2663
Газета Экономика Интернет-версия

13.11.2025 20:58:00

Ремонт региональных дорог поддержат из федерального бюджета

Субъектам РФ обещают списать долги на 28 миллиардов рублей

Тэги: правительство, списанрие задолженности регионам, модернизация коммунальной инфраструктуры, переселение из аварийного жилья


правительство, списанрие задолженности регионам, модернизация коммунальной инфраструктуры, переселение из аварийного жилья Минтрансу поручено внимательно следить за качеством ремонта дорог. Фото с сайта www.gov39.ru

Правительство РФ спишет 15 регионам РФ задолженность на общую сумму в 28 млрд руб., объявил в четверг, 13 ноября, на заседании правительства премьер РФ Михаил Мишустин. Высвободившиеся таким образом средства чиновники предлагают регионам направить на модернизацию коммунальной инфраструктуры и на переселение граждан из аварийного жилья. Кроме того, было выделено 1,4 млрд руб. на возмещение затрат по субсидируемым авиаперевозкам из регионов Дальнего Востока. В Счетной палате при этом неоднократно указывали на низкую эффективность программ субсидирования авиаперелетов.

Как подчеркнул глава кабмина, ранее в рамках программы поддержки регионов возможностью списать займы воспользовалось более половины российских субъектов, что позволило «оставить на местах» почти 200 млрд руб. Речь идет о программе списания двух третей задолженности субъектов РФ, которая была инициирована, для того чтобы снизить финансовую нагрузку на регионы, а высвободившиеся средства направлять на модернизацию инфраструктуры, жилищно-коммунальное хозяйство, переселение граждан из аварийного жилья, а также на закупку общественного транспорта.

Среди других мер поддержки – выделение 1,4 млрд руб. на докапитализацию шести региональных фондов развития промышленности. Поддержка, в частности, коснется Вологодской, Калининградской, Ростовской, Тамбовской областей, а также Хабаровского края и Чечни. «Эти ресурсы позволят реализовать не менее 25 инвестиционных проектов в таких отраслях, как машиностроение, металлургия, авиа- и автопром, легкая промышленность, нефтехимия, и целом ряде других», – отметил глава кабмина.

Льготные займы от фондов развития промышленности помогают местным бизнесам открывать новые предприятия или усиливать действующие, а также позволяют наращивать выпуск продукции и создавать новые рабочие места, напоминают в правительстве.

Другая форма поддержки субъектов РФ – это строительство и ремонт дорог. Так, 1,4 млрд руб. получат Калининградская и Кировская области, а также Ханты-Мансийский автономный округ на расширение автодорожной инфраструктуры. «Полмиллиарда рублей из этих средств пойдут на реконструкцию второй очереди кольцевого маршрута и продолжение работ в Приморской рекреационной зоне Калининградской области и строительство участка между двумя транспортными развязками – на Зеленоградск и Балтийск», – уточнил Михаил Мишустин. Еще 0,5 млрд руб. будет направлено на обустройство инфраструктурой моста через реку Обь в районе Сургута и 400 млн – на создание перехода под железной дорогой в Кирове. Глава кабмина поручил Минтрансу и собственно главе ведомства Андрею Никитину строго следить за доведением этих средств.

Обеспокоены правительственные чиновники и доступностью авиатранспорта для жителей отдаленных регионов и труднодоступных районов. «У нас немало мест, куда можно добраться практически только по воздуху. Страна большая. И доступность авиационного транспорта важна для каждого, кто там живет или работает, да и для тех, кто хотел бы просто посетить те или иные места нашей Родины. Особенно это важно для молодежи, многодетных семей, граждан старшего возраста или с ограниченными возможностями здоровья», – отметил премьер РФ. Для этого правительство субсидирует стоимость авиабилетов.

Программа субсидирования авиаперевозок льготников из удаленных и труднодоступных населенных пунктов была запущена в 2018 году. Она охватывает 82 маршрута и включает перелеты в Москву, Санкт-Петербург, Сочи, Омск, Новосибирск, Екатеринбург и другие города России. Право на билеты по спецтарифам имеют в том числе граждане младше 23 лет, женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет, инвалиды I группы, дети-инвалиды, а также многодетные семьи.

«В 2025 году на возмещение затрат по субсидируемым авиаперевозкам на таких маршрутах, в том числе из регионов Дальнего Востока, будет дополнительно направлено более 1,4 млрд руб.», – следует из распоряжения правительства.

Напомним, в настоящий момент в России действуют три программы субсидирования авиаперевозок: полеты на Дальний Восток и в Калининград, прямые рейсы между регионами (минуя Москву) и социально значимые полеты между субъектами Дальневосточного федерального округа (ДФО), где субсидии получает авиакомпания «Аврора». Субсидирование полетов, как подчеркивается, позволяет сохранять доступные цены на авиабилеты. А авиакомпаниям возмещают из бюджета недополученные доходы за билеты по специальным тарифам. При этом для ДФО воздушное сообщение важно еще и из-за больших расстояний, сложных климатических условий и нехватки инфраструктуры. Часто это единственный способ добраться до отдаленных населенных пунктов.

В 2025 году всего на реализацию всех программ из федерального бюджета было выделено 24,6 млрд руб. Все три программы охватывают в совокупности 412 маршрутов, по которым летают 25 авиакомпаний, уточняли в Росавиации. На субсидирование перевозок по социально значимым маршрутам ДФО из бюджета на 2025 год выделено 7,3 млрд руб. Для сравнения: в 2024-м на программу межрегиональных перевозок в ДФО было выделено 5,5 млрд руб.

В 2026 году планируется направить на федеральный проект «Обеспечение доступности услуг воздушного транспорта», который охватывает несколько программ субсидирования авиаперевозок, 30,7 млрд руб., сообщает Интерфакс. В частности, субсидии на полеты между центральной частью страны, Дальним Востоком и Калининградом в 2026 году могут составить 11,1 млрд руб. Поддержка авиаперевозок между регионами в обход Москвы ожидается на уровне 7,9 млрд руб. А на субсидирование перевозок по социально значимым маршрутам ДФО в 2026 году, согласно проекту, будет выделено 6,7 млрд руб. против 7,3 млрд руб. в бюджете этого года.

Выделение субсидий авиакомпаниям часто идет с проблемами. Так, только в конце ноября прошлого года Росавиация сообщила о начале старта приема заявок от российских авиакомпаний на выполнение субсидированных полетов в 2025 году. Все предложения обещали рассмотреть до конца года. А победителей объявить в начале января 2025 года. Соглашения с ними планировалось заключить до 10 февраля. Заявки от авиакомпаний принимают по трем направлениям: перелеты в обход Москвы, в Калининград и на Дальний Восток.

СМИ тогда писали, что Росавиация может не успеть до конца года распределить 19 млрд руб. по двум ключевым направлениям: на рейсы между регионами в обход Москвы, а также полеты между центральной частью РФ, Дальним Востоком и Калининградом. В связи с этим авиакомпании не могут планировать рейсы и начать продавать билеты с 1 января. 

В Минтрансе РФ после говорили, что все программы субсидирования воздушных перевозок пассажиров продолжат свое действие и в 2025 году, а авиакомпаниям поручено открыть продажи по субсидируемым направлениям. В министерстве уточняли, что со следующего года все программы субсидирования будут отражены в электронном бюджете (см. «НГ» от 04.12.24).

За пять месяцев 2025 года российские авиакомпании продали более 2,8 млн билетов и перевезли 1,9 млн человек по федеральным программам субсидирования перевозок, сообщали в Росавиации. При этом больше всего было продано билетов и перевезено пассажиров по программе субсидирования региональных перевозок (в обход Москвы) – 1,5 млн и 1,2 млн соответственно. По программе субсидирования авиаперевозок по социально значимым маршрутам ДФО за тот же период было продано свыше 265 тыс. билетов и перевезено свыше 174 тыс. пассажиров. Для сравнения: общий пассажиропоток российских авиакомпаний в январе–мае 2025 года составил 40,4 млн человек. Процент занятости пассажирских кресел увеличился до 88,4%.

Особенность субсидирования перевозок в ДФО еще и в том, что субсидии получает только одна региональная авиакомпания – «Аврора». У аудиторов Счетной палаты (СП) постоянно возникают претензии к работе этой авиакомпании. К примеру, летом этого года проверка СП показала, что в 2024 году «Аврора» выполнила 6,7 тыс. из 7,3 тыс. запланированных рейсов, из-за чего авиакомпания должна была вернуть в бюджет 100,5 млн руб.

По мнению аудиторов, доступ к федеральным субсидиям на авиаперевозки в Дальневосточном федеральном округе должен быть не только у авиакомпании «Аврора», но и у других перевозчиков. По данным ведомства Бориса Ковальчука, «Аврора» ежегодно не выполняет «значительное количество рейсов по определенным маршрутам, что не позволяет обеспечить доступность авиации для населения, проживающего в труднодоступных районах». Так, в 2023 году компанией было перевезено 418,8 тыс. пассажиров при плановом значении 440 тыс., в 2024 году – 425,1 тыс. при плане в 560 тыс., сообщали в СП в марте этого года.

В Счетной палате неоднократно обращали внимание и на общую низкую эффективность программ поддержки. Так, в 2022–2023 годах на реализацию мер господдержки малой авиации было направлено более 100 млрд руб. Основной объем финансирования (52 млрд руб.) составили бюджетные средства субсидий авиакомпаниям на воздушные перевозки пассажиров по социально значимым маршрутам, рассказывали аудиторы. Однако перевозки по многим маршрутам просто не выполнялись. По данным аудиторов, по итогам 2021 года по отдельным маршрутам не выполнено 327 рейсов, в 2022 году – 1516 рейсов, что негативно влияет на уровень доступности льготных авиаперевозок для населения.

Претензии к низкой эффективности программ субсидирования перелетов СП высказывала и в 2020 году. Аудиторы тогда указывали на высокую долю «раскрученных», коммерчески успешных маршрутов. Такие направления составляли до трети маршрутной сети, тогда как доля уникальных маршрутов составляла менее 10%. Кроме того, господдержка не обеспечила доступ к большинству удаленных городов и других населенных пунктов, где авиация является единственным способом транспортного сообщения, отмечалось в релизе контрольного ведомства. «Так, за прошлые три года количество городов субсидируемой маршрутной сети (включая труднодоступные и удаленные) увеличилось на 59% и составило 94 города. Однако в нее вошли только 48 труднодоступных и удаленных населенных пунктов из 462, включенных в соответствующий перечень», – сообщала Счетная палата. При этом на субсидируемых маршрутах не был отмечен рост пассажиропотока: доля пассажиров, которые летели напрямую между регионами, минуя Москву, составляет всего от 2 до 6% в зависимости от маршрута.

Аудиторы указывали и на несовершенство правил определения размера субсидий, в результате чего по одним субсидированным маршрутам авиакомпании получили значительный убыток, а по другим – необоснованно высокую прибыль. В Аналитическом центре при правительстве оценивают долю коммерчески привлекательных маршрутов из числа субсидируемых в 20%. «За их счет происходит более быстрое освоение выделенного на субсидии бюджета, в то время как маршруты по социально значимым маршрутам сокращаются или исключаются из перечня субсидируемых», – рассказывают в центре. Эксперты Аналитического центра, проанализировав практики применения механизмов субсидирования авиаперевозок в труднодоступные и удаленные населенные пункты, сообщали, что только лишь порядка 9% таких населенных пунктов обеспечены субсидируемыми маршрутами. Кроме того, большинство труднодоступных населенных пунктов обладает аэродромной инфраструктурой, но она предназначена только для приема малых воздушных судов, а в большинстве случаев на субсидируемых рейсах эксплуатируются воздушные суда на 50–100 мест.


Читайте также


Муршидиты – жертвы суннитских группировок в Сирии

Муршидиты – жертвы суннитских группировок в Сирии

Михаил Стрелец

У переходного правительства не получается пресечь волну нападений на религиозное меньшинство

0
771
План структурных изменений в экономике России готов

План структурных изменений в экономике России готов

Михаил Сергеев

Правительство расширяет соцподдержку добровольцев спецоперации

0
2753
Политическая головоломка в Нидерландах

Политическая головоломка в Нидерландах

Анастасия Посаженникова

Почему формирование правительства в стране – процесс длительный

0
3424
Правительство развертывает киберплатформы для противостояния аферистам

Правительство развертывает киберплатформы для противостояния аферистам

Анастасия Башкатова

Ведомства объединятся ради большей эффективности в борьбе с мошенниками

0
2942

Другие новости