Фото сайта kremlin.ru
Последний опрос Левада-Центра показал, что рейтинг доверия президенту РФ Владимиру Путину составляет 39%. Еще в июне нынешнего года главе государства доверяли 48%, а в ноябре прошлого года – 59%. Социологи отмечают, что рейтинг президента вернулся к показателям 2013 года, когда еще не спала волна протестных настроений в крупных городах, а так называемого «крымского консенсуса» еще не было.
Причины падения показателей доверия главе государства кажутся очевидными. Еще в марте Путин победил в первом туре президентских выборов за явным преимуществом. В Послании Федеральному собранию, которое можно считать программой президентской шестилетки, он огласил амбициозные социально-экономические планы. Однако уже летом правительство объявило о непопулярных мерах – повышении пенсионного возраста и ставки налога на добавленную стоимость. Пенсионную реформу президент поддержал публично, не дистанцируясь от кабинета министров и не выводя себя из-под удара. Отсюда и падение рейтинга.
В то же время важно обратить внимание на показатели других политиков. Самый высокий рейтинг доверия после Путина, судя по опросу Левада-Центра, у Владимира Жириновского. Но это всего лишь 15%. У него же один из самых высоких антирейтингов – 20%. Другими словами, рейтинг Путина может снижаться, но конкурентов среди российских политиков у него по-прежнему нет. Для сравнения: самому известному несистемному оппозиционеру Алексею Навальному доверяют лишь 3%. Скорее всего многие граждане просто не воспринимают его как политика, за которого в перспективе можно было бы голосовать.
Показатели доверия не стоит путать с электоральными показателями. У российской власти в руках – эффективные рычаги контроля над политическим полем. На выборы вряд ли допустили бы несистемную, непроверенную фигуру. То есть, если бы в ближайшие выходные вновь пришлось выбирать президента, 39% доверия Путину превратились бы в привычную высокую долю проголосовавших за него. Он, по всей видимости, победил бы в первом туре. Снизиться могла бы лишь явка.
Вместе с тем снижение рейтинга доверия ключевых политиков создает благоприятную среду для появления новых фигур, для отчетливого запроса на альтернативу. Если принять как данность то, что граждане недовольны пенсионной реформой, то популярность может стяжать народный трибун – популист левых или даже крайне левых взглядов. Но это лишь один из вариантов заполнения формирующейся политической ниши. Система держится, и трибуна в нее просто могли бы не впустить, как не впускают Навального.
Нишу доверия может заполнить сама власть, и в этом нет никакого парадокса. В перспективе ближайших четырех-пяти лет Кремлю необходимо задуматься о преемнике Владимира Путина. Совершенно не факт, что второе пришествие Дмитрия Медведева будет удачным ходом: антирейтинг премьера сейчас, по данным Левада-Центра, составляет 30% и менее чем за год вырос в два раза.
Речь может идти об относительно новой фигуре, которую общественное мнение не ассоциирует напрямую с непопулярными реформами. Более того, это может быть менеджер, государственный деятель, связанный с новым экономико-социальным проектом с быстрой, почти немедленной, а не отложенной эффективностью. Так было в 2007–2008 годах с Медведевым, занятым нацпроектами.
Антирейтинг – то, за чем власть, возможно, станет следить более пристально. Ей нужен кандидат, у которого этот показатель низкий. Помимо этого не должен расти и антирейтинг Путина, который сейчас, если верить данным Левада-Центра, составляет 13%. В этом случае власть сможет задействовать отработанную схему. Новая фигура самостоятельно наберет очки, а близость к Путину не окажется для нее политически токсичной.
комментарии(0)