Фото с официальной страницы Дмитрия Медведева в социальной сети
Российская власть в последние месяцы довольно активно занялась налогами. Уже решено повысить НДС с 18 до 20%. Минэкономразвития в связи с этим, как сообщают СМИ, уже выдвинуло предложения по индексации коммунальных тарифов. Министерство финансов собирается провести ревизию всех существующих налоговых льгот и проанализировать их эффективность (см. «НГ» от 14.08.18). Другими словами, сейчас в экономической сфере государство занимается бухгалтерией и пополнением бюджета, а не стимулированием роста и развитием.
Является ли такой бухгалтерский подход идеологическим выбором? В правящей элите, в кругах, близких к президенту и правительству, есть люди с разными взглядами и представлениями о том, как нужно развивать экономику, в том числе и либералы-рыночники. Сам президент РФ Владимир Путин в последние годы неоднократно в своих публичных выступлениях, в том числе и посланиях Федеральному собранию, делал акцент на темах экономического роста, стимулирования бизнеса, налоговых послаблениях и ослаблении административного давления на предпринимателей.
Проблемой власти, причем проблемой во многом рукотворной, является то, что в нормальных системах концепции приоритетного пополнения бюджета с последующим распределением средств и стимулирования свободного предпринимательства – политически конкурентные. Это значит, что каждую из них поддерживают различные социальные группы и продвигают совершенно конкретные политические партии. Баланс сил меняется в зависимости от общественной динамики. То одна, то другая партия приходит к власти, система при этом остается относительно стабильной.
В России политическая конкуренция серьезно ослаблена, либеральный фланг практически отсутствует, а серьезные экономические темы на выборах почти не обсуждаются. В результате элита, находящаяся у власти, вынуждена сочетать в своем дискурсе и бюджетно-накопительную, и либерально-рыночную риторику. Однако сидеть на двух стульях, занимаясь реальной экономической политикой, крайне затруднительно. Нужно выбирать что-то одно, и власть, во всяком случае, на данном этапе выбирает бухгалтерию.
Почему? Правящая элита в первую очередь озабочена вопросом сохранения власти. В той системе, которая создана в России, потенциальное поражение, переход в оппозицию с большой долей вероятности означает длительную политическую маргинализацию, потерю шансов вернуться наверх.
До сих пор правящая элита сохраняла власть благодаря поддержке электората, который зависит от государственных гарантий и распределения бюджетных средств. Его почти всегда можно было легко мобилизовать. Он верил обещаниям и не задавал лишних экономических вопросов.
Сменить электоральную базу означает пойти на очень серьезный политический риск, и правящая элита к этому, конечно, не готова. Если брать не ограниченную группу предпринимателей, а общество в целом, то позитивный эффект либеральной политики стимулирования бизнеса окажется отложенным. Во всяком случае, его не ощутят так быстро, как зависимый электорат ощущает эффект от распределения бюджетных средств.
Правящая элита могла бы пойти на риск, если бы система была другой, а возвращение наверх в случае тактического поражения – возможно. Тогда ставка на стимулирование бизнеса, а не на пополнение и распределение бюджета была бы стратегической, и точно так же – стратегически – формировался бы новый базовый электорат нынешней власти. Однако в реальных условиях ставить на привычного избирателя надежнее. К тому же на левом фланге у власти достаточно потенциальных конкурентов, а на либеральном избирателю практически не на кого надеяться.
комментарии(0)