Кадр из промо мульфильма "Смешарики 2D. Азбука финансовой грамотности" / Официальный канал Смешариков на youtube.com/TVSmeshariki
На днях правительством было опубликовано распоряжение «Об утверждении плана основных мероприятий на 2018–2020 годы в рамках Десятилетия детства». По приведенному плану Министерство культуры и некоммерческое партнерство «Ассоциация анимационного кино» к концу 2020 года должны разработать стратегию развития индустрии анимационного кино в РФ до 2030 года. На последнем совещании по поддержке анимации вице-премьер Ольга Голодец сказала, что внимание государства к мультфильмам – вопрос стратегический, социально значимый. Тогда же министр культуры Владимир Мединский одной из проблем в развитии отечественной мультипликации назвал малый бюджет – ежегодная субсидия в 800 млн руб. от государства явно недостаточна. Это примерно 10-я часть бюджета среднестатистического голливудского мультфильма. Министерство и само трезво оценивает возможности России, предлагая сопоставлять русскую индустрию не с американской, а скорее с развивающейся южнокорейской. Безусловно, равнение на Голливуд некорректно: в Америке не только другие деньги и иной объем затрат, но отличается и сама система производства. Крупные голливудские студии существуют в условиях самоокупаемости.
Проблема финансирования российской анимации, так же как в отечественном кино, перманентна. Денег никогда не хватает: сейчас государство обеспечивает около 60% бюджета анимационных проектов. Особенно нехватка средств ощущается в сфере авторской анимации, которая на фоне коммерческой, сериальной и полнометражной, хорошо продаваемой за рубежом (в основном речь идет о Китае и Восточной Европе) и формирующей индустрию, отходит на второй план, так как она пока не нужна ни дистрибьюторам, ни массовому зрителю. Тогда как с коммерческим контентом российские студии на международном рынке чувствуют себя уже уверенно.
Технологическое производство авторской, кукольной или рисованной, анимации требует больше времени, человеческих ресурсов, финансовых затрат. К примеру, только в этом году состоялась премьера кукольного полнометражного фильма «Гофманиада», который на студии «Союзмультфильм» готовился целых 15 лет. Конечно, фильм не сможет окупиться в прокате, хотя и получает лестные отзывы на престижных смотрах. Пока пути коммерциализации авторской анимации только ищутся. Как рассказала «НГ» председатель правления «Союзмультфильма» Юлиана Слащева, «авторскую анимацию очень сложно финансировать. Есть только два источника – 100-процентная господдержка и доход студии от коммерческой анимации, который будет вкладываться в авторскую». При этом авторская анимация не только крайне важна для развития культуры зрительской аудитории, но и необходима самой индустрии. «Важно понимать, что режиссеры, художники в коммерческую анимацию приходят из авторской. Авторская анимация – это кадровая школа, правильная техника, плацдарм для обучения молодых специалистов», – говорит Слащева.
Несмотря на то что зрительские аудитории коммерческой и авторской анимации сильно разнятся, есть такие жанры, которые готовы смотреть все. Еще один выход для нового времени – сетевые каналы, которые популяризируют авторскую анимацию на просторах Интернета. Есть короткометражки, собранные в часовую подборку, – альманахи для показа в кинотеатрах. По словам руководителя «Союзмультфильма», именно детской авторской анимации легче найти выход к широкому охвату аудитории.
Сегодня авторская анимация по-прежнему занимает нишу фестивального кино без прокатного потенциала. И площадок нет, и заинтересованности, в том числе на государственном уровне, еще недостаточно. Даже несмотря на то что российские проекты не только завоевывают фестивальные призы, но и добиваются более существенных наград, – вспомнить хотя бы номинацию на «Оскар» мультфильма Константина Бронзита «Мы не можем жить без космоса».
комментарии(0)