Графика pixabay.com
Пандемия коронавируса не только вызвала крайнюю напряженность в мире, но и оказывает мощное негативное влияние на состояние международных отношений. Стремительное распространение COVID-19 диктует новые правила межгосударственного общения и даже нарушает дипломатический этикет.
Вместо традиционного рукопожатия мировые лидеры прибегают к безопасным, дистанционным способам приветствия. В частности, получил распространение метод, который использовал недавно президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в Брюсселе. Встречаясь с лидерами ЕС и генсеком НАТО, он по-восточному прикладывал правую руку к груди.
В свою очередь, президент США Дональд Трамп и и.о. премьер-министра Израиля Биньямин Нетаньяху приветствовали коллег на индийский манер, соединяя ладони перед собой. Многие главы государств и правительств, а также министры здороваются теперь друг с другом прикосновением локтей или кивком головы. Ни о каких дружеских объятьях не может быть и речи.
Впрочем, судя по самому свежему тренду, из-за повсеместного карантина лидерам какое-то время вообще не придется встречаться друг с другом. Запланированные ранее международные форумы и межгосударственные встречи будут либо отменены, либо для их проведения будут задействованы возможности передовых технологий в режиме онлайн. То есть наступает период, когда мировая дипломатия будет функционировать с помощью цифровых средств коммуникации.
Уже на следующей неделе Саудовская Аравия, которая в этом году председательствует в G20, созывает чрезвычайный саммит «без личного присутствия» для обсуждения ситуации вокруг распространения коронавируса. Как передает Саудовское агентство печати, в ходе онлайн-встречи лидеры «большой двадцатки» должны согласовать набор экстренных мер для защиты населения и экономики. Таким же способом планируют 26–27 марта общаться руководители стран ЕС на своем саммите, посвященном той же проблеме.
Между тем остаются под вопросом многие другие международные мероприятия, включая крайне важные с точки зрения российской внешней политики. Речь идет, например, об обзорной конференции в рамках Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), которая должна пройти в апреле в Нью-Йорке. На днях один из авторитетных специалистов по нераспространению Тарик Рауф под предлогом пандемии предложил на год отложить этот форум. Тем более что многие предрекают ему провал из-за многочисленных разногласий между 191 странами – участницами ДНЯО. Поэтому итоговый документ, как и пять лет назад, согласовать вряд ли удастся. Отмена или перенос позволит участникам конференции сохранить лицо.
Инициатива России о проведении саммита пяти постоянных членов Совбеза ООН на полях следующей сессии Генассамблеи, возможно, тоже сойдет с повестки дня. Пока у великих держав нет консенсуса по основополагающим вопросам, особенно касающимся контроля над вооружениями. На фоне вводимых Договором СНВ-3 ограничений проблемой для США стал быстрый рост китайского ядерного потенциала. Вашингтон настаивает на вовлечении Китая в переговоры и намерен убедить Россию помочь ему в этом. С российской же точки зрения такая постановка вопроса лишена смысла. Ведь ядерные силы Китая существенно меньше британских и французских вместе взятых. При этом Пекин не является военным союзником Москвы, а Париж и Лондон имеют с Вашингтоном договоренности о сотрудничестве в нацеливании ядерного оружия.
Сам Совет Безопасности ООН принял меры предосторожности и отложил запланированные на грядущую неделю заседания. По словам председательствующего в марте в СБ постпреда Китая, решается вопрос о переводе совещаний на видеоформат.
Каким будет результат «новой нормальности» в международных отношениях, когда лидеры смогут лицезреть друг друга в лучшем случае на мониторе, предсказать пока не осмеливается никто.
комментарии(0)