Фото Gettyimages
Экономические перспективы России остаются туманными. Оснований для улучшения пока не видно. А серьезно анализировать причины многолетнего кризиса наши чиновники не решаются. Правительство жалуется на антироссийские санкции и низкие нефтяные цены. Старательно замалчивая тот факт, что первые признаки кризиса в виде падения инвестиций появились еще в конце 2013 года, то есть задолго до украинского кризиса, антироссийских санкций и снижения нефтяных цен.
Надежду на оздоровление часть граждан связывают с новой стратегией, проекты которой должны представить президенту правительство Дмитрия Медведева, группа бизнес-омбудсмена Бориса Титова и Центр стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина.
Титов представил для обсуждения свою программу еще в начале марта. А со «стратегией Кудрина» случился скандал. После серии круглых столов в ЦСР Алексей Кудрин объявил: «предложения экспертов готовы в полном объеме», «мы предлагаем проект Стратегии модернизации общественных институтов и экономики», «мы ее вообще не будем представлять на рассмотрение широкой публики».
Эти слова шокировали многих наблюдателей. Ведь до сих пор предложения экспертов к будущей стратегии страны готовились публично и всегда были открыты для критики. Именно так, в частности, формировались предложения экспертных групп к Стратегии-2020 во главе с Владимиром Мау и Ярославом Кузьминовым.
Нежелание слушать замечания и критику Кудрин объяснил хитрыми аппаратными соображениями. Дескать, «сам президент проведет большую работу со своим аппаратом по определению того, какие предложения экспертов он разделяет». Удивился отказу Кудрина от обсуждения своих предложений и президент. На вопрос, почему процесс подготовки стратегии является не публичным, глава государства ответил: «Что касается того, что программа Кудрина не обсуждалась публично, вы ему и попеняйте на это. Я исхожу из того, что любая стратегия, любые предложения, сделанные на серьезном уровне и транслируемые на уровень руководства страны, должны проходить широкое общественное обсуждение».
Открытость и публичное обсуждение новых идей или рецептов – это не только политическое требование. В научной среде уклонение от публичного обсуждения идей – это верный признак аферистов и шарлатанов. Правда, в бюрократической среде умение «нашептать начальству на ухо» или «пропихнуть документик с заднего крыльца» считается высоким аппаратным искусством. Но для долгосрочной стратегии страны такая чиновничья ловкость вряд ли подходит.
Впрочем, кулуарная выработка экономических решений и «надменное отторжение чужого мнения» – это характерная черта российской «экономической» бюрократии. О политической опасности такой практики заявил еще в прошлом году член высшего совета «Единой России» Валерий Фадеев. Сложно спорить с его требованиями к экономической стратегии, которая «должна показывать долгосрочную перспективу развития страны», «должна иметь цель достижения благосостояния для большинства», «должна подразумевать социальные обязательства со стороны государства», а ее «моральные принципы должны разделяться гражданами».
Особенно важны эти требования и для будущей стратегии, которая может дать шанс на оздоровление страны. Но какие могут быть моральные принципы у стратегии, авторы которой не хотят слышать профессиональную критику или представлять экономические расчеты? Слушания по предложениям команды ЦСР пока не назначены. Однако у соратников Кудрина все еще остается шанс воспользоваться советами президента.