Фото сайта duma.gov.ru
Согласно последнему рейтингу Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), если бы выборы в Государственную думу проходили сейчас, то за «Единую Россию» готовы были бы проголосовать 35,5%. Рейтинги КПРФ и ЛДПР при этом – 17,5 и 11,2% соответственно. «Справедливая Россия» получила бы всего 5,6%, то есть с трудом преодолела бы порог прохождения в Думу. За непарламентские партии высказались 8,3%. Примерно столько же (8,4%) не пошли бы голосовать.
Сейчас у единороссов конституционное большинство в Думе. При том раскладе, который рисует соцопрос ВЦИОМ, повторить такой результат было бы сложно даже при низкой явке. Недовольство властью и партией власти, в частности, усилилось, это проявилось во время выборов глав ряда регионов и депутатов местных парламентов. Коммунисты и ЛДПР укрепили свое положение, их тактическая координация создает довольно сильное альтернативное политическое предложение – в рамках действующей системы.
И КПРФ, и ЛДПР при этом оказались в политически удобном положении благодаря конституционному большинству «Единой России». Еще одна социологическая организация – Левада-Центр – в ходе опроса выяснила, что на решение большинства россиян (63%) идти или не идти на региональные выборы не повлияло объявление о повышении пенсионного возраста. Тем не менее совершенно очевидно, что пенсионная реформа во многом определяет текущую социально-политическую повестку. Коммунисты и партия Владимира Жириновского прекрасно понимают, что власти было важно принять законопроект. Они не могли этому помешать. Но, голосуя против или воздерживаясь от голосования, они смогли выехать на повестке, набрать очки, а решение между тем все равно было принято.
Еще в 2016 году, когда проводились выборы в Госдуму, власть, по всей видимости, понимала, что в ближайшее время ей придется принимать непопулярные экономические меры. Решение о пенсионном возрасте не было спонтанным, оно вынашивалось. Поэтому стратегически важно было добиться конституционного большинства на следующий цикл. На новых выборах такая задача уже может и не ставиться.
Если коммунисты и ЛДПР прибавили, то «Справедливая Россия» существенно сдала. Эсэры не могут состязаться с КПРФ или Жириновским в левизне и популизме, там работают мастера с большим стажем. Социал-демократическая платформа, на которой пытается стоять «Справедливая Россия», не выделяет ее среди других партий. Напротив, она сближает ее с левым крылом «Единой России», представителем которого является, например, депутат Андрей Исаев.
Владимир Жириновский, схватывая конъюнктуру, предложил перейти к трехпартийной системе. Думская оппозиция, следуя принципу «падающего – подтолкни», готова спихнуть эсэров с лодки. При относительно высоких рейтингах КПРФ и ЛДПР эсэры не могут добиваться того, чтобы при построении второй партии власти «Справедливую Россию» взяли за основу. Альянс с единороссами выглядит более естественным вариантом. Пусть партия Сергея Миронова и голосовала против пенсионной реформы.
8,3% готовых проголосовать за непарламентские партии – цифра, которая не может не волновать власть. Это потенциальная электоральная база политиков вроде Алексея Навального. Он пользуется популистскими и даже лево-популистскими приемами. В то же время его в условиях политического вакуума готовы – в роли политического тарана – поддержать либералы, для которых главное – смена системы. Поэтому рост рейтингов КПРФ и ЛДПР идет на пользу власти. Позволяя это, она укрепляет каналы, по которым могут течь протестные настроения. А думская оппозиция, понимая преимущества принадлежности к системе, остается договороспособной.
комментарии(0)