Фото Павла Сарычева\НГ-Online
Председатель Конституционного суда РФ Валерий Зорькин выступил на страницах «Российской газеты» с очередной программной статьей. Он, по его словам, озабочен призывами к кардинальным конституционным реформам.
Зорькин отмечает, что в Основном законе есть недостатки. С этим, пожалуй, нужно согласиться. Текст Конституции принимался после октябрьских событий 1993 года в некоторой поспешности, отсюда несовершенства. Зорькин перечисляет некоторые из них: «...отсутствие должного баланса в системе сдержек и противовесов, крен в пользу исполнительной ветви власти, недостаточная четкость в распределении полномочий между президентом и правительством, в определении статуса администрации президента и полномочий прокуратуры». И здесь снова трудно спорить. Перекос в сторону исполнительной власти имеется, власть президента над правительством огромна. Влияние президентской администрации значительно и никак не прописано в Основном законе.
Глава КС РФ при этом считает, что нельзя всякий раз, когда меняется социально-политическая и социально-экономическая конъюнктура, полностью переписывать текст общественного договора. Нужно действовать точечно и в традиции «живой Конституции», то есть интерпретировать давно принятый текст, достаточно гибкий, в новых условиях, а не вносить бесконечные поправки.
С теоретической точки зрения такой подход кажется и обоснованным, и правильным. Сомнение, недоверие вызывают фигуры практиков и, в частности, самого Валерия Зорькина. Конституция РФ, дух которой он призван отстаивать, – документ вполне либеральный. Достаточно взять статью 18, где говорится, что «права и свободы гражданина являются непосредственно действующими», что именно «они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». Это положение обретает прямой смысл, когда в конфликт вступают интересы гражданина и государства. Получается, что Конституция предписывает решать такой конфликт в пользу гражданина.
Однако сам Валерий Зорькин вовсе не известен последовательной защитой граждан от злоупотреблений государственной властью. Более того, он не раз совершенно отчетливо расставлял прямо противоположные акценты. Например, на Петербургском международном юридическом форуме в 2017 году он подчеркивал, что «обеспечение прав граждан не должно создавать угрозу государственному суверенитету», а «защита достоинства человека не должна вести к отказу от тех моральных универсалий, на которых сформировалось когда-то человечество». Он также выступал с критикой «защиты прав разного рода меньшинств», а в своих публичных выступлениях и публикациях не раз тосковал о «России, которую мы потеряли», находя национальную скрепу даже в крепостном праве.
В новой статье Зорькин немало пишет о социальной незащищенности граждан. Между тем в декабре 2014 года он писал о том, что «действующие социальные права трудоспособных граждан могут быть ограничены законом в той мере, в какой это необходимо для защиты конституционных ценностей общего блага».
Начиная с нулевых сложно вспомнить случай, когда руководимый Валерием Зорькиным КС РФ принимал бы решения в пользу гражданина, а не в пользу власти. И это прямо указывает на то, каким образом в России может применяться – и уже применяется – метод «живой Конституции». Под меняющимися условиями может пониматься внешнее давление, в условиях которого совершенно необходимо укреплять государство и откладывать на потом права отдельных граждан, как политические, так и экономические. Практически не приходится сомневаться в том, что в конфликте между обществом и властью КС РФ выберет власть со всеми ее негативными сторонами. В Кремле, впрочем, заявили, что работу над изменением Конституции не ведут.
комментарии(0)