На фото глава Еврейской автономной области Александр Ливенталь. Фото сайта eao.ru
Началась информационная подготовка к единому дню голосования (ЕДГ) 2020 года, в ходе которого запланировано переизбрание руководителей 17 субъектов РФ. Важной частью этого этапа являются гадания о том, в каких регионах могут появиться временно исполняющие обязанности губернаторов. Пока в СМИ и среди экспертов складывается консенсус по поводу главы Еврейской автономной области Александра Ливенталя. Дескать, Кремлю придется отправлять его в отставку и из-за плохой социально-экономической ситуации, и за низкую управленческую эффективность. Уже есть и повод – фактический срыв отопительного сезона.
Если относительно списка врио-2020 прогнозы и расходятся, то в представлении о некоем идеальном образе губернатора-технократа они почему-то едины. Годными для победы считаются два варианта. Первый – это создание кандидатом уникального имиджа, второй – представление кандидата в виде Геркулеса, идущего в регион для его зачистки, в том числе кадровой. Данные сценарии доказали свою успешность в ходе ЕДГ этого года. Правда, многие кампании проводились по инерционной схеме – вот лидер, голосовать надо за него. Этим пользовались и действующие губернаторы, и немалая часть врио.
Но, экстраполируя 8 сентября 2019-го на 13 сентября 2020-го, нельзя забывать о базовой составляющей – административном ресурсе во всех его видах. При этом следует отметить и подмену понятий, когда речь идет исключительно о победах на выборах. А не о появлении в регионах таких руководителей, которые поведут их к процветанию, заметному не только в отчетах для Кремля, но в реальной жизни людей. Хотя вообще-то губернаторы-технократы были придуманы именно для повышения эффективности регионального управления.
Действующий внутриполитический блок администрации президента свел все к гонкам за голосами. Так лучше выглядят рапорты наверх, где можно не упоминать низкого уровня явки, а козырять результатами в 80, а то и 90%. Но если тот же Ливенталь в 2015 году получил в первом туре 75%, то чем тогда можно объяснить, что теперь он находится на последних местах во всех губернаторских рейтингах? И вообще, как соотносятся между собой досрочные отставки последних четырех-пяти лет с тем, что большинство уволенных губернаторов выигрывали выборы на уровне от 70%? Можно предположить, что они по каким-то причинам игнорировали усилия по преобразованию этих своих успехов в повседневную поддержку со стороны граждан. Кстати, таковая является важной и в случае противостояния региональных элит, в допущении чего также упрекают многих отставников.
Казалось бы, уже давно понятно, как должна действовать власть, чтобы граждане ей минимально доверяли. Когда который год падает уровень жизни людей, они начинают больше дорожить тем, что у них осталось, – человеческим достоинством. Для властей не унижать его или хотя бы создавать иллюзию этого означает не принимать решений демонстративно поперек мнения граждан, как можно чаще советоваться с ними и даже, возможно, допускать побольше популизма. То есть находиться с людьми не просто в постоянной, но и, главное, интерактивной коммуникации.
Большинство губернаторов-технократов данного рецепта применить, похоже, пока не смогли. Чему, кстати, способствуют их оглушительные победы, создающие видимость отсутствия проблем. Поэтому вопрос: не стоит ли вернуться к практике выдвижения политических тяжеловесов, укорененных именно в своих регионах? Отказ от варягов хотя бы частично снимет обиды местных жителей, а также элит, которые сейчас считают, что Москва им не доверяет. Для федерального же Центра в этом будет по крайней мере один плюс – в случае неудач таких губернаторов гражданам труднее будет поминать недобрым словом именно Кремль.
комментарии(0)