Фото со страницы Президента РФ в Twitter
После почти четырехчасового общения во Владивостоке сначала с глазу на глаз, а потом в расширенном составе Владимир Путин и Ким Чен Ын не сообщили о достижении каких-либо конкретных договоренностей. Понятно, что Москва сохраняет приверженность соблюдению международных санкций в отношении Северной Кореи, пока та не свернет свою ядерную программу, и не может предложить Пхеньяну ощутимой помощи. В 2018 году объем двусторонней торговли из-за рестрикций сократился наполовину по сравнению с предыдущим – до 34 млн долл.
Однако дружеский тон, который наблюдался до, после и в паузах между обменом мнениями лидеров РФ и КНДР, контрастировал с тем, который был отмечен на провальной встрече Дональда Трампа и Ким Чен Ына в феврале в Ханое. С тех пор диалог США и КНДР застопорился. Пхеньян даже потребовал замены госсекретаря Майкла Помпео на «более осторожного и зрелого переговорщика».
Теперь Пхеньян нашел поддержку у Москвы. Вполне возможно, это поможет ему придать больший вес своей позиции на дальнейших переговорах с США по денуклеаризации. Кроме того, визит Кима позволяет возродить исторические связи с Россией. Хотя по уровню влияния на КНДР наша страна серьезно уступает Китаю – главному спонсору и союзнику, Пхеньян, по-видимому, не хочет попасть в тотальную зависимость от Пекина.
Для Москвы же этот саммит – шанс показать себя глобальным игроком. Российский президент, хоть и с опозданием, вошел в узкий клуб лидеров, которые встречались с Кимом: помимо Трампа это председатель КНР Си Цзиньпин и южнокорейский президент Мун Чжэ Ин.
Путин поддерживает подход, при котором поэтапные шаги Пхеньяна по денуклеаризации должны сопровождаться встречными шагами и поощрением со стороны Вашингтона. Но гарантий безопасности, данных американцами, по его мнению, недостаточно, чтобы убедить Кима свернуть ядерную программу. Эту проблему нельзя решить «законом кулака», поэтому гарантии Трампа должны быть подкреплены гарантиями и тех стран, которых касается кризис на Корейском полуострове – России, Китая, Южной Кореи и Японии. Рецепт Москвы – переговоры в шестистороннем формате, даже если в прошлом они не принесли ощутимых результатов.
Президент РФ обещал довести позицию Пхеньяна до сведения американского руководства. Вероятность того, что на июньском саммите G20 в Японии он встретится с Трампом, все еще существует. Тем более что в ситуации, когда в отношениях России с США накопилось множество проблем, тема ядерной программы КНДР – одна из немногих, по которой они находят общий язык и ведут политический диалог.
У России есть общая граница с КНДР, и она, как и США, выступает против ядерных устремлений Пхеньяна. Москва обеспокоена тем, что его ядерная и ракетная программы могут обернуться опасными инцидентами, способными поставить под угрозу безопасность страны.
Южнокорейский дипломатический источник «НГ» не исключает даже существования закулисного соглашения между США и РФ с целью выйти из северокорейского ядерного тупика. Не случайно спецпредставитель США по Северной Корее Стивен Биган приезжал на минувшей неделе в Москву. А помощник Путина по международным делам Юрий Ушаков указал на значимость переговоров США и КНДР, заверив, что Кремль постарается «способствовать закреплению позитивных тенденций», наметившихся после первой встречи Трампа с Кимом в Сингапуре.
Любопытно, что сразу после саммита российский президент покинул северокорейского гостя ради переговоров с председателем КНР Си Цзиньпином в Пекине. И то, что встречи Путина с Кимом и Си следуют одна за другой, позволяет Москве укрепить впечатление, что она является активной стороной при разрешении критических вопросов в Северо-Восточной Азии.
комментарии(0)