Фото Doug Mills-Pool/Getty Images
В ходе брифинга в Белом доме Дональд Трамп сообщил, что обсудил вопрос вооружений с российским президентом Владимиром Путиным. «Это была важная часть нашего разговора», – отметил американский лидер, раскрывая журналистам детали воскресной телефонной беседы. Как раз за два дня до этого он учредил пост спецпосланника по контролю над вооружениями и назначил на эту должность Маршалла Биллингсли.
На первый взгляд это свидетельство того, что Трамп обеспокоен судьбой СНВ-3, единственного оставшегося договора о контроле над вооружениями с Россией, срок действия которого истекает в феврале 2021 года. Как указывается в сообщении Госдепартамента, президент поставил перед администрацией задачу «вступить в новую эпоху контроля над вооружениями, при которой удастся выйти за рамки двусторонних договоров прошлого».
С другой стороны, кадровые решения Трампа в сфере вооружений можно расценивать лишь как показной шаг. Биллингсли нужен ему для того, чтобы имитировать активность вокруг СНВ-3. Назначение помощника министра финансов по борьбе с финансированием терроризма на, казалось бы, ответственный пост означает, что администрация не очень заинтересована в продлении договора, считает журнал American Conservative.
Кстати, в прошлом году назначение Биллингсли заместителем госсекретаря по вопросам демократии и прав человека сорвалось из-за его неприглядной роли в практике пыток узников тюрьмы Гуантанамо. Как следует из сенатского доклада 12-летней давности, он рекомендовал лишать их сна, использовать колпаки и повязки на глаза, насильственно сбривать бороды, запугивать собаками и т.д.
Парадокс и в том, что Биллингсли был помощником Джесси Хелмса, получившего прозвище Сенатор Нет, поскольку выступал против любых программ и договоров по ограничению вооружений. Теперь же ему предстоит вести переговоры по таким проблемам с Москвой и, возможно, с Пекином. По словам сенатора-демократа Роберта Менендеса, Биллингсли не тот человек, которому «следует доверять» их решение. А его назначение лишь подтверждает «бессистемное и легкомысленное отношение к ядерной дипломатии» со стороны Белого дома.
Ситуация осложняется тем, что Вашингтон выдвигает все новые условия относительно продления СНВ-3. Среди них, по мнению главы Пентагона Марка Эспера, не только охват договором нового российского стратегического и тактического ядерного оружия, но и непременное участие в договоренностях Китая.
Эти требования, впрочем, никак не соотносятся с продлением СНВ-3. Оно несовместимо с присоединением к переговорам Китая, так как это двусторонний договор. Да и в Пекине не заинтересованы в разработке трехстороннего документа, поскольку китайский ядерный арсенал якобы существенно уступает по мощи американскому и российскому.
То же касается и требования Вашингтона включить новейшие российские вооружения, которые не значатся в договоре. Хотя Россия сама уже объявила, что две новые системы (гиперзвуковой планирующий блок «Авангард» и тяжелая межконтинентальная ракета шахтного базирования «Сармат») из шести обнародованных Путиным в 2018 году подлежат зачету в рамках СНВ-3. Другие системы под него не подпадают и теоретически могут стать предметом нового договора, скажем, СНВ-4. Ведь если текст действующего документа изменить, то его придется утверждать заново, а на это времени уже нет.
При этом нужно учитывать, что решение Трампа по СНВ-3 может зависеть от хода президентской кампании. В случае уверенности в собственной победе он скорее всего продолжит тактику затягивания с пролонгацией. Но если он почувствует опасность поражения, то, вполне возможно, пойдет на соглашение с Россией. Немаловажное значение сыграет и ситуация, которая сложится в США с пандемией коронавируса.
комментарии(0)