Встреча Предстоятелей Константинопольской и Русской Православных Церквей. 31 августа 2018 года. Фото официального сайта Московского Патриархата / www.patriarchia.ru/db/photo/
Церковные дипломаты замолчали – и заговорили их «пушки». Собственно, мощный «залп» угроз произвел главный дипломат РПЦ митрополит Иларион (Алфеев). «Судя по всему, средства церковной дипломатии на сегодня исчерпаны», – заявил он в эфире своей телепередачи на госканале. Так Алфеев отреагировал на решение Константинопольского (Вселенского) патриарха Варфоломея направить в Украину своих экзархов – в рамках реализации плана по предоставлению этой стране церковной независимости от Москвы. План по предоставлению автокефалии глава дипломатии РПЦ назвал «коварным», а последние действия константинопольцев – «подлыми и вероломными».
Среди патриотически настроенных российских священников получили распространение высказывания, что Константинополь устроил Русской церкви свое «22 июня». Вероломным кажется даже то, что в Киев направили украинских иерархов из США и Канады, где некогда осели беженцы из СССР после Второй мировой войны.
«Мы в Русской церкви, конечно, эту автокефалию не признаем, и у нас не будет иного выхода, кроме как разорвать отношения с Константинополем», – пригрозил Иларион. Одновременно было обнародовано заявление Синода РПЦ. В более мягких выражениях епископы Московского патриархата пригрозили «ответными действиями».
Алфеев предположил, что 300-миллионный православный мир расколется примерно пополам. «По крайней мере половина» православных верующих «не будет вообще признавать» патриарха Варфоломея. Речь идет об отказе от евхаристического общения. Однако в межцерковных отношениях, которые служат залогом православного единства, важно не столько мнение масс верующих, сколько позиции организаций.
Пока можно только гадать, какая из православных церквей поддержит Московский патриархат в начинающейся конфессиональной «войне». Пока что наиболее последовательно в поддержку РПЦ выступает Сербская церковь. Она испытывает подобные проблемы на своей канонической территории, доставшейся от бывшей Югославии. В Македонии и Черногории ее атакуют собственные автокефалисты. Но на Сербию давит политический фактор будущего вхождения в ЕС. Подозрительно молчание Антиохийского патриархата, само существование которого во многом обеспечено Воздушно-космическими силами РФ. Если уйдет поддержка и этих церквей, Московский патриархат окажется в настоящей изоляции.
Если ситуация будет развиваться по этому сценарию, РПЦ перестанет выполнять важнейшую еще с советских времен функцию общественной дипломатии. Придется отказаться от концепции православного единства, которую пытались развивать в постсоветский период взамен коммунистического интернационализма. Уже понятно, что общая вера не может служить «скрепой» в международных отношениях. Страны ЕС не хотят, чтобы фактор веры и церкви как-то влиял на связи с Россией. Так, Греция предприняла ряд соответствующих демаршей. Мелкая деталь последних дней – отказ в визе для посещения Афона управделами РПЦ митрополиту Варсонофию (Судакову).
После близящегося возможного фиаско в Украине РПЦ не сможет быть «скрепой» и постсоветского славянского пространства. «Русский мир» придется склеивать иными средствами, например русской культурой и языком, но уже без участия духовенства.
Утратив свой надгосударственный характер, РПЦ окажется один на один с соблазном охранительства и шовинизма. Московский патриархат рискует из духовного объединения превратиться в департамент по воспитанию державного духа, символом чего станет храм цвета хаки в парке «Патриот».
комментарии(0)