Фото Cem Ozdel/Anadolu Agency/Getty Images
Считается, что новый век в истории человечества начался 1 января 2000 года. Это так, если считать по календарю. Но если подойти к этому вопросу с точки зрения глобальной безопасности, то новое столетие началось 11 сентября 2001 года – в день, когда в США были совершены известные теракты.
С того времени ситуация в мире изменилась радикально – чувствовать себя в безопасности уже нельзя ни в одной стране: как показала практика, в том или ином виде террористические организации способны дотянуться практически до любого уголка мира. Только выглядят их действия по-разному. Где-то – взрыв бомбы или подрыв смертника. В другом месте – наезд автомобиля на толпу. Ну и, конечно, рассылка писем с отравой, нападение с ножом и пр. Вполне возможно, что и тот, кто нашпиговывает иголками клубнику в магазинах австралийского Квинсленда, тоже действует во славу какого-нибудь сообщества «борцов за что-то там». А иногда они даже создают свои государства и армии. Не надо забывать и о государственном терроризме, который проявляет себя все более отчетливо.
Первой глобальную войну с террором начала Америка. Она ведет ее уже 17 лет. Не так долго по меркам истории, скажете вы. Да, но по меркам человеческой жизни – очень долго. Настолько, что в этом сентябре вступить в ряды ВС США могут уже те американцы, кто как раз родился в злосчастном 2001-м. И для них война с глобальным террором и повышенные меры безопасности не пустой звук, это реалии их жизни с самого детства.
Хотя, как показывает исследование Пентагона, по состоянию на осень 2017 года процент американцев в возрасте 16–21 года, желающих поступить на военную службу, оказался самым низким за последние 10 лет. Если сразу после терактов 11 сентября около четверти опрошенных молодых мужчин готовы были надеть военную форму, то в минувшем году таковых оказалось всего 15%. Их можно понять – мало кто захочет сложить голову вдали от дома и вернуться на родину в гробу, укрытом звездно-полосатым флагом: за 17 лет только в боях с террористами, не считая других войн и конфликтов, американские силовики потеряли около 7 тыс. человек убитыми.
Впрочем, Америка несет потери не только людские. Согласно исследованию вашингтонского Стимсоновского центра, по состоянию на 2017 финансовый год глобальная война с террором обошлась бюджету США в 2,8 трлн долл. Сюда вошли и расходы на обеспечение внутренней безопасности, и траты на военные операции в Афганистане, Ираке и Сирии, и финансовая помощь другим странам.
Но каков результат всего этого?
Как ни печально, но он имеет пока лишь тактическое, может быть, оперативно-тактическое значение. Да, ликвидированы одиозные главари, но на их место встали новые. Разгромлены одни террористические организации, но появляются другие. А иные и разгромить-то полностью даже не получается. Снижено число терактов в одних странах, но они нарастают в других. И совершенно не добился никто успеха в борьбе с идеологией террористов – их базовым фундаментом, без которого они – ноль без палочки. Но как это сделать, если организация в одной стране признается террористической, а в другой – нет? Да и те, которые признаются таковыми на всемирном уровне, все равно получают поддержку от населения и бизнесменов разных стран мира. Не говоря уже о спецслужбах отдельных государств, задействующих террористов в собственных интересах.
Вот и выходит, что пока мировое сообщество не решит наконец объединить свои усилия в борьбе с глобальным террором по-настоящему, «чума XXI века» будет продолжать поражать людей во всех странах. Без каких-либо исключений.
комментарии(0)