0
1648
Газета Экономика Интернет-версия

23.11.2025 20:58:00

Рост бюджетного финансирования ЖКХ обгонит увеличение расходов на оборону

Доля нефтегазовых доходов снизится в 2026 году до рекордно низкого уровня

Тэги: федеральный бюджет, доходы, расходы, корректировка, нацпроекты, налоги


Бюджет 2025 года пересматривали после первого утверждения еще два раза – весной и в начале осени. Такой же процесс переделок, вероятно, предстоит и новому бюджету-2026. Несмотря на предстоящие переделки, уже сегодня важно понять, какая конструкция доходов и расходов была заложена правительством в исходный текст документа, который был окончательно утвержден Госдумой в прошлый четверг. Независимые эксперты считают, что правительство хочет повысить устойчивость бюджетной системы за счет повышения налогов и сдерживания роста расходов в следующем году.

220-4-1-650.jpg
Динамика нефтегазовых доходов (НГД) и ненефтегазовых доходов (ННГД)
федерального бюджета в трлн руб. и в % в ВВП.  Источник: ЦМАКП




























Общая сумма корректировки доходов и расходов федерального бюджета в текущем году превысила 5 трлн руб., что соответствует 14% всех запланированных поступлений в казну в 2025 году. Такая высокая гибкость финансовых планов правительства, кажется, делает бессмысленным анализ конкретных цифр нового проекта бюджета на 2026 год. Действительно: какой смысл рассматривать цифры федерального финансового плана, если они будут сильно изменены уже через несколько месяцев? Однако, несмотря на корректировку цифр, общая конструкция бюджета у правительства в течение года, как правило, не меняется: оно собирается больше занимать, больше собирать налогов, зажимать всевозможные индексации и финансировать самые необходимые расходы, которые будут постоянно увеличиваться.

Главный вызов для бюджетной конструкции – сокращение нефтегазовых доходов и растущая потребность в финансировании расходов. Ответом на этот вызов и стало повышение налогов в 2026 году.

«Проектировки федерального бюджета отражают нацеленность финансовых властей на сохранение объемов ранее запланированных расходов в условиях предполагаемого снижения нефтегазовых доходов, что потребовало ряда существенных изменений в бюджетной политике», – объясняет научный сотрудник Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН Ксения Савчишина. Первое существенное изменение – это повышение налоговой нагрузки в части ненефтегазовых доходов. Наиболее существенное – от повышения ставки налога на добавленную стоимость (НДС) с 20 до 22%. Эта мера принесет дополнительный доход в федеральный бюджет в размере 1,4 трлн руб. в 2026 году, уверена Савчишина. Хотя ее коллеги из Института Гайдара считают, что правительство может рассчитывать на дополнительные доходы лишь в 0,8 трлн руб., то есть около половины от формально запланированного в бюджете-2026 (см. «НГ» от 09.11.25).

«Прогноз прироста поступлений по налогу на добавленную стоимость, оцениваемый Минфином РФ в 1,4 трлн руб., на наш взгляд, может не выполниться, поскольку предполагает не только реализацию наилучшей динамики основных макропеременных, но и непрерывный рост собираемости НДС. По нашим оценкам, существуют риски недополучения около 0,6 трлн руб. по НДС в 2026 году», – предупреждают эксперты Института Гайдара. По их прогнозам, повышение ставки НДС может привести и к сокращению других доходов бюджета в 2026 году.

«Усиление косвенных налогов может оказать разнонаправленное действие на экономику. С одной стороны, это создает инфляционный импульс и сужает пространство для денежно-кредитной политики, продлевая период высокой ключевой ставки и повышая стоимость обслуживания долга. С другой стороны, повышение ставки НДС и расширение числа его плательщиков увеличивают постоянные издержки бизнеса и может подтолкнуть часть компаний к уходу в тень или прекращению деятельности, что снизит собираемость ненефтегазовых доходов и усложнит достижение планов по поступлениям», – предупреждают в Центре макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП).

Повышение налоговой нагрузки в 2026 году будет полностью использовано для компенсации снижения нефтегазовых доходов, однако дополнительно потребуется расширение государственного долга более существенное, чем это предполагалось год назад при рассмотрении бюджета на 2025–2027 годы, отмечают в ИНП РАН. Дополнительный объем чистой эмиссии госбумаг в 2026 году составит 440 млрд руб.

Из общей суммы дополнительных расходов бюджета значительная часть приходится на национальную оборону и безопасность, ЖКХ и обслуживание госдолга. Действительно, именно по этим статьям наиболее заметна разница в проектировках расходов между законом о бюджете-2026 и прошлой версией трехлетнего плана на 2025–2027 годы. Финансирование ЖКХ увеличено на 559 млрд руб., расходы на оборону увеличены на 478 млрд, а обслуживание госдолга стало дороже на 425 млрд руб., подсчитали в ИНП РАН.

Долговую политику правительства РФ в Госдуме уже не первый год называют экономически абсурдной – при общем дефиците бюджета одной рукой Минфин откладывает деньги в свои резервы, а другой – занимает недостающие деньги под более высокие проценты. «Подобная политика уже привела к тому, что доля расходов на обслуживание долга от расходов бюджета увеличилась с 1,8% в 2008 году до 8,8% в бюджете на 2026 год, и это превышает расходы на образование и здравоохранение, вместе взятые. При этом доходы от вложения средств в Фонд национального благосостояния (ФНБ) в 6,5 раза меньше, чем совокупные расходы на обслуживание долга. Минфин и далее предлагает использовать сокращающиеся нефтегазовые доходы не на инвестиции, оборону, социальные расходы, а на приобретение иностранной валюты, создавая кругооборот средств для Московской валютной биржи (ММВБ)», – указывает депутат Госдумы Оксана Дмитриева.

«Еще причудливее выглядит положение о том, что средства ФНБ могут использоваться на приобретение государственных ценных бумаг. Допустим, бюджет получил нефтегазовые доходы. На эти средства он купил бумаги, который сам же и выпустил. То есть сам у себя взял в долг и сам себе будет платить проценты», – объясняет Дмитриева.

В новом бюджете заложено повышение расходов на нацпроекты, объем финансирования которых вырастет на 364 млрд руб. или +5,8% (относительно уровня, заложенного в бюджете на 2025–2027 годы). Однако рост финансирования будет очень избирательным: весь прирост финансирования придется на нацпроект «Семья» (+357 млрд руб.) и «Развитие космической деятельности» (+277 млрд руб.), тогда как по большинству остальных нацпроектов финансирование планируется сократить или перенести на более поздний срок, объясняет Ксения Савчишина. 


Читайте также


Мирный план Трампа может измениться до неузнаваемости

Мирный план Трампа может измениться до неузнаваемости

Геннадий Петров

Президенту США придется учитывать диаметрально противоположные предложения по конфликту России и Украины

0
3582
Почему европейские политики открыто заговорили о войне

Почему европейские политики открыто заговорили о войне

Странам ЕС очень сложно ментально перестроиться на вооруженный конфликт

0
2821
ЕС поменяет бюджетный план из-за поддержки Украины

ЕС поменяет бюджетный план из-за поддержки Украины

Геннадий Петров

Объединенной Европе сложнее дается финансирование борьбы с нелегальной миграцией, нежели обороны

0
1698
Россияне из экономии потребляют все меньше

Россияне из экономии потребляют все меньше

Михаил Сергеев

Производителям угрожает потеря рентабельности в связи с замедлением цен

0
8196

Другие новости